Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

13 апреля на межрегиональной конференции «Эврика-Авангард», которая проходила в рамках «Недели образования» на ММСО, состоялся клуб «Сеть сетей»

15 Апреля 2019 10:51

В установочном сообщении Александр Адамский обозначил проблематику развития образования, которая является своеобразным вызовом образовательным сетям, действующим в Российской Федерации.

Модерировал дискуссию, разворачивающуюся в рамках заседания клуба, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Ключевыми спикерами дискуссии выступили Татьяна Ковалева – президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, Алексей Воронцов – руководитель проекта «Сетевая школа» Международной ассоциации «Развивающее обучение», Вадим Чеха – специалист по образовательному праву, дипломат. В дискуссии очно и дистанционно приняли участие эксперты более чем из 30 субъектов Российской Федерации.

В установочном сообщении Александр Адамский обозначил проблематику развития образования, которая является своеобразным вызовом образовательным сетям, действующим в Российской Федерации.

Персонификация и индивидуализация образования – глобальный мировой тренд. Уже сегодня страновые системы образования пытаются решить принципиальную дилемму: продолжать выстраивать идеальный контур представлений об образовательных результатах для внешнего оценивания учащихся, либо начинать выстраивать иные рамки, позволяющие объективировать уникальные индивидуальные результаты образования, которые формируются и оцениваются уникальными способами.

Институт образования перестал быть закрытым и замкнутым. Формирование инфраструктуры открытого образования – также глобальный мировой тренд. Отвечая этому глобальному вызову, в национальных системах образования в развитых странах мира идет смена отношений различных игроков на рынке образования и участников образовательного процесса. Одновременно со сменой этих отношений меняется и система норм, которые регулируют эти отношения. Естественным образом возникла и нарастает открытая конкуренция различных источников образования (в том числе и в нашей стране). Однако, в нашей стране пока все эти источники образования не уравнены в правах. Задача образовательной политики на современном этапе – выработка механизмов, позволяющих уравнять в правах различные источники образования.

Меняется тип образования, который необходим человеку для успеха, развития и продвижения в своем деле. На сегодняшний день очень быстро преобразуются трудовые функции у представителей различных профессий в связи с быстрым развитием технологий (производственных, социальных и т.д.). Человек ощущает потребность в оперативных образовательных услугах и сервисах, которые по определению не могут быть помещены в монолитную образовательную программу одной образовательной организации. Идет становление сетевого образования. На повестке дня в образовательной политики в Российской Федерации – правила сертификации условий и результатов обучения человека в образовательных сетях (в том числе и прежде всего, в электронных сетях). Как институционально обеспечить развитие сетевого образования? Грядет принципиальная смена типа нормирования в сфере образования с целью обеспечения решения этой задачи.

Алексей Воронцов в своем спиче остановился на фиксациях того, что мешает на сегодняшний день сетевой образовательной структуре получить лицензию на общее образование:

• необходимо институционализировать принципиально новые способы расчета стоимости образовательных программ;

нужно менять подход к финансированию тех, кто предоставляет услуги в общем образовании, изначально закладывая рамки, позволяющие рассматривать в качестве исполнителя образовательных услуг в общем образовании не только школу;

необходимо операционализировать и легализовать разработку программ различными образовательными сетями (вплоть до легализации возможности разработки примерных основных образовательных программ уровней общего образования различными образовательными сетями);

необходимо диверсифицировать рынок разработки оценочных материалов, включив конкурентные механизмы, позволяющие участвовать в разработке оценочных материалов образовательным сетям.

Татьяна Ковалева озвучила тезис о том, что в условиях развития институциональной базы для развития сетевого образования было бы эффективным разрабатывать не механизмы сертификации программ, а механизмы сертификации профессионалов, способных к реализации программ различной технологической направленности.

Вадим Чеха в своем спиче подчеркнул необходимость выделения для возможного последующего придания официального правового статуса перечня субъектов образовательных, организационно-финансовых и правовых отношений в условиях сетевого образования.

Роман Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» предложил уточнить структурные единицы сетевого образования для последующего проектирования его институциональной базы. Эксперт предложил для перспективного обсуждения два тезиса:

в условиях сетевого образования не учреждение, не держатель контента, не программа, а индивидуальная образовательная программа должна становиться объектом финансирования, что позволяет в пределе говорить о возможности становления человека в качестве института образования в правовой плоскости. Выделяя структурную единицу индивидуальной образовательной программы, можно предположить, что таковой может являться собственно учебная программ;

в условиях сетевого образования не учреждение, а держатель контента должен полежать сертификации. Это могут быть и юридические лица, и физические лица. Предельным вариантом сертификации может быть выстраивание системы по аналогии с системой здравоохранении – каждый педагог должен иметь лицензию. При этом сертификация необходима и для самого контента. В условиях автономизации педагога как держателя образовательного контента, возможна реализация механизмов саморегулирования в сфере образования.

Подводя итоги заседания клуба Александр Адамский зафиксировал перспективные направления для дальнейшей проектной работы:

необходимо проектировать нормативное представление индивидуальной образовательной программы как «программы программ»;

ключевой пазл сетевого образования – индивидуальная образовательная программа учащегося. Способ институционализации индивидуальной образовательной программы – это проектная задача для экспертного сообщества;

если индивидуальная образовательная программа учащегося может быть институционализирована – мы можем зафиксировать, что система образования движется к нормативной фиксации: ребенок – образовательный институт.

Иван Трифонов



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100