Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Наталья Шадрина: Что происходит в детских садах, или как оценить качество дошкольного образования?

12 Апреля 2017 0:00

Что происходит в детских садах, или как оценить качество дошкольного образования?

Прошло три года, как приняты федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, разработаны программы, выпущены методические рекомендации, но происходят ли реальные изменения в детском саду, что меняется в подходах по созданию образовательной среды для ребенка? Один из главных вопросов, который выходит на повестку дня – это оценка качества дошкольного образования.

В эпоху ФГТ (федеральные государственные требования) оценивались детские результаты, достижения. В ФГТ были определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества, желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника). В каждой программе, согласно возрасту ребенка, были расписаны требования, что он должен знать и уметь. Они являлись объектом мониторинга. Но теперь, когда Стандарт утверждает вариативность и многообразие в качестве базовых ценностей, необходимо ответить на вопрос: возможно ли вообще объективно оценивать качество работы организации независимо от того, какую программу она реализует?

В такой ситуации неопределенности существует реальная опасность того, что органы управления образованием будут возвращаться к формам оценивания на основе привычных и знакомых им требований.

Исторически сложившаяся в российских детских садах система получила название «учебно-дисциплинарная модель». Прежде в типовых программах и требованиях к работе дошкольного образовательного учреждения преобладал подход, согласно которому активен прежде всего взрослый, развивающий, формирующий, воспитывающий ребенка по заранее разработанному плану. Качество же работы детских садов оценивалось по уровню развития детей. Основной формой работы являлись «занятия» по сценарию-конспекту, также написанному заранее. Дети должны были усвоить транслированные взрослыми знания, умения и навыки. Управление и контроль, поддерживающие учебно-дисциплинарную модель, включали в себя проверку наличия так называемых рабочих программ, в которых описывалось планирование занятий, а также факт проведения занятий в точно установленное время и соблюдения режима дня.

Сегодня на первый план выходят активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для психологического комфорта, поддержка детской инициативы, самостоятельности, любознательности ребенка, .что предполагает переход к гибкому планированию.

В контексте проблемы оценки качества образования в соответствии со стандартами дошкольного образования трудно переоценить важность публикации одного из самых авторитетных, современных инструментов оценки качества работы дошкольных образовательных организаций, опробованного во многих странах и хорошо зарекомендовавшего себя на практике в течение нескольких десятков лет, — шкалы ECERS-R. Как показала апробация, данный инструмент вполне применим в условиях российского образования. Базовые характеристики, области оценки, критерии и индикаторы ECERS-R, очень близки, практически идентичны основным положениям, ценностям и принципам ФГОС ДО.

Поэтому, отвечая на вопрос, что изменилось в детских садах в связи с введением ФГОС, Институтом образовательной политики "Эврика" была проведена экспертиза работы детских садов в некоторых регионах Российской Федерации, и в качестве инструмента была использована методика комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scales).

Мы представляем результаты работы группы экспертов, которые с октября 2016 года по март 2017 года проводили наблюдение в 50 образовательных организациях.

Общий средний балл по итогам экспертизы всех 50 детских садов составил 3,3 балла (из 7 возможных). Как видим на диаграмме, практически все подшкалы имеют похожие значения (3,2-3,6 балла), за исключением двух: виды детской активности являются наиболее проблемным элементом (2,7 балла), а взаимодействие детей и педагогов, наоборот, является подшкалой с преимуществом (4,0 балла).

В целом, по дошкольным группам максимальный балл набран по шкале «Взаимодействие» – 4,0 балла из 7 возможных, что является выше среднего значения.

Педагоги преимущественно уделяют достаточно внимания вопросам присмотра и дисциплины детей. Перспективы развития в данном направлении связаны с системным изменением фокуса внимания: перенос акцента с присмотра за детьми на развивающий потенциал действий взрослого.

Наиболее проблемным моментом для дошкольных групп является разнообразие видов детской активности (минимальный балл набран именно по этой шкале оценки – 2,7 из 7 баллов).

Средний балл по подшкале «Детская активность» по всем детским садам – 2,7 балла из 7 возможных, и это самый низкий показатель среди всех шкал оценивания. То есть оснащение и поддержание детской активности в изученных садах требует особого внимания.

Лучше всего обстоит дело с мебелью для ежедневного ухода, игр и учения, обустройством пространства для игр.

Недостаточно внимания уделяется искусству, музыке, экспериментам и свободному творчеству, во многих группах реализуется выполнение работ по заданному образцу. В игрушках и материалах почти не представлено этническое и культурное разнообразие. Необходимо отметить, что в большинстве дошкольных групп очень высокая плотность детей, не хватает внутренних помещений для организации всех видов активности. В некоторых группах созданы уголки разных видов деятельности в спальне за счет двухъярусных кроватей, в целом попытки расширить игровое пространство позитивны, однако не решают проблему перенаселенности групп в целом.

Блок «Предметно-пространственная среда» (3,2)

Основные сложности вызывает связанное с детьми оформление пространства. Средний балл по подшкале «Пространство» по всем 50 ДО – 3,2 балла из 7 возможных.

В группах много пространств, которые не используются детьми. Большое количество «музейных», пустых в образовательном смысле мест. Многие уголки насыщены однотипными, утратившими привлекательность для детей предметами, объектами, с которыми невозможно или запрещено играть.

Блок «Присмотр и уход» (3,3)

Школы получили высокие баллы за процедуру встречи/прощания, показатели безопасности.

Средний балл по подшкале «Присмотр и уход» по всем 47 группы – 3,3 балла из 7 возможных.

В некоторых садах по соблюдению гигиены, в процедурах принятия пищи выявлены три проблемных момента. Первое – в некоторых детских садах наблюдались случаи насильного кормления детей (когда ребенок отказывается, но воспитатель заставляет). Второе – в туалетах многих дошкольных групп отсутствуют перегородки или кабины, что нарушает личное пространство детей, при этом также отсутствует правило отдельного посещения туалета девочками и мальчиками. Третье – помещения спален переполнены, потенциал помещения мог бы использоваться более эффективно с многоярусными или раскладными кроватями.

Несмотря на достаточно высокие баллы за безопасность, необходимо отметить, что постановка безопасности во главу угла приводит к искажению баланса между задачей присмотра, с одной стороны, и развития детей, с другой. Задачи образования и развития детей занимают подчиненное положение по отношению к безопасности даже, когда это не имеет практического смысла:

– детям нельзя пользоваться колесными игрушками на территории детского сада,

– в пространствах детского сада много уголков и пространств, посвященных нормам безопасности (пожарной, дорожной, борьбы с терроризмом), не представляющих для детей практически никакой образовательной ценности (информационные щиты и прочие агитационные материалы не ориентированы на возможности и потребности дошкольного возраста).

Блок «Структурирование программ» (3,4)

Средний балл по критерию отражает такое положение дел: в группе существует известный детям базовый распорядок дня, однако в нем недостаточно возможностей для проявления инициативы детей, а игровая деятельность и активности в основном инициированы педагогом.

Средний балл по подшкале «Структурирование программ» по всем 47 группы – 3,4 балла из 7 возможных.

Судя по высокому среднему баллу по индикатору «свободная игра», важность свободной игры признается в большинстве садов. Детям предоставляется достаточно времени для игры и широкий выбор разнообразных игрушек, игр и оборудования. Однако, в распорядке дня много моментов, в которых дети вынуждены действовать все вместе, недостаточно индивидуализации образовательного процесса.

Блок «Речь и мышление» (3,2)

По трем из четырех критериев оценки средние, проблемной зоной является использование речи для развития мыслительных навыков.

Средний балл по подшкале «Развитие речи и мышления» по всем 47 группы – 3,2 балла из 7 возможных.

Анализ показал, что с детьми проводится мало бесед, особенно на развитие навыков рассуждения, выстраивание логических взаимосвязей, педагогами не соблюдается баланс слушания и говорения. Обращают на себя внимание количество оценок 1 балл по индикатору: педагог способствует развитию навыков рассуждения. Это означает, что в большинстве случаев педагог отвечает на поставленные вопросы сам, предлагает задания исключительно репродуктивного типа, требующие от ребенка повторения, а не размышления.

Блок «Родители и персонал» (3.6)

Отлично выстроено взаимодействие и сотрудничество персонала, есть возможности для профессионального роста, ведется сопровождение работы персонала и создаются условия для родителей. Плохо обстоит дело с удовлетворением личных и профессиональных потребностей педагогов, в основном это связано с материальной базой (помещения, материальное обеспечение).

Подводя итоги проведенной работы, мы выделили ряд проблем, которые требуют комплексного решения не только со стороны педагогов, но и администрации детских садов, и органов управления образованием.

Блок проблем, связанный с компетентностями воспитателей и администраторов

Как возможные решения существующих проблем, эффективными будут следующие формы работы:

– стажировки по формированию новой парадигмы дошкольного образования.

– тренинги по наращиванию компетенций педагогов: Как вести группу, а не занятие? Ведение дискуссии в группе детей. (для администраторов: как вести группу, а не педсовет. Ведение дискуссии в группе педагогов).

– проектирование образовательного содержания и т.п.

Блок проблем: управление

Любая новая для традиционной системы технология требует управленческой поддержки.

Построение иной организации образовательного процесса: изменение штатного расписания и функционала музыкальных работников и инструкторов по физкультуре. Перенос акцента с подготовки праздников к организации ежедневной практики в группах. Расширение пространства дошкольных групп за счет использования спален (трехъярусные кровати, подиумы) и площадей детского сада для организации различных активностей. Проектирование образовательных программ, учитывающих представителей разных культур в группах детского сада.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными!

Наталья Шадрина,

заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100