Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владимир Путин поручил Дмитрию Медведеву контролировать обновление школьных программ и снижение внеучебной нагрузки на детей

09 Февраля 2017

Президент РФ Владимир Путин поручил главе кабмина Дмитрию Медведеву организовать работу по контролю за постоянным обновлением школьных программ и снижению внеучебной нагрузки на детей, сообщает пресс-служба Кремля.

В поручении говорится, что необходимо обеспечить контроль реализации мер по обновлению школьного образования в соответствии с современными требованиями, с учетом достижений науки, технологий и запросов общества. Кроме того, поручено закрепить нормативно возможность корректировки образовательных стандартов и программ, в том числе, изменение перечня школьных предметов.

Также должны быть приняты меры по снижению внеучебной нагрузки на детей, путем повышения их заинтересованности в образовательном процессе и использования современных технологий.

До 1 июля 2017 года Владимиру Путину должен быть предоставлен доклад о выполнении поручений.

В дальнейшем аналогичные отчеты будут предоставляться ежегодно.

http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53845

Толкование поручений

Александр Адамский,

научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика":

- Читать бюрократические бумаги – сложно и порой малоприятно. Бюрократия вообще неприятная дама во всех отношениях. Это обратная сторона институций - правила установлены, но за их соблюдением приглядывают не те мудрецы, которые их придумали, а когорта специально обученных людей. И эта когорта выработала свой язык, стиль поведения и нормы отношений, весьма специфических и малопонятных в обычной среде. А уж в среде интеллектуалов бюрократические тексты часто выглядят диковато.

Тем не менее эти тексты нужно не только читать, но и трактовать, интерпретировать, обсуждать, потому что их воплощение в огромной степени зависит от тех ограничений, которые формирует сообщество интерпретаторов.

И для общественно-профессиональных кругов, сообществ, сетей важно все-таки по существу обсуждать, а не только из эстетических позиций или образов, которыми подсознание отреагировало на такого рода психический раздражитель.

…Отнесемся к тексту поручения Президента, как ко сну. Фрейд учил, что понимание природы сновидений – в уяснении смысла самого сна, его назначения.

Я бы толковал этот сон так.

«контроль за реализацией комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях”;

Это, на мой взгляд, послание тем, кто назначен контролировать (руководить, управлять) изменением содержания образования: дорогие коллеги, прежде чем вводить изменения и объявлять о таких намерениях, подавать сигналы - тщательно проанализируйте мониторинги, исследования, современные тенденции и потребности людей и экономики. И не пытайтесь подменить эти серьезные факторы собственными вкусами, предпочтениями или, не дай Бог, идеологическим установками. Ни либеральными, ни консервативными.

Наверное, это, как сказали бы мастера психоаналитики, – мое сгущение. А как без этого – сновидение все-таки.

«нормативно-правовое закрепление положения о корректировке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и примерных основных общеобразовательных программ, в том числе перечня учебных предметов, при наличии научного обоснования необходимости такой корректировки в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации и планом реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”;

Устраивайтесь поудобнее на кушеточке.

Я думаю, что это послание можно трактовать так: уважаемые коллеги, руководящие образованием, если хотите ввести новый предмет, не важно – бадминтон, астрономию, финансовую грамотность или изменить ФГОС, не доверяйте вкусовщине и даже своему опыту или опыту ваших друзей и знакомых. Сделайте прежде всего две вещи: тщательно изучите научное обоснование такой необходимости (ключевое слово – необходимости, а не пресловутое «я так вижу»), и разработайте нормативный механизм изменений стандартов или других норм. Правительство рассмотрит эти разработки и примет решение. И уже опираясь на утвержденный правительством механизм (норму, правила) изменений – будем обосновывать необходимость и предлагать корректировки.

Это те ограничения, которыми сдерживается фантазия чиновника.

Для простых людей (экспертов, ученых, читателей моей страницы в ФБ) таких ограничений нет. Ну так и влияние наше, господа, незначительное. Можно даже сказать никакое – так, размышляем себе на досуге.

Скорее всего, психоаналитик назовет мои интерпретации смещением.

«осуществление мер по интеграции учебной и воспитательной работы в рамках реализации основных общеобразовательных программ, а также по снижению внеучебной нагрузки на учащихся за счет повышения их заинтересованности и максимального вовлечения в образовательный процесс, использования современных технологий, средств обучения и воспитания».

Этот образ самый сильный в моем сновидении: ребенок, с тряпкой и шваброй в руке, для которого уборка школьных помещений назначена как мера воспитательного воздействия.

Но Президент поручает иметь в виду, что образование – это слитное в единое целое обучение и воспитание, и искусственно разделять этот процесс, на «воспитательные» моменты и «учебные», – вредно. Даже если эти воспитательные мероприятия проводятся как внеучебная нагрузка. Президент указывает, что внутри образовательной программы есть много возможностей для высокой мотивации, формирования личности ребенка.

…Документ написан повторяю, в бюрократическом стиле. Но невольно вспоминаются слова автора другого официального текста, которому попеняли на недостаток качества его творения: «Да, стишата слабоваты, но слушать стоя будете».

Виктор Болотов,

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ:

- Правильное поручение. Вопрос – как его будут исполнять.


Илья Новокрещенов,

директор школы №2095, г. Москва:

- Это очень своевременная инициатива президента, во-первых, мы её поддерживаем.

Во-вторых, можно сказать, что система образования города Москвы уже фактически в этих направлениях уже продвигается и достаточно успешно. Если говорить о том, что у нас есть задача снижения внеучебной нагрузки для ребенка, то мы понимаем эту задачу как задачу сделать максимально эффективный урок, в котором принимает участие ребенок, потому что зачастую некоторые нерадивые учителя задают домашнее задание исходя из принципа, что не успел на уроке, ребенку задам на дом, пусть сам изучает. Поэтому наша задача - сделать так, чтобы каждый урок, на который приходит школьник, был максимально эффективным с точки зрения затрат времени и усилий. А для этого нужны технологии проведения этого урока.

На сегодняшний день в Москве реализуется проект московской электронной школы, одной из задач которого является повышение эффективности урока с помощью современных IT-технологий средств обучения, так что Москва двигается в этом направлении.

Кроме того, в последнее время государство все чаще обращает внимание на образование, образовательная политика государства становится более понятной, она устремлена в будущее, и эти меры мы с огромным удовольствием принимаем как задачи для нашего ближайшего развития.

Владимир Погодин,

учитель информатики ГБОУ "Лицей №1535":

- Трудно сделать однозначный вывод, что имеется в виду под "внеучебной нагрузкой". Если понимается в виду та нагрузка, что связана с учебой, но выполняется в дополнительное время (например, выполнение домашних заданий) - это одно. Если под внеучебной нагрузкой понимается та, которая проходит в дополнительное время (дополнительное образование, внеурочная деятельность), - другое. А если понимать под такой нагрузкой то, что не относится к учебе - вообще третье.

Впрочем, во всех трех случаях, думаю, реакция будет схожей в плане ужесточения нормирования.

В первом случае летом отчитаются о том, что дети согласно мониторингам стали меньше тратить времени на домашние задания, во втором случае, возможно, опять обратят внимание на ограничение бюджетных средств на дополнительное образование школьников, выделяя на одного ребенка, например, не более 4 или 6 часов в неделю. А в последнем случае сложно даже предположить, но думаю, поручение всё же не об этом.

Контроль за постоянным обновлением школьных программ по сути означает, на мой взгляд, облегчение внесения изменений в то, "чему учим". Это вполне соотносится с усилиями министерства по разработке нового содержания учебных курсов и вообще включению требований к содержанию в федеральные государственные образовательные стандарты.

То есть по сути это может быть сигналом, чтобы возродить модель стандартов 2004 года, когда было понятно, какое содержание школьных предметов должен осваивать ученик.

Нормативная возможность корректировки образовательных стандартов, похоже, относится сюда же - нас ждут изменения ФГОС уже в сентябре 2018 года.

А по поводу повышения заинтересованности детей в образовательном процессе и использования современных технологий могу сказать, что это может быть продолжением курса на применение информационных технологий в обучении, а также, возможно, дальнейшее освоение дистанционного обучения. По крайней мере, в столице "Московская электронная школа" направлена именно на это.

А еще, кстати, под внеучебной нагрузкой могут иметься в виду занятия с репетиторами как отдельный вид деятельности учащихся. И призыв школам быть интереснее и продуктивнее с точки зрения результатов учащихся в сочетании с мерами по снижению внеучебной нагрузки может быть направлен именно на то, чтобы родители стали меньше пользоваться услугами репетиторов. Впрочем, это всего лишь предположение.

В целом поручение, возможно, призвано поддержать школу как образовательный институт с целью предупреждения развития тенденций снижения роли школы в жизни детей.

Ханафи Гулиев,

директор школы №2, г. Тырныауз, Кабардино-Балкарская республика:

- Противоречивое поручение: контроль за постоянным (не нашим обновлением) с одной стороны, а с другой - принятие мер по обновлению с учетом достижений науки, технологий (наверное, только нашей) и запросов нашего общества, внеучебная нагрузка должна быть снижена, а заинтересованность образованием и ИКТ повышена. Речь идет о сокращении сети дополнительного образования или дети должны заниматься двадцать четыре часа в сутки только домашним заданием? Контроль или его усиление не так страшен - мы уже к ним привыкли, а вот ручное управление системой, лишение самостоятельности школ, ограничение прав и свобод участников образовательного процесса отбросит развитие школы на много лет назад.


Исак Фрумин,

научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:

- Мне кажется, что это исключительно важное поручение, которое посылает очень понятный сигнал всем тем, кто говорит о том, что в школу надо вернуть старое содержание. Весь смысл этого поручения - про обновление, про поиск нового содержания, а не про возвращение к старому. Хотелось бы, чтобы это услышали и те, кто занимается разработкой образовательных концепций, и те, кто готовит педагогов.

Алексей Семенов,

математик, академик РАО и РАН:

- Я считаю, что это очень правильный документ: надо действительно ввести механизмы, которые, с одной стороны, установят долгосрочные ориентиры (такие ориентиры, в частности, были установлены федеральными государственными образовательными стандартами), а с другой стороны, программа по предметам каждый год может предусматривать какие-то небольшие изменения, главное, чтобы они были известны. И тогда мы сможем учесть эти требования жизни, потому что на самом деле наши программы очень сильно отстали, и это отставание растет со временем и от программ в других странах, и от требований времени.

Нагрузка часто растет, потому что мы постоянно что-то добавляем, а избавиться от устаревшего материала боимся. Если что-то проходили в школе 50-60 лет назад, мы считаем, что это обязательно должны изучать наши дети. Но сегодня уже никто из взрослых людей не умножает многозначные числа в столбик, все пользуются калькулятором. А мы всё ещё учим детей этому. Все уже давно пишут основные тексты с помощью клавиатуры, а мы всё ещё учим детей писать только от руки. Надо учитывать материалы для ЕГЭ на пять лет вперед, а потом ежегодно вносить необходимые коррективы и изменения.

Элла Алибекова,

заместитель директора школы №1354, г. Москва:

- На мой взгляд, здесь три ключевых момента.

Во–первых, вызывает интерес «комплекс мер». Речь, видимо, об одном из 16 поручений Правительству на Госсовете в декабре 2015 года. В этом же поручении говорится об обновлении содержания, хоть сегодня «обновление содержания» у нас в большей степени позиционируется новым министром. Думаю, педагогической общественности было бы интересно понять, что входит в комплекс мер. Как я понимаю, федерального документа или нет, или он не опубликован. Предполагаю, что ряд Концепций, включая и Концепцию преподавания русского языка и литературы, и являются частью. Некоторые регионы на основе поручения разрабатывали свои комплексы мер, но не хватает ориентиров и целевых маркеров на федеральном уровне, чтобы на региональном уровне не было расхождений.

Второй момент – снижение внеучебной нагрузки. На первый взгляд, это попытка что-то изменить в уже понятной внеурочной деятельности, но, возможно, имеется в виду и уход от классно-урочной системы, и применение новых форм содержания или вообще отмена домашних заданий. Слишком абстрактно звучит - «снижение внеучебной нагрузки». Опять же, если не будет разъяснений – регионы, муниципалитеты могут начать изменения, которые приведут к разрушениям уже каких-то сформировавшихся правильных вещей.

А вот важным, на мой взгляд, является «обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований». И здорово, если школы начнут верить, что этот контроль для осознанного изменения содержания образования, для подготовки эффективных программ, и наконец для постановки цели общего образования, а не кнут для оценки работы учителя.

И последнее. Заголовки в СМИ про контроль школ пугают, говорят, что начнутся тотальные проверки. После нескольких лет внушения о самостоятельности мы почти уже поверили в это. Но в самом поручении речь о контроле за реализацией мер, вопрос по которым остается открытым.

Олег Смолин,

первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ, академик РАО:

- В своих посланиях Владимир Путин неоднократно призывал обновить содержание образования на основе ФГОС. Но проблема заключается в том, что в нынешних стандартах есть требования к условиям реализации образовательных программ, к их структуре, к уровню подготовки выпускников, а требований к содержанию в них нет. На мой взгляд, необходимо вернуть содержание в образовательные стандарты. Кстати, такое мнение высказала и рабочая группа комитета по образованию Госдумы прошлого созыва.

Что касается поручения закрепить нормативно корректировку образовательных стандартов и программ, в том числе, изменение перечня школьных предметов, то такая возможность есть и сейчас. Прежде всего, с моей точки зрения, надо пересмотреть ФГОС для старшей школы, которые должны вступить в силу с 2020 года. Согласно нынешнему варианту, обязательными для изучения являются образовательные области, а не учебные предметы. Например, по желанию старшеклассник из всей области «Естествознание» может выбрать для изучения на базовом уровне только экологию, «проигнорировав» физику, химию и биологию. За обязательность изучения предметов недавно высказалась и Ольга Васильева, выступая на заседании научно-методического совета по учебникам.

Также предлагается «принять меры по снижению внеучебной нагрузки на детей путем повышения их заинтересованности в образовательном процессе». В данном случае непонятно, о какой внеучебной нагрузке идет речь - о домашних заданиях или о дополнительном образовании. В этой связи хотелось бы пожелать помощникам Президента писать поручения так, чтобы они были понятны всем. С моей точки зрения, данное поручение написано сложно и допускает разные толкования. К тому же я не очень представляю, как субъекты РФ будут отчитываться об исполнении этой части поручения: то ли путем проведения социологических опросов на тему «стало ли вам интереснее», то ли другим каким-то способом. Скорее всего, будут отчитываться о проведении тех или иных мероприятий.

Кроме того, по моему мнению, нам следует сокращать не внеучебную, а учебную нагрузку наших школьников: программы перегружены вопреки тезису Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, и в итоге дети переходят к изучению очередной темы, не успев освоить предыдущую. Мне кажется, объем изучаемого материала надо было бы уменьшить, добиваясь более глубокого понимания и осмысления материала.

Александр Кондаков,

генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», руководитель группы разработчиков ФГОС общего образования (2005-2011 гг.):

- Не в первый раз Президент обращает внимание на содержание образования. Года три тому назад было дано поручение разработать единое содержание школьного образования, которое так и не было выполнено.

Нынешнее поручение Президента мне представляется очень актуальным, поскольку содержание образования должно разрабатываться и обновляться в соответствии с прогнозными требования экономики и социальной сферы страны как минимум в 10—15-летней перспективе.

Сегодня разрабатываются стратегии развития России до 2024 года, до 2035 года, в которых делается акцент на развитие космоса, био- и нанотехнологий, робототехники, энергетики и пр. Эти направления требуют обновления математического и естественнонаучного образования, требует обновления и гуманитарная составляющая: формирование этики, нравственных ценностей, межкультурного диалога и пр. Надо отметить, что разработчиками ФГОС было подготовлено два документа: Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России и Фундаментальное ядро содержания общего образования, над которым в течение трех лет трудились видные ученые РАН и РАО.

Несмотря на то, что эти документы не получили официального статуса, они широко использовались при разработке документов и материалов для системы образования: концепции предметных областей, планируемые результаты освоения обучающимися учебного материала по всем уровням образования, примерные учебные планы, примерные программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации обучающихся. Эти документы легли в основу примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования (2009—2010 гг.), школьных учебников.

В настоящее время над содержанием образования работают различные группы специалистов, ассоциации учителей-предметников, которым поручена разработка концепций преподавания школьных дисциплин. При всем моем глубоком уважении к педагогам, мне непонятно, почему к этой деятельности не привлекают ученых и представителей бизнеса. Ведь отбор содержания образования — это дело профессиональное, общественное и государственное, и задача такого коллектива - разработать единую методологию, общие принципы отбора содержания образования.

Важный момент, на который обращает внимание Президент в своем поручении, — это нормативное закрепление возможности корректировки образовательных стандартов и программ, в том числе, изменение перечня школьных предметов.

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы, т.е. содержание образования, реализуемое в образовательной организации. Проблема в том, что в процессе работы над Законом мы не смогли убедить его разработчиков, что данный тезис должен применяться только к организациям профессионального образования, и в итоге школьные учителя сегодня должны самостоятельно составлять рабочие программы, а по факту они списывают их с примерных или скачивают из Интернета. Все это приводит к разрушению единого образовательного пространства страны.

Поэтому, в первую очередь, необходимо внести изменения в ст. 28 Закона «Об образовании в РФ», поручив организацию разработки и утверждение содержания школьного образования Федеральному органу исполнительной власти, отвечающему за образование. Что касается перечня школьных предметов, то он за последние годы незначительно, но менялся за счет введения ОБЖ, ОРКСЭ, информатики. Теперь вот заговорили о необходимости изучения астрономии и финансовой грамотности, но эти курсы должны изучаться в рамках уже существующих дисциплин — физики и обществознания. В рамках проектно-исследовательской деятельности в школе можно заниматься робототехникой, программированием, ЗD-моделированием, а параллельно, формированием предпринимательских навыков, но при этом нельзя забывать о том, что главная задача школы — формирование личностных качеств человека: гражданственности, системы ценностей, умения работать в команде, навыков критического мышления, самооценки и т. д. на основе базовых знаний, умений и навыков при изучении предметных областей.

В этой связи мне не очень понятен тезис о «снижении внеучебной нагрузки на детей путем повышения их заинтересованности в образовательном процессе и использования современных технологий». Вероятно, имеется в виду, что необходимо разрабатывать и предлагать такие формы внеучебной деятельности, которые детям интересны: с использованием современных технологий, междисциплинарных, практикоориентированных, осуществляемых в совместной деятельности и сотрудничестве, в том числе, в удаленном доступе, нацеленных на технологии завтрашнего дня. В заключение хочу отметить, что я очень позитивно отношусь к этому поручению и надеюсь, что на этот раз оно будет качественно выполнено.



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100