Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Михаил Алашкевич: Модель оплаты труда должна быть прозрачной и понятной каждому учителю

13 Марта 2017

Руководитель рабочей группы ОНФ по образованию, зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина сообщила в фейсбуке озвучила итоги мониторинга заработных плат учителей и других работников образования. Мы задали вопрос экспертам, почему расходятся данные мониторинга ОНФ и Росстата по зарплатам учителей? правомерно ли то, что рост зарплаты учителей сопровождается ростом их учебной и административной нагрузки? должны ли учителя знать, по какой модели оплачивается их труд? как сделать зарплату учителей достойной в условиях экономического кризиса?

Модель оплаты труда должна быть прозрачной и понятной каждому учителю

Михаил Алашкевич,

заместитель руководителя направления «Человеческий капитал» Центра стратегических разработок:

Очевидно, что результаты исследований, проведенных по разной методологии, всегда будут несколько отличаться. Вопрос в масштабах таких расхождений. Есть еще один нюанс, который нельзя не учесть: по данным Росстата оценивается исполнение майских Указов Президента и это может влиять на качество предоставляемых данных. Несмотря на ответственность, предусмотренную за предоставление недостоверной статистической отчетности, ответственность за неисполнение указов может быть еще большей.

Исходя из данных мониторинга ОНФ, разница в показателях c Росстатом значительная и, мне кажется, в ряде случаев мониторинг вернее отражает реальную ситуацию. Наши исследования также показали, что норматив субвенции на одного ученика, который передается из регионального бюджета в местные бюджеты, в 19 субъектах РФ был после получения сокращен на муниципальном уровне и до школы дошел в усеченном виде. Поскольку зарплата - это основная составная часть норматива, школы недополучили средства на оплату труда. Кроме того, в ряде субъектов Федерации норматив изначально занижен и не мог обеспечить необходимый уровень оплаты труда педагогов. Это также подтверждается данными исследований и мониторинга нормативно-правовых актов.

Что такое заработная плата? Это вознаграждение за труд, за выполняемую работу в зависимости от квалификации работника, но, в первую очередь, от сложности, качества и условий выполнения этой работы. Оплата труда должна быть увязана с объемом выполняемых задач, поэтому неправильно ожидать, что повышение заработной платы – это лишь премия или доведение оплаты труда до заслуженного и справедливого уровня. Повышение академической нагрузки допустимо и зачастую закономерно. Вместе с тем важно обеспечить соразмерность увеличения нагрузки, повышения качества работы и роста уровня заработной платы для каждого конкретного учителя. А увеличение административной нагрузки, если мы говорим о лишней отчетности, которой перегружен учитель, то это зло. Нужно сокращать как саму отчетность, так и оптимизировать сбор отчетности на уровне учреждения. Учитель должен быть максимально освобожден от этой функции – это дело администрации школы и органов власти, и они за это тоже получают зарплату.

Система мотивации очень важна для любой организации, а для школы особенно. Модель оплаты труда, а это и есть система мотивации, должна быть прозрачной и понятной каждому сотруднику. Учитель должен понимать, за что он получает деньги или почему его зарплата оказалась ниже, чем он ожидал. Существующие инструменты такие, как отраслевые системы оплаты труда, соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения - важны, но не решают задачу повышения прозрачности модели оплаты труда для учителя. Была попытка повысить эту прозрачность через введение эффективного контракта, но он, считаю, остался формальным инструментом, хотя замысел был хороший.

Спад российской экономики начался два года назад, и его последствия многие ощутили на себе. Думаю, учителя в условиях кризиса защищены лучше других, поскольку определено, что зарплата учителя должна быть не ниже средней по экономике региона, и эти обязательства ни разу не пересматривались. Считаю, в условиях кризиса этот уровень зарплаты вполне достойным, хотя, конечно же, всем нам хочется, чтобы учителя получали больше.



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100