Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дневник выездного практикума педагогов проекта «Школа Росатома» в Италии

11 Июня 2019 11:55

С 10 по 15 июня 2019 года в итальянской Тоскане под научным руководством АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» проходит выездной экспертный практикум педагогов и управленцев сетевых детских садов проекта «Школа Росатома».

Участникам практикума представилась уникальная возможность не только познакомиться с традициями и инновациями системы образования Италии, но и попробовать себя в качестве экспертов, представляющих российские традиции и инновации в образовании. У каждого участника практикума богатый опыт реализации государственных стандартов в образовании и внедрения инноваций. Педагогические команды из Железногорска, Сарова и Снежинска уже многое сделали как участники сети детских садов проекта «Школа Росатома», преобразуя пространство, уклад жизни и программы, которые реализуют. Представителям города Лесного еще предстоит пройти трудный, но интересный путь по внедрению требований стандартов Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома». Уникальное сочетание традиций и инноваций итальянской системы образования стало поводом для профессионального общения команд дошкольных образовательных организаций друг с другом, чтобы продвинуться в развитии своих проектов, которые они реализуют при поддержке «Школы Росатома».

Каждая команда-участница практикума разделилась по экспертным позициям: один член команды удерживает позицию эксперта развивающей предметно-пространственной среды образовательной организации и города, другой член команды удерживает позицию эксперта в области управления развитием в образовательной организации и вовлечения общественности в управление развитием организации, а третий член команды удерживает позицию эксперта, анализирующего образовательные технологии и уклад жизни в образовательной организации.

10 июня 2019 года. День первый

Старый итальянский городок Сан-Миниато насыщен духом истории, богатой и яркой. Кривые мощённые улочки, здания разных эпох, разных архитектурных стилей, яркая зелень и множество цветов, летящий над городом колокольный звон, спокойный ритм жизни. Из окна гостиницы потрясающий вид на долину, чисто тосканский – с кипарисами, холмами, дальней горной грядой в дымке. Много туристов, бродящих по улочкам. Город пропитан любовью к творчеству, здесь много артистических мастерских и галерей, но при этом творческие эксперименты художников не нарушают стиля города. Аутентичные ресторанчики и магазинчики местных продуктов. Доброжелательные, открытые люди. Чувство гармонии, которое возникает тут, невозможно передать ни с помощью фотографий, ни с помощью слов. И начинаешь понимать, что вся эта обстановка, несомненно, влияет на детей, маленьких граждан Сан-Миниато.

Вчера знакомство с городом началось у нас с небольшой прогулки по ближайшим улочкам. Неожиданно натолкнулись на здание с аркадой по периметру и небольшим внутренним двориком, в котором находились чудо-кресла в виде лиц людей и решетчатые сооружения, на которых были развешаны листы с работами детей, причём в самой разной технике исполнения. У нас это вызвало живейший интерес, возникло много предположений. Коллеги стали сразу планировать использование таких устройств для размещения детских работ на участках детских садов, а кого-то заинтересовали использованные детьми техники.

Сегодня мы посетили снова это здание – здание муниципальной библиотеки. Именно здесь началась рабочая часть нашего экспертного практикума. От руководителя практикума с итальянской стороны Барбары, мы узнали, что эта выставка детских работ была результатом проекта, посвящённого празднику лета. Нас поразила открытость и доступность творчества детей любому жителю и гостям города.

Сегодня мы посетили детский центр Nido «La Fata Turchina» для детей от 1 до 3 лет. К нашему приходу детишек уже забрали родители, и мы имели возможность спокойно рассмотреть среду и послушать пояснения Барбары. Особенностью здания является его ценность традиционного тосканского строения, что влечёт за собой бережное отношение к сохранности культурного наследия региона. Организаторы детского центра не имели возможности делать капитальные изменения помещения, но смогли приспособить его под нужды маленьких детей, реализацию задач используемой технологии. Пространство разделено на центры активности непривычными для нас низкими полками, а перегородками. Большой центр двигательной активности, в котором находится сухой бассейн, устройства для лазания. Центр рассматривания книг с учетом возраста детей и возможностью выбрать место для уютного расположения. Удивительно насыщенный центр творчества. Причём акцент делается на экологические материалы. Большой центр игры с разными наборами предметов. Нас порадовала продуманная организация санитарной комнаты: включение воды с помощью ножной педали, индивидуальные ячейки со сменной одеждой, пеленальный столик с зеркалом, висящим над столиком. Зеркала – это отдельная удивительная история, мы насчитали аж восемь зеркал – больших, средних, небольших, в разных местах и разной формы. В центре переодевания три зеркала! Себе на заметку мы взяли стульчик, который трансформируется в три разных размера – для ребёнка помладше, для ребёнка постарше и для взрослого. Всем понравилось, что есть помещение для педагогов, хорошо оборудованное, в котором видно уважительное отношение к работающим здесь людям: организованное пространство для хранения документов, для работы на компьютерах, кресло-качалка, чайник и так далее. На территории центра достаточно большое пространство для прогулки с велосипедами, прыгалками, кольцами для пролезания, навесом от солнца, столами, скамеечками.

Среда центра удивила и насытила идеями. Нам не хватило возможности увидеть это замечательное пространство с детьми, как мотивирует оно детей на разную деятельность, помогает в развитии социальных компетенций, соответствует ли их особенностям.

Несомненно развивающая среда этого Детского центра произвела впечатление. Требования проекта «Школа Росатома» к среде групп детей распространяются на дошкольный возраст и предполагают создание условий для активной самостоятельной деятельности детей, направленной на развитие социальных, познавательных, творческих компетенций. Что же мы увидели в центре для детей от года до трёх лет? Прежде всего доступность среды, всех ее деталей для детей. Причем, эта доступность контролируема взрослыми, учитывая возраст малышей, и безопасна. Мы увидели возможность свободного перемещения детей по пространству, нахождения деятельности актуальной для ребёнка сегодня – манипуляция с разными предметами, физическая активность, спокойные занятия, игры, рассматривание книг, переодевание, рассматривание себя и других в многочисленных зеркалах, исследование закономерностей во время манипуляций... При этом предполагается разновозрастное общение, так как здесь одновременно находятся дети от года до двух и от двух до трёх лет. Таким образом реализуется требование стандарта «Школы Росатома» о взаимодействии детей разных возрастов. Тем это и любопытно для нас, что для нас привычным является создание разных развивающих пространств для малышей этих возрастных групп. Мы не увидели создания условий для трансформации среды. Но может быть сейчас надо мной довлеет представление о том, как это можно делать в среде дошкольников 3-6 лет, либо мы просто этого не увидели сегодня.

Этот насыщенный день обогатил новым видением среды города, созданной многими поколениями тосканцев, и среды детского центра, столь необычного для детей раннего возраста.

Оксана Борисова,
г. Снежинск, Челябинская область

Bonjorno, коллеги! Мы в Италии, в городе Сан-Миниато региона Тоскана, на выездом экспертом практикуме, который начался со встречи с сотрудником Международного Центра Исследования детства Барбарой Панни и экскурсии в детский центр «La Fata Turchina».

От Барборы мы узнали, что дошкольное образование является не обязательным и делится на две ступени: от 0 до 3 лет и с 3 до 6 лет и их Центр занимается методическим обеспечением качества образования первой ступени. В дошкольном образовании Сан-Миниато главной идеей является социализация детей (на это также направлен ФГОС дошкольного образования и сетевой стандарт проекта «Школа Росатома»). Для её реализации Исследовательский центр разработал технологию, которая используется во всех детских центрах города для детей от 0 до 3 лет. Составляющие данной технологии: разновозрастное взаимодействие, мастерские, индивидуализация, взаимодействие с семьёй. Давайте рассмотрим все по порядку.

Разновозрастное взаимодействие. Малыш учится у старшего, а старший заботится о младшем. В момент их взаимодействия дети овладевают коммуникативными навыками. На это направлен весь уклад жизни. Длительный приём, который даёт возможность детям играть. Завтрак и обед, основная задача которых заключается не в том, чтобы накормить ребенка, а дать детям ещё одну возможность пообщаться.

Формирование навыков самообслуживания, где снова происходит взаимодействие старшего и младшего. Так, например, во время мытья рук вода в кран подаётся с помощью ножной педали, которую годовалому малышу нажать не под силу. На помощь приходят детки постарше.

Мастерские. Их ведут одновременно несколько педагогов. Продолжительность мастерских от 1 до 1,5 часов. Они имеют разную направленность. Для нас остался открытым вопрос: эти час-полтора ребёнок занимается в одной мастерской или может их менять?

Индивидуализация. Грамотное ведение документации – в данном случае оформление портфолио – даёт возможность выстраивать индивидуальный маршрут каждого ребёнка. Стоит отметить, что у нас ведение портфолио в основном осуществляется родителями. В Сан-Миниато это делают педагоги, где они прописывают развитие ребёнка за определённый период, вкладывают его творческие продукты. Мы считаем, что опыт работы с детским портфолио в Сан-Миниато более грамотный и его можно смело реализовывать в своей работе.

Взаимодействие с родителями. Педагоги в Сан-Миниато приветствуют участие родителей в жизни детей в детских центрах. В предварительных беседах они узнают, чем члены семьи могут помочь и поочерёдно приглашают их. Например, бабушка может почитать детям сказку, мама помочь порисовать и так далее. Данное направление нам близко: наши родители тоже активно участвуют в организации деятельности детей (показывают сказки, проводят мастер-классы, развлечения).

Сегодня мы не видели детей и не можем в полной мере оценить эффективность представленной Барбарой технологии. Пока у нас много вопросов. Нам кажется, что итальянские коллеги не учитывают возрастные возможности детей от 0 до 3 лет. Однако, сейчас можно сказать, что у нас много точек соприкосновения. Завтра будет новая встреча с детскими центрами и возможность увидеть детей в деятельности, после чего мы надеемся получить ответы на свои вопросы.

Майя Васильева,
Ольга Колотухина,
Светлана Маринич,
г. Саров, Нижегородская область

Сегодня нам нужно провести экспертизу увиденного по теме: управление развитием образовательных организаций и вовлечение общественности в управление развитием образовательных организаций. Наша делегация встретилась в библиотеке MarioLuzi в Сан-Миниато с Барбарой, членом административной группы Международного образовательного центра BOTTEGADIGEPET. Данный центр занимается разработкой документации по оценке качества образования и организации деятельности детских образовательных центров.

Как мы поняли из рассказа Барбары, управление развитием образования ведется по 3 основным направлениям:

Материально-техническое. Так, в Сан-Миниато функционирует муниципальный центр по типу ресурсного, который полностью обеспечивает финансирование образовательных центров, занимается вопросами их оснащения, проведением ремонтных работ, модернизацией имеющегося и приобретением необходимого современного оборудования, мебели.

Образовательная деятельность. Дошкольное образование в Италии и в Сан-Миниато, в частности, имеет два уровня: с 0 до 3 лет и с 3 до 6 лет. Почти все образовательные центры – государственные (муниципальные). Муниципалитет Сан-Миниато имеет 8 центров для детей в возрасте от 0 до 3 лет и 10-12 центров и с 3 до 6 лет. Количество центров зависит от спроса населения на их услуги. В коммуне существуют также частные образовательные центры, имеющие муниципальную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Таким образом, охват дошкольным образованием составляет детей в возрасте от 0 до 3 лет - 50%, а охват детей дошкольного возраста – 90%. Есть центр, где дети воспитываются по типу семейного детского сада, где отражается уклад семьи.

В образовательных центрах для детей от 0 до 3 нет образовательных программ, но для них существует такое понятие как «опыт». Имеется ввиду, что есть опыт Реждио Эмилиа и опыт Сан-Миниато. На этой основе постоянно происходит активный обмен опытом. Образовательные центры для детей в возрасте от 3 до 6 лет работают в соответствии с национальным стандартом, в котором обозначены задачи для педагогов, он достаточно открытый и рамочный. В Сан-Миниато управление развитием образовательной деятельностью осуществляет центр BOTTEGADIGEPET. Это управление заключается в экспертизе образовательной деятельности, рефлексии и выработке с педагогами центров совместных идей развития.

Кадровая служба. Методическая деятельность этого органа направлена на подбор педагогических кадров. В образовательные центры принимаются на работу педагоги только с высшим педагогическим (университетским) образованием, при этом строго соблюдаются нормативы: на 1 педагога, работающего с детьми в возрасте от 0 до 12 мес. норма составляет 6 детей, на 1 педагога, работающего с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет - 8 детей. В возрасте от 3 до 6 лет на одного педагога 10 детей.

Система такова: например, если в группе детей с 0 до 12 мес 7 воспитанников, то принимается второй педагог, не дожидаясь бОльшего увеличения количества детей. Управленческие функции делегируются одному члену педагогического коллектива, который ежедневно оперативно отслеживает выход на работу сотрудников, решает вопросы замены в случае необходимости, осуществляет связь с муниципальным центром. Этот ответственный педагог меняется/назначается каждый год.

На наш вопрос: какова роль общественности в управлении развитием образовательных центров, Барбара рассказала об участии родителей в образовательном процессе, из чего мы сделали вывод, что на следующей встрече нам необходимо еще раз утонить позиции муниципалитета в этом вопросе.

Мы уверены, что в ближайшие дни нашего экспертного практикума нам удастся выяснить как общественный совет Сан-Миниато влияет на управление развитием образовательных центров.

Из всего услышанного сегодня мы сделали такие экспертные выводы:

1. Управление развитием образования организовано с большим доверием к профессионализму педагогов. Их деятельность ресурсно обеспечена, поддержана методически и не подвергается многочисленным проверкам и надзору.

2. Общественное влияние опосредовано запросом на количество мест в центрах для детей. О каком-либо влиянии на содержание образования мы не услышали.

3. Данная система управления складывалась постепенно, прошла проверку временем из чего можно сделать вывод о ее эффективности.

Юлия Минеева,
Татьяна Грищенко,
Наталья Баландина,
г. Железногорск, Красноярский край



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100