Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Михаил Кушнир: Изменения неизбежны!

19 Мая 2017

Михаил Кушнир, член правления Лиги Образования:

– Меня радует, что такая заметная в России фигура, как Греф, эпизодически будоражит общество провокационными утверждениями о системных проблемах образования, стимулируя обсуждение. Что именно он при этом утверждает, имеет гораздо меньшее значение, чем факт массового включения в обсуждение на всех уровнях.

Я совершенно согласен, что система образования устарела. С XVI или с XIX веков, или только с 1991 года – это уровень эпатажа на вкус говорящего: есть признаки общности для любого из названных сроков. Сам факт утверждения об устарелости эпатирует фанатов «советской школы», коих огромное количество и коих не смущает известная присказка «роди меня обратно» в призывах все забыть и вернуться в эту самую «советскую школу». Хотя и власть давно не советская, и все отношения людей совершенно другие. Важно, для начала, осознание в массах невозможности тупо переносить ностальгические воспоминания в современную школу. Как бы тепло не вспоминалось пионерское детство...

Нет стопроцентно правильных решений в сфере образования. Как минимум потому, что смысл понятий «образование» и «обучение» слишком далеко разошелся, а общество даже этого не осознало: образование – внутренний процесс, а обучение – внешний. Ведущие роли разные! Я это уверенно утверждаю, наблюдая даже экспертные дискуссии, в которых под образованием часто понимается обучение. Поэтому эпатаж Грефа про «хорошего министра» мутноват (чем хорош, для кого, для чего?) и больше давит на эмоции. Но для возбуждения вообще и осмысления «хорошести», в частности, это тоже неплохо.

Массовый родитель хочет «сделайте мне красиво», но меня не трогайте. Близкая аллюзия к интермедии Райкина про «драл, как сидорову козу – и вырос интеллигентный человек»: как надо, мы не знаем и думать не хотим – учите, как нас учили. Правители тоже в проблемы образования особо вникать не готовы – им бы общественного недовольства поменьше и рынок труда побольше. А что старая система образования в принципе неспособна работать в новых условиях, думать тоже не хотят – у них все в системном кризисе.

Так что, спасибо Грефу за важные оплеухи! Глядишь, высокоумные дискуссии из экспертных тусовок начнут шире расходиться по обществу, приводить постепенно к пониманию неизбежности изменений, неизбежности широкого образовательного разнообразия, неизбежности осознанного выбора образовательных целей, неизбежности ответственности за этот выбор. Тогда общество начнет ставить перед системой образования более осмысленные задачи и обсуждать новые модели образования.

PS. После просмотра выступления Г.Грефа в качестве уточнения позиции: очередной повод вспомнить анекдот про Карузо в версии Рабиновича по телефону. Теперь хочется обратить внимание на то, на что самому хочется.

Во-первых, низкий поклон директору из Черноголовки за самый важный вопрос, независимо от всего сказанного в выступлении. И благодарность Грефу за блестящий ответ: и по содержанию, и по дипломатичности. Он деликатно обошел нормативный факт, что по закону школа имеет полное право на собственную образовательную политику, но по факту управление системой образования остается иерархичной. При этом он ярко показал, что все новые формы, к которым призывал в докладе, могут получить развитие не только при поддержке сверху пирамиды управления, но и при ее активном стимулирующем участии. Министр Подмосковья, конечно, всеми конечностими за. На словах. На деле посмотрим.

Во-вторых, выступление Германа Оскаровича возбуждающее и убедительное, несмотря на небесспорность некоторых утверждений. Но самое важное для меня было его утверждение о неизбежности широкого разнообразия в противовес популярной риторике об унификации всего и вся, наводящее аллюзии к болезненной теме «великой советской школы». О необходимости такой организации образования, при которой выбор станет регулярной нормой, а не рюшечками на стройном «едином образовательном пространстве» в виде единственных на страну примерных программ и образцовых учебников.

Считаю полезным времяпрепровождением эти час-20 на просмотр, если не концентрироваться на несогласиях. Важно охватить картину в целом: это не программа МОН, а экспертный взгляд. Довольно правильный, с моей точки зрения.

А основной вывод в моей оценке по статье о докладе, изложенный ранее, остается в силе: самое важное – встряхивать общество, чтобы оно задумалось и осознало необходимость системных изменений в сфере образования. Иначе поезд цивилизации уйдет без нас навсегда.



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100