Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Что нужно, чтобы дети играли в детском саду

07 Июня 2019 13:22

Как быть взрослым и не утратить этот детский задор, эту непосредственность, эмоциональность, некоторую, если хотите, шаловливость? Это позволяет видеть мир цветным, а не черно-белым и это такая важная задачка для взрослых, особенно тех, кто работает с детьми.

Я стала рисовать вместе с внучкой, играть, много видеть того, что раньше не замечала. Она научила меня жить в двух мирах одновременно, в мире понарошку и в реальном мире. В мире понарошку мы строим плот и переплываем океан, попадаем в царство китов, становимся пиратами, поем пиратские песни. Играем в доктора, дом, магазин.

Чтобы перевоплотиться, нам не нужны особенные игрушки, всегда есть какие-либо предметы, которые на время игры становятся нужными атрибутами.

Я поняла, что важно играть до конца, если ты отвлекаешься во время игры на звонок или чью-то просьбу и выходишь из роли, то игра рушится.

Это важно чувствовать, поэтому мы, разговаривая с тем, кто хочет нас отвлечь, говорим из роли героя и в контексте замысла игры.

А ещё, я заметила, внучка очень любит решать сложные задачки, мы в игре можем взять любой барьер, если нужно. Она говорит: «...Слушай, нужно просто сделать..., у нас все получится». И ты веришь ее словам, у нас действительно все получается.

Ещё одно условие как необходимое для развития в целом – это свобода.

Когда что-то создаёшь и нет ограничений в использовании материалов, решений, много чего можно.

Мы иногда позволяем себе устроить битву с подушками, игру в болото, эксперименты, кулинарные дела, бывает, очень несимпатично выглядит комната после таких игр. Договариваемся, что, если намусорили, то прибираем. Зато какое чувство свободы и творчества, какой полет фантазии... смелые идеи, решения. То состояние, в котором творят художники, изобретатели, поэты, писатели...

Что нужно, чтобы игра была настоящей в детском саду:

⭐️1. Воспитатель должен быть играющим, чувствовать ситуацию, ему самому должно быть интересно. Сложно точно сказать, в какой момент понадобится его включение в игру. Игра может развиваться и без воспитателя, поэтому дать точный алгоритм действий не получится.

2. ⭐️Спонтанность. Игра может развернуться здесь и сейчас, увидел интересный мультфильм, побывал у доктора, прочитали интересную книгу, все это может стать содержанием игры. Ребенок строит игру на своём содержании. Чем больше ребёнок видит, слушает, чувствует, тем богаче содержание игр. Чем эмоциональнее прочитан текст, построен диалог, тем вероятнее, что ребёнок присвоит материал и будет в это играть.

3. ⭐️Материалы для игры. Разные: куски ткани, картон, мягкий строитель, любой конструктор, бросовый материал. Обязательно должен быть сундук с таким богатством, что позволяет детям создать разные образы. (У нас любимый предмет – это палки, коробки, куски ткани. Мы их храним дома или во дворике). Обязательно наборы разных мелких игрушек для режиссерской игры и не только.

У нас они классифицированы по размеру, есть сундучок с «прилипалами», это то, что по акции в магазине, чем больше соберёшь, то там чего-то дешевле будет. Мы их не отдаём, а собираем и играем. Есть сундучок с игрушками чуть больших размеров, иногда объединяем. Великаны в гостях у прилипал или наоборот, конфликт и выход из конфликта... разные сюжеты.

4. ⭐️Укромные места, уголки уединения способствуют развитию игры. Дети очень любят разноуровневые постройки, норки, где можно прятаться. Различные домики, подойдут из картона. (У нас кровать в два яруса, второй – это домик. Все друзья внучки тусят на втором этаже кровати, могут часами там играть.)

5. ⭐️Воспитатель может стать участником игры, но быть во второстепенной роли. Может обогатить содержание игры, если играет по-настоящему.

Мне удалось видеть, как Жанна Сугак развернула игру в незнакомой для неё группе детей за пять минуту. Дети играли в разных уголках, входит Жанна и спрашивает, а что продаётся, кто продавец, где карту можно купить. Тут же появился банк, дом, продавцы, театр. Все это по-настоящему, дети очень чутко чувствуют фальшь. Игра развернулась в пять минут.

6. ⭐️Театр должен быть обязательно в жизни ребёнка, в театр нужно ходить, спектакли нужно ставить, в театр нужно играть. Это даёт возможность увидеть мир совершенно в другом измерении, здесь важно все: костюмы, роль, сюжет, зрители, актеры, кассиры, буфет и др. Важно, чтобы слова не заучивались до бессмысленного озвучивания, просто соблюдая последовательность, а проживалась и понималась сама ситуация. Может быть импровизация, главное – поддержать. У ребёнка должно быть желание играть а театре, а если этого нет, то лучше не делать. Желание появляется там, где ему интересно, куда он идёт с удовольствием, где ему эмоционально откликается.

7. ⭐️Время. Важно, чтобы игра не была ограничена по времени и желательно не прерывалась. Иногда, когда мы играем с внучкой, или она играет одна, на время перекуса мы ее приглашаем либо в ресторан, либо в кают-компанию... придумываем разные ходы, чтобы игра продолжалась. Иногда этот ход бывает очень продуктивным, и в игре возникают новые сюжетные линии.

8. 😀 Играйте с удовольствием.

Наталья Шадрина



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100