Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Марина Галиева: Дети не просто играют, они познают в игре окружающую действительность

19 Мая 2017

Игра по правилам

Марина Галиева, детский и семейный психолог, психотерапевт, руководитель дистанционного курса гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, отвечает на вопросы о важности игровых форм обучения для школьников.

– Что может дать игра? И чему она может научить?

– Чем младше ребенок, тем важнее для него игра. Игра - это обязательная составляющая в жизни каждого ребенка. Они не просто играют, они познают окружающую действительность в игре. И не надо бояться того, что интерес, возникающий в игровом процессе, – это интерес к игре, а не к учебному материалу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Чем старше школьники, тем с большим юмором они относятся к игре, особенно подростки. При этом есть одна особенность, если ребенок сталкивается с трудностями или понимает, что не дотягивает до хороших результатов, в игре принять этот факт ему значительно легче. Неудачу тоже можно проиграть в игре, и это дает дополнительный профилактический эффект и мотивацию на дальнейшие изменения.

– Нужна ли в игре система оценок? Как оценивать эффективность самой игры?

– С точки зрения гуманной педагогики, как в игре, так и в жизни и учебной деятельности, прекрасным вариантом бы была бы оценочная, а не отметочная информация. Но это требует определенной подготовки модератора, и это не может быть формальная сухая педагогическая характеристика. Ребенок должен суметь понять и услышать то, что увидел взрослый человек. При этом подача информации должна быть как можно более адекватна для данного возраста и особенностей ребенка. Если ребенок перфекционист, надо воздержаться от критики недостатков. Или акцентировать внимание не на том, от чего надо избавиться, а на том, к чему надо стремиться. Я уверена, это принесет больше пользы, и дети будут с нетерпением ждать такой информации. У них ведь мало такого опыта, в школе одни оценки и баллы. Именно такой индивидуальный подход и обратная связь создают общность между взрослыми и детьми, и каждый ребенок может увидеть в игре для себя новые возможности.

В таком случае и результативность игры будет оценить намного легче. Изначально задаются запросы ведущего, чтобы он хотел сделать и какую он хочет видеть игру сегодня. А также, что дети хотели бы получить для себя лично и для освоения предмета и навыков. Когда это записано, то всегда можно вернуться назад, откинуть несколько листов на флипчарте и посмотреть: что получилось, а что – нет? Решить вместе, как будем действовать дальше.

– У Занкова Л.В. ведущим принципом системы было «обучения на высоком уровне трудности». Но в школьной программе для этого можно постепенно создать условия и привычку. Можно ли придерживаться в обучающей игре такого же принципа? Высокий темп и интенсивность впечатлений? Не лучше ли в игре выбрать другой темп? Узнали, поиграли, порефлексировали, индивидуально и коллективно, продолжили игру дальше. Ваши за и против?

– Конечно, можно с успехом использовать принципы обучения Занкова и в обучающих играх. Только элементы трудности нужно вводить постепенно, и смотреть как на это реагируют дети. Глубину, сложность и темп надо варьировать как для группы, так и индивидуально для ученика. Мы можем стремиться к высокой планке, но должны понимать, насколько это реально в реальной ситуации. В большинстве случаев комфортен будет средний темп, потому что школа напрягает достаточно, так не надо пытаться напрягать и в игре.

– Всегда ли игра – это радость и непринужденность? Например, от игрового поведения участников может нарушаться сценарий игры, меняться ее ход и темп, по итогам кто-то из участников получит не совсем удовлетворяющий его результат. Что делать с элементами неудачи в игре?

– Да, однозначно, гуманная педагогика считает важным – взаимное сотрудничество в игре и воплощение принципа «познание через радость». Но способы будут разными, в зависимости от того какая это игра. Давайте разделим их на две категории. Если это психологическая игра, тогда взрослые должны постараться, чтобы это проходило комфортно и непринужденно. И даже в таком случае, в психологической игре ребенок может столкнуться с некими внутренними барьерами, которые придется преодолевать. Тогда придется приостановить игру и начать рефлексировать, попытаться обратить детей внутрь себя? Почему я так реагирую. Почему я хочу тут командовать? Почему я выбираю эту или другую роль, будучи в жизни совсем другим. То есть результаты психологической игры совсем другие. И тут, конечно, легко теряется дидактическая составляющая.

Теперь о том, как в методической игре обеспечить радость и непосредственность. Как чувствуют себя в такой игре дети? Кому-то интересно, а кому-то нет? Есть опасения: вдруг поставят двойку или меня не поймут? Важно помнить, переживание радости от познания происходит тогда, когда эта деятельность интересна. Поэтому необходим предварительный подготовительный этап перед игрой. В такой игре можно “облегчить жизнь” и задать героев сразу. Заинтересовать ролями, так чтобы каждый смог взять от игры то, что ему нужно в данный момент. В таком случае улучшить свои навыки - это тоже мотивация, чтобы на хорошем позитивном настрое в эту игру поиграть.

Арина Киселева,

магистрант МГПУ



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100