Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

С 14 по 23 апреля 2018 года в Японии проходит образовательная стажировка, организованная Институтом проблем образовательной политики «Эврика»

17 Апреля 2018 23:11

С 14 по 23 апреля 2018 года в Японии проходит образовательная стажировка, организованная Институтом проблем образовательной политики «Эврика», в которой принимают участие педагогические и руководящие работники сетевых школ проекта «Школа Росатома», работники муниципальных органов управления образованием, ставших победителями рейтингов городов-участников проекта «Школа Росатома» в 2016-2017 учебном году.

Почему именно Япония? Потому, что образование в Японии – это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. В ходе стажировки участники познакомятся с системой образования Японии, узнают о стандартах образования в Японии, вникнут в суть системы школьного управления, встретятся со специалистами Японского научно-исследовательского коллектива по изучению образования в России и Советском Союзе, посетят детские сады, школы и университеты.

Подробнее об образовательной стажировке напишут сами участники, приоткрыв нам двери в Страну восходящего солнца.

14 апреля 2018 года. День первый.

«Сетевая встреча. Перелет»

День 14 апреля, как ни странно, мы встретили в аэропорту Дубая. До этого была встреча в Домодедово, обнимашки-целовашки с такими уже родными сетевыми коллегами, загибание пальцев: «Зеленогорск тут», «Саров приехал», «Лесной видели», «Трехгорный появился», «А Новоуральск где?» - «А они еще летят»… Несколько часов в небе, и трехчасовое ожидание: пересадка в Дубае.

Осваиваем новую страну через терминал. Города сквозь огромные окна не видно, но можно угадать размеры и ожидающие кого-то чудеса. Но есть люди: разные – по национальности, по способу поведения, по форме общения. Изучаем то, что есть здесь и сейчас. Можно ли по одному взгляду понять, откуда они? Оказывается, не всегда. Если человек относится к какой-то расе, то сказать, из какой страны практически невозможно. Стираются границы. Сейчас, как никогда, можно говорить о людях мира. Доброжелательные, общительные (независимо от языка), ожидающие своего рейса.

Прислушиваемся к японской речи, пробуем устанавливать контакты в зале ожидания: выясняется, что в основном общаемся на языке жестов. Но опыт общения на этом «великом и могучем» прожит вместе с детьми в международных лагерях, поэтому уже легко, уже без стеснения…

Ура! Без объявления рейса нас погрузили в самолет. Оказывается, что все настолько подчинены определенным правилам, что можно и не объявлять, все придут вовремя и пройдут контроль. Самолет: два этажа. Посадка в самолет глубокой ночью, а тебе с улыбкой говорят: «Доброе утро!». Места: с одной стороны – одна группа, но все хотят сидеть рядом со знакомым себе человеком. В 2.20 по местному времени гордо взлетаем на двухэтажном крылатом чуде в сторону страны восходящего солнца.

Перелет прошел незаметно. Спали, общались. Темы общения переходили от дружеских до деловых. Вопрос критериев оценки образовательной среды в компонентах взаимодействия и предметно-пространственной развивающей составляющей еще не до конца проработан… Интересно, как позиционируют себя школы, которые уже три года в проекте, и школы, которые вступили в него в этом году?

С нами летит группа детей. Среди них два брата: Денис и Артем, взрослый подросток и младший школьник. Денисом проявлен высший пилотаж общения на русском и английском языке, чтобы места с братом оказались рядом. Удивительная ответственность за младшего брата в течение всего рейса. Вовремя поесть, вовремя отдохнуть, вовремя отчитаться перед родителями, что все в порядке. Понимаешь, что родители знают, что и какими способами надо воспитывать в своих детях.

Уже очень хочется спать. После почти бессонной ночи в поездах и самолетах до Москвы и Дубая – ну, очень хочется спать. Спать сидя неудобно. Даже в двухэтажном небесном чуде неудобно. Но спим. Спим, наговорившись до отвала о своих продвижениях и пробуксовках на тернистой сетевой росатомовской дороге, насмеявшись по любому поводу просто потому, что радостно от встречи, что чувство неизвестного и интересного будоражит, что объем впечатлений не умещается в мыслях…

За девять часов полета пролетели 5 часовых поясов, и вот уже посадка, и уже почти 18 часов, темнеет, паспортный контроль, багаж, обмен валюты, свежий воздух, сильный ветер – Япония!!! В этот день страну мы не увидели, так как в полной темноте нас на автобусе около часа везли в городок Цукуба, что в семидесяти километрах от Токио. Ужин в отеле, но на рефлексию уже просто не хватает сил. Переносим ее на завтрашнее утро и идем в маленькие (как и почти все в этой стране) двухместные номера, которые нам, «большим русским», раздали каждому по одному.

Но вот теперь-то и не спится!!! Тишина, два часа ночи, на улице никого. Город студентов отдыхает. Воздух, полный морских запахов и ночной свежести. Ознакомительная прогулка. Четкие линии кустов олеандра, работающие светофоры, разметка на дороге, практически нет машин. Город и мы замираем в ожидании нового дня и новых впечатлений!

Марина Матвеева, Светлана Бурлакова, Екатерина Бондарь, сетевая Гимназия №216 «Дидакт», г.Заречный, Пензенская область

«Полет в страну восходящего солнца»

Близкие духом тянутся друг к другу.

Японская пословица

И снова, «Здравствуйте!». Начинаем нашу историю международной стажировки.

Встретились единомышленники, старые добрые друзья, а также те, «кто сильно хочет подняться наверх, тот придумывает лестницу» (японская котовадза). Именно «Школа Росатома» предоставляет возможности, помогая не просто подняться наверх, а выстроить лестницу по собственному замыслу и пройти по ней, используя собственные ресурсы и способы достижения целей. Мы снова вместе – сетевые школы проекта из городов Саров, Трехгорный, Новоуральск, Зеленогорск, Лесной, Заречный.

Конечно, нас грела идея перелета в Токио через Арабские Эмираты. Но только в самолете мы начали ощущать потребность в самоорганизации, нам было предоставлено все – начиная от стабильного контингента находящихся рядом окружающих людей, время для здорового сна, двухразовое питание, границы, нормы и правила, проложенный пилотом маршрут, комфортные условия для самообразования, электронные ресурсы на английском и русском языке и возможность их найти и освоить, а для желающих проявить свою педагогическую инициативу – были дети.

Каждый воспользовался ситуацией: кто-то принципиально смотрел фильмы на английском языке, кто-то осваивал знакомство с новыми взрослыми, кто-то осваивал техники здорового сна с учетом разных положений тела.

Всего пять часов, и мы приземлились в аэропорту Дубая, самом «тихом» аэропорту в мире, о чем нам сообщили еще в самолете. Действительно в аэропорту вы не услышите все нам привычных музыкальных переливов, объявлений о рейсах и пассажирах. Полна тишина…

Первое разочарование настигло группу по прилету в Дубай – готовились к 30 градусной жаре, а пришлось надеть все теплые вещи, которые были с собой. Надежда ухватить кусочек лета не оправдалась. Дубайский аэропорт встретил нас арабской прохладой. Однако стажерам удалось реализовать свои образовательные потребности: международный терминал с наличием большого количества магазинов duty free, которые позволяют не только присмотреть всемирно известные бренды, но и являются проверенным источником информации о стране, а сувениры точно передают национальный колорит. Дирхама – денежная волюта ОАЭ, главные сувениры – финики, дубайские небоскребы, верблюды – от плюшевых, до металлических, украшения из белого, желтого золота, сапфиров и бриллиантов.

Четыре часа ожидания рейса в Токио пролетели незаметно, и мы уже на борту суперсовременного двухэтажного лайнера летим в Страну восходящего солнца. Продолжаем изучать английский язык, все более быстрее осваиваемся в меню, различаем некоторые особенности национальной кухни, изучаем карту маршрута и по-прежнему используем возможность для здорового сна в носочках, любезно предоставленных авиакомпанией «Emirates», и, как ни странно, носочки оказались в цветовой гамме проекта «Школа Росатома».

В Японии нас встретила очень строгая система безопасности и контроля – с нас взяли электронные отпечатки пальцев, сфотографировали наши лица, все вместе мы осилили заполнение миграционных документов и …аромат весны, сакуры и ночная прохлада!

Жить первые три дня в Японии нам предстояло в научном центре – городе Цукуба, который построен в 60-е годы XX века по аналогии с Новосибирским Академгородком. Цукуба – город студентов, научных работников и с абсолютно не типичной для Японии планировкой улиц. Здесь расположен один из крупнейших планетариев мира.

Учитесь вчера, живите сегодня, надейтесь на завтра (котовадза)

Юлия Василкова, Светлана Калмыкова, Оксана Маляева, Ольга Кулыгина, сетевая Гимназия №2, г.Саров, Нижегородская область

15 апреля 2018 года. День второй.

«Погружение. Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла»

Утро 15 апреля обещало быть дождливым. Фотографировать одной рукой не очень-то удобно (если второй держишь зонт). Но все сложилось в этот день удивительным образом!

День был посвящен экскурсионной поездке в Храмовый комплекс Тосёгу в Никко – один из старейших религиозных и паломнических центров Японии. Никко буквально – «солнечный свет», и это действительно так: несмотря на то, что выезжали под дождем, а на озере Чудзендзи дрожали от пронизывающего ветра, при нашем подходе к комплексу по аллее четырехсотлетних криптомерий (японских кедров), сквозь их ветви просочились солнечные лучи. И все заиграло другими красками!

Как необыкновенно здорово получилось, что наша стажировка началась с погружения в эту удивительную восточную красоту! Забылись мысли о работе, рутинные проблемы, осталось только осознание совершенно новой культуры, новой философии, любование великолепной природой и необыкновенной красоты архитектурой.

Поездка в заповедник Никко показала, что человеческие способности к восприятию информации безграничны: сразу в мозг, минуя органы слуха и зрения. Наш экскурсовод Иван погрузил нас в особенности Японии, начиная от климата и заканчивая традициями еды и пития. Разницу температур, о которой он нам поведал, мы прочувствовали на себе: от пронизывающего ветра и 11 градусов тепла, до 20 градусов в Храмовом комплексе. Озеро, образованное в результате извержения вулкана, поражает своей глубиной и температурной неприступностью. А ведь некоторые предполагали, что могут искупаться!!! Как оказалось, в этом озере никто и никогда не купается. Не стали выделяться из правил и мы, это в Японии не принято... Ветер на озере позволяет делать фотографии как бы летящих над ним людей. И это очень необычно и захватывающе одновременно.

Храм покоряет своей древностью, способностью притягивать миллионы людей к общению с природой, и, как ни странно, уединением... несмотря на толпы людей. Каждый увидел там что-то проникновенно свое… Специфические орнаменты, традиции, плач дракона, возможность загадать желание, написав его на дощечке. Порядок, тишина, люди, готовые к общению с прекрасным.

На стене Священной конюшни Храмового комплекса барельефы на различные философские темы, иносказательно изображенные сценками из жизни обезьян. Среди них известная «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла». Именно так и прошел этот светлый день.

Марина Матвеева, Светлана Бурлакова, Екатерина Бондарь, сетевая Гимназия №216 «Дидакт», г.Заречный, Пензенская область

«Солнечный свет»

Солнце не знает правых.

Солнце знает неправых.

Солнце светит без цели кого-то согреть.

Нашедший себя подобен солнцу.

Японская пословица

Сегодня наша команда направилась на созерцание и познание особенностей японской культуры через «Солнечный свет», именно так переводится название одного из старейших религиозных и паломнических центров Японии – Никко.

Никко расположен в 140 км к северу от Токио, к нему ведет дорога Ироха-дзака – это необычная дорога, соединяющая город Никко и озеро Тюдзендзи в Оку-Никко. Дорога имеет 48 крутых поворота, что соответствует количеству букв классического японского алфавита.

Удивительным образом в нашем путешествии переплелись знания из всех областей и наук – и фауна, и флора, география и история, кухня и сельское хозяйство, напитки и традиции, человеческие отношения и представления о мире. От нашего гида мы узнали не только о 200 видах сакуры, произрастающей в Японии, но и то, что сакура распространяется клонированием; узнали, что саке – это не рисовая водка, а рисовое вино, и в холодные зимние вечера его можно пить горячим, что японская кухня занесена в список нематериального наследия ЮНЕСКО. 73% земель в Японии – не пригодные для жизни, что характеризует трепетное и бережное отношение жителей этой страны к каждому кусочку земли, и не может не формировать педантичный бережливый характер японцев. Одно из самых интересных и необычных увлечений японцев – коллекционирование разнообразной информации о поездах – они могут целыми группами фотографировать каждый поезд на станции, покупать за год билеты на вновь запускаемую новую железную дорогу.

Мы побывали на территории национального парка Никко, где смогли полюбоваться прекрасными видами озера Тюдзэндзи – образованного в результате извержения вулкана, окунулись в мир двух философий – буддизма и синтоизма, посетив храм Тосегу, и «пройдя» по «пути богов» понимаем, что именно синтез двух течений формирует образ жизни, образ мысли японцев. Завтра это даст нам возможность ближе и понять, и рассмотреть замыслы их образования.

Знакомство со страной происходит не только с помощью гида, а только через решение трудностей и проблем, возникающих в обычной жизни – там, где нет английских слов, и очень трудно догадаться про смысл – сразу в голове выстраиваются в очередь все возможные способы решения проблемы… Удивительно, что японцы не знают английский язык и мы общаемся только с помощью жестикуляции и образов, если есть возможность. Мы научились в магазине пользоваться терминалами самообслуживания, научились различать типы продуктов и воды.

Все условия, которыми мы окружены, подогревают все больший интерес к познанию этого восточного мира, о котором мы много слышим с точки зрения развития технологий и различных мифов. Два мифа уже развеялись! Саке – это вино! Высокие технологии на улице не валяются!

Юлия Василкова, Светлана Калмыкова, Оксана Маляева, Ольга Кулыгина, сетевая Гимназия №2, г.Саров, Нижегородская область

16 апреля 2018 года. День третий.

«Система образования Японии - традиции и инновации»

Во третий день образовательной стажировки мы встретились с учеными Института образования университета Цукуба. Участники стажировки с большим интересом прослушали три лекции: о системе образования Японии, о новых образовательных стандартах в Японии, о системе управления школой.

Система образования Японии включает несколько ступеней: ясли для детей от 1-3 лет (находятся в ведомстве министерства социального обеспечения); детский сад; начальная школа (6-12 лет); основная школа(12-15 лет); старшая школа (15-18 лет).

В дошкольном образовании и старшей школе значительна доля частных образовательных организаций. Обязательно все дети учатся с 6 до 15 лет. В 15 лет ребята получают документ об образовании и могут пойти работать. Но большинство (97%) сдают вступительные экзамены в старшую школу и продолжают дальнейшее обучение. В школе нет выпускных экзаменов и второгодников.

В начальной школе оценки ставятся с первого класса. У ребят есть непривычные для нас предметы, например «Жизнь». Для мальчиков преподаются боевые искусства. Стоит заметить, что основателем университета Цукуба является Кано Дзигаро, он же основатель дзюдо.

Школа занимает огромное место в жизни детей и японской семьи в целом. Ребенок находится в школе ежедневно с 7.45 до 18.00. В Японии нет учреждений дополнительного образования. Школьный учитель «один в двух лицах». Помимо уроков он ведет кружки и спортивные секции, добиваясь высоких результатов. Учитель математики вполне может вести секцию по бейсболу. Школьный бейсбол смотрит вся страна. Соревнования транслируются по ТВ, передачи имеют высокие рейтинги.

Учитель – это настоящий супермен. Он должен получить лицензию на право педагогической деятельности, сдав сложный теоретический экзамен, затем пройти трехуровневый экзамен по найму в префектуре на получение вакантной должности. На одну вакансию претендует от 5 до 10 человек. Учитель работает 54 часа в неделю и 360 дней в году, раз в десять лет подтверждает лицензию и меняет место работы по требованию префектуры. Действует система ротации, направленная на обеспечение одинакового качества образования во всех государственных школах Японии. Кстати, директор и завучи тоже меняют школы. В классе 40 человек. Учителя являются госслужащими и защищены государством.

Учитель не занимается репетиторством. Тем не менее, многие ученики пользуются дополнительными платными услугами по подготовке к вступительным экзаменам в старшую школу и университет в многочисленных частных образовательных центрах. Экзамены для детей – настоящий ад. Японцы говорят, что судьба человека определяется в один день. День сдачи экзамена в университет.

В Японии дети показывают высокие результаты в международн6ых тестах по математике и естествознанию. При этом у детей гораздо ниже, чем в других странах, мотивация к изучению этих предметов и понимание, зачем эти предметы для жизни. Однако страх не сдать экзамен в условиях снижения рождаемости и как следствие уменьшения конкурса при поступлении в университет не может дальше быть мотивом к усердной учебе. Надо искать другие мотивы, другие стимулы. И это первая проблема, которую призван решать новый образовательный стандарт.

Другая проблема – изучение иностранных языков, где Япония показывает низкие результаты. Третья проблема – нравственное воспитание и здоровье. Решать обозначенные проблемы планируется через обновление учебников, где будет показана практическая значимость предметов и через изменения системы управления школой.

Предполагается, что схема 1 учитель=1 предмет не будет работать. Появятся педагогические команды, новые для Японской школы специалисты: психолог, социальный педагог, представители местного сообщества. Появятся новые роли: старший учитель, главный учитель. Появится консультационный совет, в который входят не сотрудники школы, а родители, бывшие выпускники, жители города.

Изменения сбалансируют нагрузку учителя, у него появится возможность для отдыха. Девиз обновления образовательных стандартов «Zest for life», что можно перевести как «Вкус к жизни» или «Стремление к жизни».

Светлана Семич, Дина Иванова, Людмила Парфенчикова, Александр Заякин, сетевая Школа №161 г.Зеленогорск, Красноярский край

«Что примерить на себя?»

Сегодня день был посвящен знакомству с системой образования Японии. Происходило это на лекциях профессоров Университета города Цукуба. Заранее мы познакомились в Интернете с информацией об этом учебном заведении: Университет Цукубы или University of Tsukuba – государственное высшее учебное заведение в Японии. University of Tsukuba начинает свою историю с 1973 года. Основной корпус вуза находится в районе города Цукубы. Рейтинг университета: University of Tsukuba входит в 10 лучших вузов Японии, что привлекает в университет лучших студентов, преподавателей и исследователей со всей страны. Университет Цукубы считается одним из самых престижных учебных заведений на планете и относится к 5% лучших учебных заведений.

Зная о том, как высоки рейтинги учащихся Японии в международных исследованиях качества образования, мы приготовились поглощать информацию, учиться способам, «примерять на себя» возможности достигнуть таких же высоких результатов у своих учеников. Однако… именно сегодня не сложилось. Почему? Обо всем по порядку…

Сенсеи Университета Цукуба очень подробно познакомили нас с системой образования Японии, с японскими стандартами образования, со структурой и функционалом школьного управления. А еще с проблемами в японской системе обучения школьников.

Система образования Японии устроена немного иначе, чем российская. Дошкольной ступени образования нет, как нет и дошкольного стандарта. Ясли-сады частные-платные. Начальное образование продолжительностью 6 лет (что с нашей точки зрения совершенно разумно). Еще 3 года основное образование (оно же и конечное обязательное). Необязательная старшая школа 3 года, затем колледж или вуз (это образование только платное). Для обязательного образования (1-9 классы) существует государственный стандарт, бесплатные учебники, программы, учебные планы.

Первое, что вызвало споры, эмоции и различно-противоположные толкования – это отсутствие выпускных экзаменов. Всем детям, проучившимся 9 лет, выдают сертификат о получении незаконченного среднего образования. Даже если программа не усвоена. Нам видится здесь очень большой положительный момент: неуспевающие ученики (а в школах без специального отбора таких детей немного, но есть) – с сохраненной психикой, без агрессивно-депрессивного состояния загнанного в угол человека, без предынфарктного состояния их родителей – смогут закончить обязательную школу и пойти работать по простой рабочей профессии. Такие идеи – выдавать аттестат об основном общем образовании с отметкой в два балла – выдвигались и в нашей стране. И мы «за», только это не от нас сейчас зависит.

Второй спорный момент: нет особой работы с одаренными обучающимися. Статья 4 японского Закона об образовании гарантирует равенство в возможности получения образования всем детям. Слова профессора о том, что «для нас все дети одинаковы» вызвали много споров. Без отдельной работы с одаренными детьми российские педагоги не представляют себе школьного образования. Да и дипломы-грамоты-категории они именно за это получают – сколько и какого уровня победителей они подготовили. И здесь сталкиваются идеи индивидуального подхода и индивидуализации обучения в российских школах.

Третий спорный момент: ротация педагогических кадров в японских школах. Поскольку педагоги нанимаются на работу префектурами (а не самими школами, как в России), они же (префектуры) обязаны по истечении 5 лет поменять место работы педагога. Чтобы все школы были в одинаковом положении, чтобы не было «элитных» и «невостребованных» школ. Чтобы опять же выполнялся Закон о равных предоставленных возможностях. «Примерить» этот процесс на российские школы, по нашему мнению, вообще невозможно.

Таким образом, после знакомства с системой образования Японии вовсе не получилось с ходу определить что-то, как, несомненно, положительный опыт. Все спорно, все требует взвешенного подхода, многократного обсуждения. «Семь раз отмерь…»

Но впереди у нас наблюдения непосредственно в образовательных учреждениях: детском саду и школах. Возможно, вопросов станет меньше. Или…

Марина Матвеева, Светлана Бурлакова, Екатерина Бондарь, сетевая Гимназия №216 «Дидакт», г.Заречный, Пензенская область

17 апреля 2018 года. День четвертый.

«Эпитет напрашивается сам собой»

Утро начинается по-походному. За двадцать минут до отъезда наша группа начинает собираться в холле отеля с чемоданами. Почему так рано, спросите вы. Потому что у японцев принято приходить заранее. И мы уже стали как настоящие японцы, так нам говорит наш руководитель Ольга Логачева. С утра мы едем в частный детский сад. Два весёлых розовых здания с невысоким заборчиком, улыбчивые и вежливые сотрудники. Мы приехали пораньше и первое удивление получили от вида детей: маленькие, в одинаковых клетчатых формах и синих шляпках, они нисколько нас не смущались и приветственно махали руками. Следующим удивлением стали бахилы, которые надела на туфли наша коллега. В этот раз удивились японские педагоги. Оказалось, что они ни разу в жизни не видели бахилы. После того, как все надели сменную обувь, нас провели в актовый зал. Перед нами выступил с приветственной речью заведующий детским садом, действующий буддийский монах. Детский сад оказался религиозным, на сцене стоял алтарь со статей Будды, а все стены актового зала украшены картинами со сценами из жизни Будды.

Наша группа разделилась на две части и отправилась в сопровождении сотрудников в образовательное путешествие по детскому саду. Сначала мы оказались в группе четырёхлетних детей. Ровно в 10:00 для 33 детей начался воспитательный час. Начался он с маленькой приветственной песенки, которую детишки бодро пели хором под аккомпанемент воспитателя. Затем они также дружно уселись на абсолютно ничем не покрытый пол и устроили перекличку: воспитатель называла имя ребёнка, а он выкрикивал «хей». Трижды на произнесенное имя дети все вместе пели какую-то строчку, из чего мы сделали вывод, что три ребёнка отсутствовали. На достаточно большую группу в 36 человек положено два воспитателя для присмотра за детьми и один из них же занимается образовательной деятельностью. Поскольку эти деятельности контролируются различными министерствами, воспитатель обязан иметь две лицензии для работы: от министерства социального обеспечения лицензию на присмотр за детьми, а от министерства образования лицензию на образовательных деятельность. Подтверждение лицензии происходит раз в десять лет. Группы в детском саду очень скудно снабжены игрушками, вся наглядность расположена очень высоко, в недоступных местах для детей. На уровне ребёнка есть только две коробки с книжками и их личные папки с канцелярией. Всё делается группой, вместе с воспитателем, под его присмотром и по команде. Такую же картину мы наблюдали чуть позже и в двух подготовительных группах. Эпитет напрашивается сам собой – в японских детских садах растёт маленькая и послушная армия. Вопрос о наличии времени свободного выбора деятельности для детей поставил сотрудников сада в тупик. Нам ответили, что с самого утра дети могут поиграть в те игры, которые хотят сами. Но мы видели это свободное время, дети все как один играли кубиками лего на полу, а потом все так же дружно стали их собирать. Религия присутствует в жизни детского сада, три раза в год проводятся заведующим-монахом торжественные богослужения. Также детей воспитывают в духе буддизма и его ценностей. Во втором здании мы наблюдали за детишками от нуля до трех лет. Оказывается, японские работающие женщины уходят в декретный отпуск за четыре недели до родов, а через восемь недель после родов уже должны выйти на работу. Поэтому детишки попадают в ясли в два месяца. На группе таких маленьких детей работает четыре воспитателя. Когда мы уходили из сада, мимо нас проехали два автобуса с детишками – они ехали куда-то на экскурсию и весело махали нам руками. Впечатления от посещения сада у всех получились разные: с одной стороны мы отметили мягкость и приветливость персонала, а с другой всем бросилась в глаза аскетичность групп и коллективная деятельность детей. Ценным опытом нам показался вопрос безопасности детей – с малого возраста родители объясняют им правила поведения с незнакомыми взрослыми, правила поведения при землетрясении, основы личной безопасности. Это хорошо бы внедрить и в наши детские сады.

После обеда мы отправились в действующий центр космических исследований в городе Цукубе. В этом центре готовят японских космонавтов, там же находится центр управления полётами, центр управления японским модулем МКС. Экскурсия была очень интересной и познавательной и закончилась просмотром фильма о космическом центре.

А потом мы поехали в Токио – впереди у нас токийская часть стажировки, посещение школ, составление полного впечатления о системе образования в Японии.

Инна Свистун, Лариса Клочко, Елена Вавилова, сетевая Школа №109, г.Трехгорный, Челябинская область

«Все начинается... с детского сада»

Четвертый день стажировки начался с посещения частного буддийского детского сада г.Цукуба «Тоёсато Момидзи Кодомо-ен». Нас встретил приветливый, открытый персонал: директор – действующий монах и два его заместителя. После приветственного слова нас разделили на две группы. Одна группа отправилась в корпус, где учатся, играют, живут дети с трех до шести лет. Другая – к малышам от нуля до трех лет.

Больше всего нас удивила аскетичная обстановка в группе для детей 5- 6 лет, наличие единой формы одежды, перекличка в начале занятия, хоровые ответы и четкое исполнение всех инструкций. У малышей в группе 1-3 года мы тоже увидели элементы формы: дети были все в одинаковых шапочках! Получается, что ребенок с первых лет жизни ощущает себя частью целого. Ты не один – ты среди себе подобных, в коллективе, где нужно подчиняться общим правилам. Может быть, именно здесь формируется знаменитая японская корпоративная этика, предписывающая ставить интересы компании выше собственных? Коллективизм согласуется с традиционными ценностями буддизма: понимание себя как части единого мира, сострадание, благодарность.

У детского сада есть свой автобус, который занимается подвозом детей. Детей могут привозить в разное время, как удобно родителям. Нормы воспитателей на количество детей для различных возрастных групп следующие: на трех детей от нуля до одного года – один взрослый, на шесть детей от одного года до трех лет – один взрослый, на двадцать детей от трех до шести лет – один взрослый. Хотя мы видели в группах более тридцати детей.

Для всех детей от трех до шести лет оборудована общая земляная площадка для прогулок. Для малышей – другая площадка. В целом обстановка очень лаконична – все по минимуму: место для вещей, место для сна, место для занятий, мы не заметили игрушек. В комнатах прохладно, в Японии нет системы централизованного отопления, только кондиционеры. Не смотря на аскетичную обстановку и дети и воспитатели открыты, доброжелательны, готовы к общению.

Персонал – хорошо подготовленные специалисты. Мы задавали вопросы о том, как много они трудятся и как сложно устроиться на работу в детский сад. Чтобы получить возможность работать в детском саду, нужно окончить университет, получить две лицензии: по уходу за детьми и на образовательную деятельность. Работают воспитатели, так же, как и японские учителя, очень много. Каждый день с семи утра до семи вечера и в субботу. Поэтому родители детей, большой процент которых в г.Цукуба являются научными сотрудниками, плодотворно работают.

В этом мы еще раз убедились во время посещения космического центра Цукуба Японского аэрокосмического агентства JAXА, где находится центр управления японского модуля Kibo, расположенного на международной космической станции.

День закончился переездом в Токио и первым знакомством со столицей Японии. По дороге снова знакомились с японской историей с помощью нашего куратора – Григория, прожившего в Японии долгое время. Токио не обманул наших ожиданий, поразил масштабами, архитектурой, количеством людей и машин, дорогами с шестьюуровневыми дорожными развязками.

Жизнь кипит. Мы в предвкушении новых впечатлений!

Светлана Семич, Дина Иванова, Людмила Парфенчикова, Александр Заякин, сетевая Школа №161, г.Зеленогорск, Красноярский край



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100