Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

РО шагает по стране, а значит, ребенок становится создателем нормы

17 Декабря 2019 15:24

22–24 ноября в Южно-Сахалинске прошла первая сессия повышения квалификации по развивающему образованию, в том числе дошкольников, в условиях полилингвальности.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский рассказал о том, что ребёнок фактически становится создателем новой нормы, о готовности взрослых принять эту норму, о ценности дошкольного детства.

Доктор психологических наук, директор Института им. Л.С. Выготского РГГУ Елена Кравцова рассказала про прямое и косвенное, спонтанное и реактивное обучение. Косвенное обучение происходило раньше, например, во дворе, и для него важны среда – эмоциональная и не похожая ни на что другое, и событие – то, что выбивается из ряда вон.

Реактивное обучение, по мнению Кравцовой, – это когда ребёнок умеет учиться по чужой программе. Но это свойственно уже школьникам, а не дошкольникам.

«Задача дошкольного педагога для создания развивающего образования – взрослое реактивное сделать детским спонтанным, – считает Елена Кравцова. – Это возможно через возникновение событий и эмоционально привлекательной, выбивающейся из привычной среды».

На лекциях и мастерских педагоги и эксперты рассуждали про возрастные особенности, про роль взрослого, про среду, особенности взаимодействия педагога и ребёнка. Одна из задач участников заключалась в том, что нужно было в команде обсудить и нарисовать символ, отражающий дошкольное детство. «Задачка, как оказалось, непростая, – поделилась с нами заместитель директора Института проблем образовательной политики “Эврика” Наталья Шадрина. – Сложно отказаться от роли контролирующего взрослого и иллюзии, что контролирующий взрослый может создать безопасную, беззаботную жизнь ребёнка. Вопрос доверия, правил и свободы. Много говорили про свободу выбора и возможность выбора для ребёнка».

На вопрос о том, каких материалов в детском саду нужно больше: контейнирующих или регрессирующих, педагоги отвечали не сразу. Очевидно, что материалов, которые контролируют действия ребёнка, т.е. фломастеров, карандашей, пластилина – больше, чем глины, песка, воды, угля и др.

Эксперт «Эврики» Анастасия Кислицина говорила о том, как услышать голос ребёнка, как ребёнок может проявить себя и через что его можно увидеть и услышать?

«Когда оформление пространства связано с детьми, сделано руками детей, а в процессе дети исследуют и лучше узнают друг друга – жить им в детском саду становится в разы комфортнее, ведь это становится действительно их группа!» – уверена Анастасия Кислицина.

На мастер-классе по личностному развитию Дарья Симбирцева показала педагогам, как можно расширить свой ролевой репертуар, научиться вставать на чужую позицию, работать с чувствами и повысить свою осознанность.

По мнению Дарьи Симбирцевой, через взаимодействие с осознанным взрослым, который понимает и дифференцирует собственные чувства, ребёнок развивает эмоциональный интеллект, а это помогает ему чувствовать границы другого, быть способным к эмпатии, бережно относиться к своим и чужим потребностям.

«Если ребёнок растёт в условиях психологического здоровья, это позволяет ему использовать весь потенциал своих способностей и в будущем быть успешным в карьере и жизни», – считает Симбирцева.

В рамках семинара состоялась презентация проекта сетевой муниципальной основной образовательной программы начального общего образования и была проведена работа в группах по обсуждению условий реализации ФГОС НОО; образовательных результатов и системы оценивания младших школьников; содержания образования младших школьников как предмета проектирования основной образовательной программы; учебного плана и плана внеурочной деятельности как механизмов реализации ООП.

Участники семинара узнали, что такое расшколивание в развивающем образовании младших школьников и как в этом задействованы внеурочная деятельность и сетевое взаимодействие, а еще что является содержанием, способами деятельности и результатами в математике в развивающем образовании и как обучение грамоте и окружающий мир могут быть возможными вариантами интеграции учебных предметов.

Дальше, после первой очной сессии, – самостоятельная работа в дистанционном формате общения с авторами, специалистами и практиками развивающего образования.

Основные тезисы

1. Разработка собственной образовательной программы – это право образовательной организации и возможность создать авторское образовательное пространство развития ребёнка.

2. Диалог формируется благодаря проблемной ситуации, провоцирующей ребёнка задуматься, при наличии открытых вопросов и провокаций со стороны педагога.

3. Формирование инициативы возможно в условиях свободы.

4. Одна из ключевых компетенций воспитателя – это умение играть и создавать условия для игры. Важно понимать, что, создавая условия для игры, взрослые заботятся не только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и личностном развитии, а значит, об их будущем. Неиграющие дети растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, неразборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И многие подростковые проблемы – из детства, лишенного игры.

5. Для создания эмоционально благоприятных условий развития ребёнка педагог должен обладать развитым эмоциональным интеллектом и способностью к эмпатии.

6. Сделан новый шаг к пониманию участниками того, что развивающее образование – для всех.

Что говорят участники семинара

«Мы рисовали двумя руками одновременно»

Валентина Юдина:

• Все три дня прошли в эмоциональной, познавательной и дружественной обстановке благодаря педагогам из Института проблем образовательной политики «Эврика». Вместе с Анастасией Кислициной мы занимались тем, что никогда не делали: осознанно были ведущими и ведомыми; рисовали двумя руками одновременно; рисовали одного из участников в полный рост. С Дарьей Симбирцевой прошли тренинг личностного развития (появились вопросы к самим себе «на подумать»). С Ольгой Логачевой получали утренний заряд бодрости и позитива. Прослушали очень интересную лекцию «Пространство детства: как найти баланс?» от Натальи Шадриной. Также была потрясающая лекция Елены Кравцовой.

«Возникают идеи, которые хочется воплотить»

Валерия Чен:

• Хочется выразить благодарность всем лекторам Института проблем образовательной политики «Эврика», которые работают с нами. Много нового и интересного материала в доступной форме. По ходу лекции возникают идеи, которые хочется воплотить в своей работе.

Происходит подкрепление уже имеющихся умений и навыков, а также знакомство с новыми приемами.

Очень интересная работа кипит на мастер-классах. Коллективная работа, происходит сплочение в группы, которые работают в одном ключе, где каждый находит возможность самовыражения. Ни одно мнение или вопрос не остаются без внимания, что очень важно.

«Сколько нового и полезного унесли мы с собой»

Дарья Гущина:

• Как замотивировать? Как расположить? Как раскрепостить, но в то же время организовать детей? Несмотря на разный опыт, не все педагоги сразу смогли ответить на этот вопрос, но под чутким руководством замечательных педагогов Института «Эврика» мы все-таки пришли к решению возникших проблем. Насыщенный знаниями семинар, великолепные мастер-классы с полным инсайтом. Сколько нового и полезного унесли мы с собой! Организаторская способность спикеров на высшем уровне. Уверена на 100%, что все участники остались приятно впечатлены.



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100