Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

МОН без Ливанова: комментарии эспертов

19 Августа 2016

Cергей Волков,

учитель русского языка и литературы московской школы № 57:

– Когда Ливанова назначили министром, я не был знаком с ним. Посмотрел на фото в газете и, как знатный эксперт-физиономист, сказал: "Нам кранты! Выкормыш власти со стеклянными глазами".

Потом я очутился в Общественном совете МОН и стал наблюдать Ливанова непосредственно. Слушать, что и как он говорит, смотреть, как он слушает. Потихоньку начались конкретные дела - и мне открылся другой человек. Очень адекватный. Быстро схватывающий. Не гордый. Мы сразу сделали с ним интервью для моего журнала "Литература" - что ему Гекуба, казалось? Он мог признать свою неправоту. Он умел хорошо иронизировать над собой. Он был очень последователен и силен в том, в чем был убежден. Например, в том, что ученый должен быть честен, а липовых ученых надо лишать званий. В том, что липовые вузы надо закрывать. В том, что надо вскрывать нарывы, если они нарывают давно.
Я видел, как идут на контакт и сотрудничество с ним люди, не расположенные к этому - он умел располагать. Ямбург, возглавляющий наш совет. Жорес Алферов, со скандалом совет покинувший, в знак протеста против РАН, а потом попросившийся назад - зачем этот совет ему, нобелиату-небожителю? Гейм, который его принял - и тоже согласился участвовать в совете. Наталья Солженицына, которая возглавила по его просьбе Совет по сочинениям - хотя заочно была сначала настроена резко против Ливанова. Говорю только о том, что знаю и видел.
Ливанов сел в машину и приехал к нам на открытие олимпиады по литературе и встречался с очень настороженной командой учителей -- и расположил их, это было интересно наблюдать, вот это превращение в их глазах врага-чиновника в нормального человека. И я видел это много раз.
Я также знаю, какое количество разной дури они в МОН фильтровали, какой идиотизм измором сводили на нет, чему ставили заслон. Незаметно для многих. Единого учебника истории не допустили, например. А ведь уже, казалось, железно всё. Концепцию преподавания русского языка и литературы только что приняли - сколько там нейтрализовано ядовитых жал в итоге.
В моей маленькой зоне мы точно совершили прорыв при Ливанове и благодаря ему - мы обновили, сделали современной и открытой олимпиаду по литературе и разработали вариативную программу по литературе 5-9 классов, которая была принята не без колоссального противодействия. В частности, со стороны преемника Ливанова, Ольги Васильевой. Она курировала деятельность Ассул и продвигала в жизнь консервативную и неподъемную концепцию школьного филологического образования, неисполнимую и раздутую, научную донельзя, но от жизни оторванную. Стиль полемики вокруг содержания программы, характер аргументов и методы борьбы я прекрасно изучил на согласительных заседаниях. И мне хорошо известны люди, бежавшие к ней кучковаться после заседаний.
А еще в прошлом году из Администрации президента в МОН пришла неподписанная бумага (увы, с узнаваемым стилем, нечто в этом же духе писалось и говорилось и про примерную программу) - против нашей олимпиады по литературе. Нас предлагалось разогнать - нечего детям предлагать эмигрантов типа Набокова, Довлатова или Бродского, да еще с опасными отчествами... У нас что, нет своих родных проверенных писателей, которые не сеют пессимизм и упадничество? Ну что ж, дали ответ на эту справку, продолжили работать. Благодаря спокойной позиции МОН.
При МОН Ливановым был создан открытый и ернический Общественный совет. Сколько раз верхние начальники требовали убрать из него неудобных верхам людей – не убрали. Министр и его замы терпеливо слушали все наезды, спорили, но и соглашались, и меняли многое. Самое главное, что это был реальный инструмент связи, например, в этом году в апреле нам стала известна ситуация с аттестатами для школьников из девиантных школ, дикая по сути – а в июне они уже получили нормальные аттестаты. Быстро можно было работать и эффективно.
Ливанов запомнился мне и своим согласием приехать в челябинский лицей, на фестиваль Открытая книга и провести урок для школьников по физике. Помню, как рыла копытом землю его пресс-служба, пытаясь изменить формат на более зрелищный (ну какой ваще Челябинск, ну хорошо, если Че, то пусть будет министр на фоне доменной печи или трактора), он послал всех нафик и сказал, что хочет провести урок. С детьми, а не тракторами.
Ему не нужны были картинки. И марафоны он бегал, и на горы взбирался еще до всего министерского. Просто он живет так.
Да, были и ошибки, и непоследовательность, и неудачи, и фо па. И команда не равна министру; многое могло быть по-другому. Но сейчас, когда и так миллион злорадных слов полетит в спину уходящему, я не хочу об этом говорить.
А радующимся скажу вот что: если б только они знали, как мало в этом огромном образовательном болоте, уходящем в хтоническую глубь, зависит от МОН. В области общего образования уж точно. Как много подчинено местному и региональному уровню, насколько больше душит завуч или местный методист, чем министр. После смены руководства МОН нас не ждет ничего нового, потому что мы-то всё такие же. А имя нам легион.

Но лично мне будет теперь гораздо тяжелее делать то, что я считаю правильным. На мои плечи падает та часть веса, которую все эти четыре года помогал мне держать Дмитрий Викторович. Его отставка символично совпала для меня с днем операции на сердце. Но и с днем Преображения тоже.

Алексей Воронцов,

генеральный директор Открытого института «Развивающее образование»:

– Линия "консерватизма" в образовании, которую Ольга Васильева озвучивала год назад на форуме Народного фронта, имеет шанс быть реализованной.

Быстрей всего будет произведена ревизия всех демократических достижений российского образования и реанимированы способы и формы работы советской школы..

Евгений Насыров,

журналист, специалист по продвижению образовательных проектов:

– Предыдущие оба два начальника Минобрнауки были больше про вузы и науку, чем про школу. Им часто вменяли, что про школу они не понимают. Теперь ситуация, скорее всего, будет обратная, фокус внимания будет на "воспитании", на детях. Это будет министерство воспитания или даже министерство духовности. В 2012 году хотели разрубить МОН на две логичные части, но не срослось. Сейчас это напрашивается, кажется.
Я читаю в ленте на фейсбуке, что уж сейчас-то мы еще вспомним добрым словом Дмитрия Ливанова, что было много конструктива правильного, что человек был просвещенный и разговаривал с умными иностранцами на одном языке. Похожие разговоры были, когда Медведев числился тут президентом. Сейчас это кажется трогательным наивом.

Михаил Кушнир,

член правления Лиги образования:

– Смена министра в жестко критикуемой сфере деятельности может означать новые задачи либо ритуальную жертву к грядущим выборам. Если жертва, то все банально, скучно и временно. Если новая задача, то новые стычки и критика, потому что в обществе нет единого понимания направления развития системы образования: от требований возврата к советской системе в разных вариантах до ускоренного изменения в новых направлениях.

Карьера нового министра не дает оснований ожидать от нее радикальных переосмыслений системы. А возврата к старому система не переживет. Если ее задача удержать существующее, пока другие силы будут разрабатывать новые цели и модели, можно быть осторожным оптимистом.



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100