Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Петр Щедровицкий: Меняется запрос к системе образования

17 Декабря 2012 0:00

Революция в образовании идёт на наших глазах. Вместо образовательного учреждения, которое было главным ещё совсем недавно, на передний план выходит индивидуальная образовательная программа. Её составляет сам человек: он сам вкладывает в себя деньги и сам получает доход от этих вложений. Об этом в интервью рассказал эксперт по управлению развитием и подготовке кадров, член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Пётр Щедровицкий.
 
Петр Георгиевич, в конце года принято подводить итоги в разных сферах деятельности: чего достигли, что создали, удалось ли догнать пресловутый Запад и т.д. Образование всегда под особым прицелом – как отрасль, глобально влияющая на развитие страны. Какие изменения очевидны в ней на сегодняшний день?
 
Первое и главное, на мой взгляд: мы наблюдаем, как меняется запрос людей к системе образования, а, следовательно, меняется, и достаточно существенно, она сама.
 
Вы имеете в виду перекос в пользу коммерческого образования, к которому сейчас так много нареканий?
 
А что, бывает некоммерческое образование?
 
Бывает бюджетное образование, государственные вузы, они ценятся в первую очередь. Назовем их условно «бесплатными».
 
Термин «бесплатный» - это обман. Бюджет – это наши с вами деньги, которые у нас взяли, а сфере образования дали в каком-то объёме. И не очень понятно: сколько взяли, как перераспределили и сколько вложили в образование. А самое главное – достаточно ли.
 
Обратите внимание, мы постоянно сравниваем, сколько тратится на образование «у них там» и «у нас». Только мы всё время забываем, что сравниваем абсолютные цифры, которые не дают никакой картины. Расходы на образование идут из нескольких уровней бюджета: что-то выделяет федеральный, а что-то региональные и муниципальные. И для того, чтобы понять, сколько тратится всего, надо всё это сложить.
 
Например, когда я читаю, что в 1912 году в некоторых русских земствах на образовательные цели тратили 40 процентов земского бюджета, я понимаю, что был пик инвестиций в образование в стране. Поэтому, чтобы сравнить, нужно смотреть всю систему в целом.
 
И всё же «у них» дела обстоят явно лучше… Принято приводить в пример США. Каким образом там финансируется образование?
 
Соединенные Штаты интересны тем, что у них три бюджета на образование: государственный, включая местные власти, корпоративный и бюджет домохозяйств.
 
Государство вкладывает в достижение людьми некоторого среднего уровня, чтобы обеспечить общественную консолидацию и взаимопонимание - возможность существования общества, как системы связей между людьми. Ведь если люди друг друга не понимают, они не могут друг с другом взаимодействовать.
 
Корпорации тратят на то, чтобы готовить и переподготавливать кадры для себя. Они хотят иметь более эффективного производителя. Хотя человек для них всегда, по большому счёту, лишь строительный материал их бизнеса.
 
А ещё человек может сам потратить – на себя. Например, купить компьютерные учебные программы. И это никак не связано ни с бюджетом государства, ни с бюджетом корпораций. Так вот в США третий бюджет, личный, сегодня уже больше первых двух вместе взятых.
 
Больше в силу того, что выше заработок или выше осознание того, что необходимо учиться?
 
Ответов может быть масса. Но я, например, полагаю, что это эффект сверхкомпенсации: люди недовольны тем образованием, которое им дают. Они не хотят быть рабами корпораций, то есть получать от корпорации специализированное обучение, чтобы на неё же и работать. Ведь всё, что корпорации дают человеку, они хотят получить обратно в виде дополнительного дохода. А человек хочет вкладывать в себя.
 
Качество образования зависит от денег, которые в него вложены?
 
Конечно, зависит. Как можно иметь хорошее, но дешевое образование? Образование может быть только дорогим, и оно растёт в цене с каждым годом, потому что повышаются требования к нему, повышается сложность самого образовательного процесса и  меняется его инфраструктура. Если раньше вы могли довольствоваться одним бумажным учебником, то теперь у вас десятки интерактивных. Вы хотите смотреть видео, играть в игры в процессе обучения, а это достаточно дорогие вложения.
 
Что ещё Вы имеете в виду, говоря об инфраструктуре?
 
Ну, например, какой-нибудь факультет новых технологий в Стэнфорде сам сделан на основе самых современных материалов и технологических решений. Если вы хотите учить людей делать будущее, вы должны погрузить их в среду, которая сама уже есть это будущее. «Подобное от подобного», как говорили средневековые алхимики. А все это невозможно сделать за «три копейки».
 
Образование - одна из ведущих отраслей сегодня, в экономическом смысле слова. Доля затрат на образование в ВВП США, например, превышает долю всех промышленных отраслей вместе взятых. Потому что эта отрасль создает будущего человека.
 
Какие ещё тенденции в мире в сфере образования наметились в последнее время?
 
Одна из самых главных – изменение баланса между инвесторами. Если в 19 веке, доминировало государство, вкладывая в своих граждан, в 20 на передний план вышла корпорация, как работодатель и как бенефициар от качественной подготовки своих кадров, то в 21 веке основным инвестором становится уже сам человек. Он получает ключевой доход от правильно сделанных в себя вложений, включая правильное использование бюджетных и корпоративных денег. А поэтому меняется и институциональное ядро образования - это самое главное, что происходит сегодня.
 
Вместо образовательного учреждения, которое было главным раньше, определяющей становится индивидуальная образовательная программа. Её составляет человек самостоятельно или вместе с консультантами, которых иногда называют тьюторами. Человек – автор своей программы развития или программы развития для своих детей. Она может быть составлена на любой возраст.
 
Это, если хотите, «дорожная карта», в которой максимально учтены способности человека и его возможности. Что мне делать, например, если я живу в маленьком городе, хочу изучать новые материалы, а рядом со мной нет технологических вузов?
 
Уезжать в большой город?
 
Не обязательно. Можно учиться дома. Сейчас семейное обучение растёт гораздо более быстрыми темпами, чем традиционные сферы подготовки и образования.
 
Под семейным обучением Вы подразумеваете приглашённых педагогов?
 
Приглашенные педагоги, покупка обучающих программ, он-лайн-обучение. Дистантное образование как маленький элемент революции, о которой мы говорим. Главное, что образовательные учреждения больше не центр. Даже самое лучшее из них не может дать всю полноту образовательных возможностей. В любой школе программа усреднена, по определению, причём – по худшему ученику. Как мы знаем, темп подъёма в гору определяется не первым, а последним. И темп обучения в классе, всегда будет идти по последнему.
 
Поэтому выход на передний план индивидуальной образовательной программы, превращение человека в бенефициара образовательного процесса и есть та серьезнейшая революция, которая происходит на наших глазах. Причём, как на Западе, так и в России.
 
Но мы же отстаём, как правило?
 
Ну, знаете, где-то отстаём, а где-то и опережаем.
 
А где мы опережаем в образовании, в чём?
 
У нас люди гораздо более самостоятельные, в том числе, вследствие кризиса государства в 90-е годы. Мы, в отличие от европейцев, например, понимаем, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и что на государство не всегда стоит надеяться. После развала Союза мы осознали, что всё в наших руках. И постановка технического задания на обучение детей тоже.
 
Кроме того, сейчас идёт революция поколений: «эхо-бумеров» сменяет поколение Millennials, так называемое «сетевое». И как показывает статистика, в этом поколении в целом вложения в детей выше, чем в предыдущих. Они вообще к детям относятся по-другому – острее осознают важность образования с самого раннего возраста.
 
Дети, которые появляются у поколения Millennials, в гораздо большей степени погружены в среду современных технологических решений. Анекдот про то, как современный ребёнок смотрит в окно - подходит и делает движение пальцами, как на айпаде – это не анекдот. Для этих детей работа с дистантными формами обучения, всякого рода обучающими играми, интерактивными учебниками - обычная среда. Другое дело, что это охватывает сегодня, наверное, 15-20 процентов населения Земли. Но Россия здесь точно не последняя. По уровню компьютеризации и освоения новых технологических решений мы идем в группе отрыва.
 
А к официальной системе образования наши люди относятся, грубо говоря, как к элементу общего общественного договора между властью и гражданином. Им нужно максимально постараться воспользоваться, но не преувеличивать ни его качества, ни его значения.
 
 



Все "Открытое письмо"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100