Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Ефим Коган: Нет смысла создавать в небольшом муниципалитете самодостаточную систему образования

10 Июля 2017

В 2003 году взял интервью у Ефима Когана, возглавлявшего самарское образование, каким-то чудом оно у меня уцелело на диске. Полистал – ну просто на злобу дня, Е.Я. - провидец, даже о формировании у школьников всяких нужных качеств говорил задолго до ФГОСов. Вагон аргументов в пользу передачи школ на региональный уровень, о которых сегодня и не вспоминают.

"Нет смысла создавать в небольшом муниципалитете самодостаточную систему образования"

О ходе эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов рассказывает начальник Департамента науки и образования администрации Самарской области Ефим Коган.

- Ефим Яковлевич, почему возникла необходимость создавать образовательные округа?
- В менеджменте есть такой принцип: если в организации изменено все, кроме системы управления, то эти изменения не принесут желаемого эффекта.
В системе образования Самарской области за прошедшее десятилетие мы изменили очень многое. Реформировали финансовые отношения, перейдя от централизованного финансирования учреждений к нормативному финансированию в расчете на одного ученика. Мы провели структурную реорганизацию сети образовательных учреждений: укрупнили школы, совершенствовали систему начального и среднего профессионального образования, ориентируя ее на потребности рынка труда. Наконец, мы начали модернизацию содержания образования, главная цель которой – формировать у школьников качества, которые обеспечат им успешную социализацию.
Проводя эти реформы, мы оказались перед выбором: либо оставить систему управления без изменений, то есть поставить под угрозу все, что удалось сделать, либо ее менять. Образовательные округа – это новая модель управления.
- Каковы, на ваш взгляд, недостатки прежней модели?
- Главный недостаток в том, что система общего образования является муниципальной. Отсюда последствия. Все школьники в регионе находятся не в равных условиях, поскольку в каждом муниципалитете свои порядки. Зачастую ученику не позволяют ходить в школу за пределами муниципалитета, даже если эта школа пользуется спросом или находится недалеко от его дома. Наконец, то обстоятельства, что школа является муниципальной, а система профессионального образования – государственной, не позволяет эффективно координировать их работу.
- В чем же преимущества организации управления на основе создания образовательных округов?
- Новая система позволяет управлять образовательными ресурсами субъекта Федерации как единым целым и ориентировать их на его экономические и социальные потребности, а также на потребности конкретных муниципалитетов. Финансовые, содержательные и организационные вопросы решаются на уровне государства, а не муниципалитета.
- Сколько всего образовательных округов в Самарской области?
- Одиннадцать. Еще два округа, в которые войдут крупные города Самара и Тольятти, сейчас в стадии организации. В обоих городах находятся образовательные ресурсы, необходимые для всей территории области; там хорошо развито высшее и среднее профессиональное образование. В общем, это особые территории, к которым нужен особый подход.
- Каким образом определяются границы округов?
- Каждый существующий округ объединяет образовательные ресурсы нескольких муниципалитетов. В центре округа, как правило, – город. Необходимо, чтобы ресурсы города работали на сельскую территорию, и наоборот. Нет смысла создавать в небольшом муниципалитете самодостаточную систему образования. В области построены великолепные дороги, есть транспорт – почему бы не использовать инфраструктуру одного муниципалитета в интересах другого? Администрация образовательного округа изучает потребности местного хозяйства, особенности организации социальных ресурсов и на основании этого выстраивает структуру специальностей в учреждениях профессионального образования.
- Как новая система управления соотносится с законами «Об образовании» и «О местном самоуправлении»?
- Мы не нашли в этих законах препятствий для реализации наших идей. Муниципалитеты заключили соглашение с губернатором области Константином Титовым о разделении компетенций. У школ Самарской области теперь два учредителя – муниципалитет и государство, представителем которого является территориальное управление образовательным округом. Два учредителя четко делят свои полномочия. Задача муниципалитета – обеспечить условия, в которых проходит образовательный процесс. Они должны сделать так, чтобы в школах было тепло, светло и уютно. А субъект федерации несет ответственность за сам процесс и его результаты: за то, чтобы в школах работали учителя, чтобы там были учебники лаборатории, чтобы дети получали образование должного качества.
Кстати, похожий принцип разделения полномочий был положен в основу закона о передаче финансирования школ из муниципалитетов в субъекты федерации, недавно подписанного Президентом Владимиром Путиным. По всей России с 1 января 2004 года заплата учителей и учебные расходы школы будут финансироваться из региональных бюджетов.
- Но в этом законе нет ни слова об образовательных округах.
- Просто мы пошли дальше. Передавая финансирование основных статей расходов школы на уровень субъекта федерации, было бы логично передать туда и часть полномочий. Нужно восстановить ответственность государства не только за выплату зарплаты, но и за реализацию образовательной политики. Если субъект федерации финансирует школу, то право реализовывать государственную политику в сфере образования должно быть у него, а не у муниципалитетов.
- Получается, руководство муниципалитетов теперь никак не может повлиять на содержательные аспекты школьного образования.
- Почему же? Наряду с территориальным управлением образовательным округом существует система общественного управления – попечительский совет округа, в котором представлены руководители муниципальных администраций, территории которого вошли в состав округа.
- Нельзя ли было обойтись без создания образовательных округов? Просто провести демуниципализацию школ и осуществлять руководство из центра – из Самары?
- Это невозможно, поскольку территория области слишком большая. Структура округа формируется таким образом, чтобы там были все необходимые образовательные ресурсы – как общего, так и профессионального образования. Ведь муниципалитеты всегда уделяли внимание лишь детским садам и школам. Получалось, что ПТУ и техникумы работают обособленно. А у нас теперь все вместе.
- И даже вузы?
- Нет, вузы – это отдельная проблема.
- Имеют ли право родители отдать ребенка в школу, расположенную в соседнем образовательном округе?
- Несомненно. Ведь все школы финансируются из централизованного регионального бюджета.
- Как вы подбирали руководителей территориальных управлений образовательных округов?
- В основном на эти должности назначены бывшие руководители муниципальных органов управления образованием. Но их было тридцать, а округов всего тринадцать. Так что я имел возможность выбирать.
- Работа по созданию образовательных округов началась в Самарской области в 2000 году, а приказ министерства, опубликованный в этом номере журнала, был выпущен только в апреле 2003 года. Почему?
- Причина в том, что нашей работой по созданию образовательных округов лишь недавно заинтересовались на федеральном уровне. Губернатор Самарской области рассказал об этом Президенту Владимиру Путину и получил его поддержку. Затем последовало соответствующее распоряжение Правительства России и приказ федерального Министерства образования.
- Планируется ли использовать опыт Самарской области в других субъектах Федерации?
- Я не знаю. Но изменения, которые в последнее время происходят в российском законодательстве, свидетельствуют о том, что мы на правильном пути. Я имею в виду и закон о передаче финансирования школ в субъекты Федерации, и так называемые «поправки Козака», которые недавно прошли второе чтение в Госдуме (см. «Вестник образования» № 8 за 2003 год, с.11-13 - Б.С.).
- Как результаты вашей работы отразились на учителях, родителях и учениках?
- На учителях никак не отразились, потому что это не их проблема. А родители и дети, несомненно, стали более свободными в выборе школы и учреждения профессионального образования. Гораздо меньше детей стали уезжать в большие города, чтобы получить специальность, потому что необходимые условия для этого создаются на местах. Один из самых важных результатов работы по созданию образовательных округов таков: в этом году в 10-е классы пошло меньше выпускников 9-х классов, чем в прошлом.


Беседовал Борис Старцев

https://www.facebook.com/boris.startsev/posts/1386503324774148

Благодарим Бориса Старцева за разрешение опубликовать текст на нашем сайте



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100