Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Татьяна Клячко: Последние два года растет недовольство учителей заработной платой

13 Марта 2017 0:00

Руководитель рабочей группы ОНФ по образованию, зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина сообщила в фейсбуке озвучила итоги мониторинга заработных плат учителей и других работников образования. Мы задали вопрос экспертам, почему расходятся данные мониторинга ОНФ и Росстата по зарплатам учителей? правомерно ли то, что рост зарплаты учителей сопровождается ростом их учебной и административной нагрузки? должны ли учителя знать, по какой модели оплачивается их труд? как сделать зарплату учителей достойной в условиях экономического кризиса?


Последние два года растет недовольство учителей заработной платой

Татьяна Клячко,

доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС:

По итогам исследований, проводимых нашим Центром последние 4 года, мы отмечаем, что рост заработной платы учителей сопровождается ростом нагрузки - как педагогической (работа на полторы-две ставки), так и бюрократической, связанной с необходимостью писать отчеты, в том числе и о том, за что они получают зарплату.

В период обсуждения Закона «Об образовании в РФ» и представители КПРФ, и многие учителя предлагали записать в нем законодательную норму о том, что не зарплата учителя в целом, а оплата за ставку (18 ч.) должна быть не ниже средней по экономике региона. И теперь эта идея вновь возрождается. Если бы это предложение тогда приняли, бюджетных средств на стимулирующие надбавки не хватило бы, и мы бы получили уравниловку в оплате труда и плюс к этому либо дефицит кадров в системе образования при запрещении работать сверх ставки, либо нехватку средств, поскольку часть учителей стала бы все равно работать на 1,5-2 ставки. Сегодня эта проблема как раз решается за счет дополнительной нагрузки учителей, поэтому и вакансий в школах практически нет, хотя последние годы численность школьников растет, а в период демографического спада произошло довольно существенное сокращение учительского корпуса.

Главная тенденция последних двух лет – это рост недовольства учителей заработной платой. Количество негативных оценок стало значительно превышать число позитивных. Это свидетельствует о том, что большая часть учителей получает зарплату ниже средней по экономике региона.

Что касается притока молодых специалистов в школы, то ситуация по регионам существенно различается. Например, в дотационных территориях дела обстоят даже более благополучно в этом отношении, поскольку на фоне бедного рынка труда и отсутствия реального выбора выпускники педвузов охотно идут работать в школу. И тогда перед директорами школ встает проблема: если они принимают молодых учителей, то не могут повысить зарплату уже работающим.

Непростая ситуация и в так называемых благополучных субъектах РФ. Если мы соотнесем уровень заработной платы учителей со стоимостью жизни в данном регионе (а она, как правило, очень высокая будь то Москва или Ямало-Ненецкий автономный округ), то мы увидим не столь радостную картину, как хотелось бы.

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС последние 4 года в рамках Мониторинга эффективности школы отслеживает положение в регионах различного уровня социально-экономического развития с заработной платой учителей и сопоставляет полученные результаты с официальными данными Росстата. При этом я сразу хочу защитить наше статистическое ведомство, а также отметить, где кроется проблема. Когда мы говорим о средней учительской зарплате, то это «средняя температура по больнице». И естественно, зарплата конкретного учителя может и, вообще говоря, должна от нее отклоняться.

В регионах самые высокие учительские зарплаты в школах федерального ведения. Так, в Северо-Кавказском федеральном округе в этих школах средняя зарплата учителей в 2016 г. была 61,3 тыс рублей, а в муниципальных – 20,7 тыс рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Но таких школ в регионах немного. Зато в субъектах Российской Федерации есть школы, которые финансируются из региональных бюджетов, где средняя заработная плата учителя также, как правило, выше, иногда значительно, учительских зарплат в муниципальных школах. Например, в Республике Марий Эл в указанных школах средняя заработная плата педагогов почти на 12% выше, чем в муниципальных школах.

Есть примеры и обратной ситуации, когда в муниципальных школах зарплата учителей выше, чем в региональных. В муниципальных школах Волгоградской области эта разница (в пользу муниципальных школ) составляет 3,4%.

Поэтому ситуация по этому показателю очень разная в зависимости от региона. Но что вызывает тревогу: в последние 2 года, это то, что во всех регионах нарастает недовольство учителей размером их заработной платы. Как легко видеть, снижается доля учителей, полностью удовлетворенных размером их заработной платы с 11,2% в 2014 г. до 9,5% в 2016 г. и одновременно до 31,7% с 19,1% выросла доля тех учителей, которых совершенно не устраивает их зарплата.

При этом учебная нагрузка волнует учителей все же значительно меньше, чем размер заработной платы. Более того, в 2016 г. в целом учебная нагрузка «полностью устраивает» или «скорее устраивает» 76,4% учителей, в то время как в 2014 г., она устраивала 75,2% школьных педагогов.

Поэтому основная проблема школы – проблема заработной платы учителей, и она серьезная. И ее надо ставить. В этом контексте Мониторинг ОНФ играет значимую роль, поскольку по его результатам могут быть приняты управленческие решения. Другое дело, что как только административный пресс ослабнет, все вернется на круги своя, ибо заработная плата учительства зависит от экономической ситуации в регионах и пока та не выправится, то размера заработных плат педагогов, чтобы он их удовлетворял, мы, к сожалению, не увидим.



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100