Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Михаил Кушнир комментирует события недели с 18 по 24 февраля: «Итак, попытка описать неделю, которая началась рефлексией по метеориту и завершилась Днем защитника Отечества…»

24 Февраля 2013

Для меня как родителя бойца срочной службы, отмечающего четверть положенного срока накануне армейского праздника, самым важным на неделе стал шанс отметить оба события в кругу семьи в полном составе. Теперь есть надежда на более частые побывки. При обсуждении с сыном внутренностей армейской проблематики очередной раз убеждаешься в ужасающей бессмысленности этого общественного института в текущем состоянии. Похоже, свет здравого смысла не доходит никуда в зоне госрегулирования, но это выглядит более рельефно на ситуации в армии как абсолютно бюджетном институте, не имеющем никаких иных регуляторов деятельности.
Пока ожидал окончания процедуры выдачи сына из части, обсудил проблематику метеорита. Оказывается, есть возможность отслеживать в космосе и заметно более мелкие объекты, но "стоить это будет папаше Дорсону" – "в общем, вам по пояс будет": таких станций нужно очень много и энергии им нужно совершенно неподъемное количество. Действующие системы ПВО рассчитаны на совершенно другие скорости: как полета цели, так и реакции на ее поражение. Ничего принципиально нового, но восприятие от спецов всегда несет в себе что-то неуловимо более глубокое, чем потом можешь сам воспроизвести. Двойственное впечатление осталось от западного взгляда на наши повсеместные автомобильные видеорегистраторы: сначала они были шокированы обилием записей полета метеорита, а потом коллекцией самых разных видеосюжетов, которые размещаются в сети. Когда мы сами это смотрим со смешанным спектром чувств от гомерического хохота до глубочайшего возмущения, это задевает меньше, чем неизбежная и закономерная издевка со стороны.
Столь же безнадежна ситуация с сиротством, которая очень спокойно и профессионально изложена в интервью с Людмилой Петрановской, педагогом и психологом, много лет работающей с детьми из детских домов, с приемными родителями, с сотрудниками сиротских учреждений и службы опеки. Недавно она создала Институт развития семейного устройства, чтобы создать систему профессиональной подготовки специалистов по семейному устройству, профессиональное сообщество таких специалистов, поддерживать обмен опытом между ними и вырабатывать базовые принципы и ценности их работы (http://expert.ru/expert/2013/07/dorogoj-samoobman/). 
Примерно то же эпизодически прорывается из сферы медицины. Уже нормой воспринимается сбор средств на операции за рубежом. Одна из коллег-учителей недавно получила возможность прооперировать сына благодаря помощи учеников и ряда наших коллег из сферы образования. Очередная революция с оглядкой на запад уже приводит к дефициту крови, о чем бьют тревогу больницы – кому срочно потребуется кровь, могут ее не дождаться.
На фоне взрывного роста интереса к использованию в образовании планшетов жутким диссонансом стала статья о его вреде здоровью. Стало очень интересным их же возможное заключение о пользе или вреде книг, которые читают точно в таком же положении и в которых еще и аллергенная пыль живет в жутких количествах. А какая-нибудь "Война и мир" раза в 3 тяжелее и держать ее в руках ..., а если упадет ... – "жить страшно"!
Многих возмутило обсуждение на Общественном Совете при МОН истории с фиктивными олимпиадниками (http://yopolis.ru/occasion/595577/9174). Если позиция Ливанова о неоглашении имен неправедно прошедших конкурс студентов может быть принята, хотя и с сомнением – не дети уже, – то забота о чиновниках МОН, заведомо ведающих, что творят, понимания в обществе не нашла.
Зато практически все восторженно поддержали министра за решение о лишении ученых степеней авторов подложных диссертаций. Хотелось бы надеятся, что на этом чистку от халтурщиков не остановят. Правда, разгон этого маховика может перейти границу борьбы за чистую науку и выйти на репрессивный режим – нам не привыкать к использованию чего угодно в целях борьбы с неугодными.
Вызвал интерес доклад Павла Лукши на семинаре в ВШЭ о результатах форсайт-сессий для определения перспектив рынка труда (http://www.hse.ru/news/media/74798508.html). Высказано соображение, что модель подготовки профессиональных кадров, рассчитанной на длительные циклы развития производственных технологий, в современных условиях динамичного развития не успевает за прогрессом. Группа предлагает строить политику обучения не вдогон потребностям, а с опережением. В докладе отражены и риски такого подхода. На удивление, аудитория деликатно отнеслась к довольно революционным идеям – дискуссии практически не было. Не думаю, что все было воспринято позитивно, но подставляться на недостаточно проработанной территории слушатели не рискнули. Впрочем, дьявол в деталях, а доклад деталей не затрагивал.
Некоторых взбудоражила заметка о якобы проведенном эксперименте с 68 подростками, которым предложили 8 часов провести без современных гаджетов и соцсетей, предоставив все возможности для иных активностей с реальными предметами. Без малейших затруднений и с удовольствием прошли испытание только два мальчика, один из которых клеил модель парусника, а другой возился с цветами и коллекциями. Третий дошедший до конца участник– девочка – сделала это на волевом усилии, судя по дневнику ее записей, хотя испытала массу непонятных страхов. Все остальные раньше или позже сошли с дистанции. Хотелось бы проверить достоверность этой публикации, но руки не дошли. Кроме того, даже если это фейк, стоит обратить внимание на проблему ИТ-мании.
Порадовала премия нашей компании «Тырнет» (http://www.fasie.ru/) в области робототехники Google RISE Award. Англоязычная версия проекта «Scratchduino - свободная электроника и робототехника для школьников и их родителей» удостоена премии в 25 000 долларов.
Понравилась статья в "Компьютерра" Дениса Викторова о редизайне системы образования США, объявленной Обамой (http://www.computerra.ru/53875/sistema-obrazovaniya-ssha-otstala-ot-potrebnostey-novoy-ekonomiki-obama-obyavil-redizayn/). Из статьи, на мой взгляд, со всей очевидностью вытекает общность проблем построения системы образования. Вижу в этом подтверждение моей популяризируемой с 2007 года мысли, что проблемы системы образования системные и их невозможно решить процедурными изменениями – именно поэтому реформы в образовании идут уже немыслимое количество лет, а конца им не видно (http://www.slideshare.net/MichaelKushnir/edu-struct).
Меня лично зацепило приглашение на очередную ИТ-конференцию, на которой планируется обсуждать модную тему ИТ в образовании в контексте глобальной единой информационной среды. Поскольку инициатива идет, как я понял, с верхних эшелонов, а граблей на этой чиновной риторике собрано уже гораздо больше, чем хотелось бы, разразился буйной заметкой в своем блоге (http://medwk.blogspot.ru/2013/02/blog-post_22.html). Больших надежд остановить глыбу высокого решения нет, но пока ее не начали сбрасывать на наши головы нужно использовать шанс на что-то повлиять.
Интересным ответом на оживленную дискуссию, порожденную постом Сергея Заир-Бека о проблемах реагирования традиционной школы на нежелательные детские проявления в сети, стало приглашение nachalka.com к совместной сетевой деятельности родителей и детей "Моя семья попала в сеть" (http://nachalka.com/vset). Пора всем взрослым понять, что деление нашей жизни на виртуал и реал – страусиная политика, позволяющая закрывать глаза на реальность виртуала. Виртуал часто реальнее того, что происходит в реальной жизни. Кроме того, книга - очень крутой виртуал. Просто, не все об этом задумываются. Так что, не чурайтесь, а осваивайте сеть. Кто от сети совсем далек, воспользуйтесь возможностью продуктивного взаимодействия с детьми и внуками – у нас так мало возможности оказаться их сотрудниками или подопечными, а это так сближает!
Напоследок, о событии, ставшем темой номера - публикации проекта профессионального стандарта учителя, продготовленного под руководством Ямбурга. Проект вызвал заинтересованное обсуждение. Выяснилось, что в ФИРО уже был за бюджетные деньги подготовлен подобный проект, который построен совсем иначе.
 



Все "Дежурный по стране"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100