Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

6 критериев, которым должен соответствовать современный учебник

09 Июля 2019 16:22

Раньше многие учебники были безликими. Они содержали информацию, которую ребёнок должен был просто усвоить, поднять руку и воспроизвести. Но сегодня так учить невозможно.

Современный учебник должен:

1. Развивать

Мы не рассказываем ребёнку, сколько в современном языке, например, гласных звуков и гласных букв. Мы ставим перед ним вопрос: «Как ты думаешь, чего больше: гласных звуков или гласных букв?» А вопрос, чего больше: согласных звуков или букв, ребёнок задаёт уже сам.

2. Учить задавать вопросы и отвечать на них

Раньше многие учебники были безликими. Они содержали информацию, которую ребёнок должен был просто усвоить, поднять руку и воспроизвести.

Но сегодня так учить невозможно. Сегодня каждый учебник должен быть диалогичным. Именно поэтому в учебнике мы постоянно задаём ребёнку вопрос: «Что ты об этом думаешь? С каким из персонажей ты согласен или не согласен? Почему? Попробуй сам сформулировать правило. Попробуй сам сформулировать определение. Например, есть ли у слов родственники? Или что такое родственные слова?»

Для того чтобы придать обучению диалогический характер, в нашем учебнике есть игровые персонажи, которые вместе с детьми переходят из класса в класс. Например, робот Сам Самыч, его обучают сами дети, и он придает всему обучению рефлексивный характер: повторить какое-то правило или систематизировать их, ещё раз уложить в собственной голове.

3. Не повторять задания

У нас практически нет повторяющихся заданий и вопросов. Не все их обязательно выполнять и не на все нужно отвечать. Педагогу можно выбрать те, которые соответствуют возможностям детской аудитории.

4. Обучать взаимодействию

Очень важно учить детей взаимодействовать друг с другом, особенно сегодня, когда существует очевидный дефицит реального общения. Дети учатся что-то делать вместе, слышать друг друга, получать коллективный результат. Для этого у нас в учебниках есть специальные упражнения под знаком групповой работы.

5. Учить ребенка делать собственные выводы и открытия

Всё, что мы с детьми делаем, в конце концов приводит их к собственным выводам, позволяет им сделать свои собственные открытия.

Учебник даёт возможность ребёнку прогнозировать его следующий шаг, самостоятельно прокладывать логику изучения языка.

6. Прививать интерес к предмету

Мы постарались сделать наши учебники такими, чтобы они соответствовали всем критериям.

Какие учебники русского языка являются эффективными и используются в программах развивающего обучения?

Что читать детям и почему произведения современной российской литературы читать необходимо?

Эти и другие вопросы вы сможете задать авторам учебных пособий, писателям, экспертам в области полилингвального образования на семинарах, которые будут проходить в сентябре в Болгарии, Венгрии, Германии.

Это уникальная возможность поучаствовать в интерактивных лекциях, мастерских по использованию учебной литературы на уроках, авторских тренингах, экспозиции и презентации книг и учебных пособий от российских издательств, познакомиться с российскими образовательными технологиями, методами обучения и воспитания, а также пообщаться с писателями, книги которых читают ваши дети.

Семинары будут проходить на базе РЦНК.

6–7 сентября, Будапешт (Венгрия)

9–10 сентября, София (Болгария)

12–13 сентября, Гамбург (Германия)

Подробная информация на сайте проекта «Российские издания. Встреча с авторами»

Елена Восторгова,
автор-разработчик букваря
и учебников по русскому языку
для начальных классов



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100