Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Чем жил в середине и второй половине августа наш «образовательный мир»?

27 Августа 2012 0:00

Вот уже в течение нескольких лет посетители сайта  www.eurekanet.ru пользуются материалами  рубрики «Вести образования». Новости, помещаемые здесь,  позволяют нам  следить за хроникой событий, происходящих в отечественном образовательном пространстве,  оперативно отслеживать «злобу дня». У редакции сайта есть основания считать, что число обращений к этим публикациям вполне оправдывает их присутствие на странице.   Понятно,  однако, что такой способ предъявления далеко не идеален – ведь он предполагает подачу  информации весьма скупыми, дискретными, тематически узко конкретизированными порциями. А это не может не мешать восприятию непрерывного и многомерного поистине  величественного процесса – процесса  развития потрясающе сложного цивилизационно-культурного «образовательного организма»,  интегрирующего часто несознаваемые и несовпадающие интересы государства, нации, сообществ и конкретных людей.

Разумеется, этот процесс имеет всемирно-исторический, глобальный характер. Все государства и общества современного мира озабочены поиском образовательных моделей, которые помогли бы им найти способы подготовки своих юных поколений к успешной жизни  в открытом и высоко конкурентном информационно-культурном  пространстве, в условиях свободной академической и профессиональной миграции. Но как в этих «глобальных обстоятельствах» сохранить свою идентичность как достойного наследника предков, как носителя завещанных ими традиций и материально-духовного достояния?

Стремление как можно полнее включить своих посетителей в этот исключительно важный контекст мотивирует организаторов сайта продолжить усилия по расширению его аналитической составляющей, постепенно включив в нее информационно-новостной  блок – сперва его российскую, а потом – и международную части. 

Исходя из этого соображения и были проанализированы события, упоминавшиеся в последние минувшие четырнадцать дней августа (с 10 по 24 число).

Сразу заметим, что анализ этот не только не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но носит откровенно «пристрелочный»   характер.  Задача первой попытки – хотя бы просто нащупать форму такой аналитики и наметить общие принципы тематической организации материала.
Итак, две недели в августе.

Первое, на что сразу обращаешь внимание, – это, разумеется,  наличие двух основных источников, рождающих информационно-образовательные поводы. Первая группа – естественно, сама система образования, ее работники, и в первую очередь – федеральный министр. Вторая группа источников –  внеобразовательная, связанная с процессами, происходящими в так называемом Большом обществе. Возможно, для однозначного вывода о том, что эти два потока  в реальной жизни (в массовой образовательной практике) пересекаются слабо,  достаточных оснований нет, но длительные наблюдения над их «невзаимодействием» (далеко за пределами рассматриваемых двух недель) порождают на сей счет вполне определенные подозрения. Вот, например, мнение известного политического комментатора Н.Сванидзе:   в школах должен быть предмет по обучению детей толерантности.  Не обсуждая здесь этого предложения в его конкретике, спросим себя: не справедливо ли это суждение по существу? И не остается ли оно тысячу раз справедливым несмотря на «успешную реализацию» обширных программ недавних лет по обучению школьников толерантности? И не остается ли сама «толерантность» для многих наших коллег «нехорошим» словом? В связи с этим нелишне обратиться к материалу «Образовательные программы помогут в преодолении национализма».

Довольно тесно, считают многие эксперты, к проблематике толерантности стоит и такое социальное явление, как суицид. Назвать его чисто образовательным нельзя, но провести жесткой границы между самоубийством «вообще» и самоубийством школьников-подростков невозможно. И снова спросим себя – а в нашей собственной школе действительно нет ну абсолютно никаких намеков на возможность такой трагедии ни у одного ученика или ученицы?  Именно поэтому столь актуален материал «Голодец: профилактику суицидов в России нужно взять под особый контроль». Если теперь упомянуть сюжет «Астахов считает, что детям лучше учиться в школах полного дня», и спроецировать всё названное на материалы исследования «Сайты школ почти бесполезны для родителей и учеников» (10 августа), вывод напросится сам  собой: общество не молчит, общество (и конкретно – его весьма значимые представители) обращаются к школе – но школа не слышит. Ее сайты – реальные органы общения с ближайшей окружающей социально-культурной средой – фактически уже атрофированы, не успев возникнуть.

В этом контексте нельзя не упомянуть и об еще одной силе, претендующей на то, чтобы вытеснить гражданское общество из сферы образования и покрыть собою и школу, и родителей, и само государство. В те же две недели августа нашим посетителям были предложены материалы  «РПЦ и власть будут активно сотрудничать в воспитании граждан» и «РПЦ хотела провести катехизацию школьников». Как говорится в таких случаях, «имеющий уши да слышит».

Отмечены ли  какие-либо «реплики» на эти вызовы со стороны официальных представителей самой системы образования? За эти четырнадцать дней – нет. При этом нельзя не признать, что  августовская тематика министра Д.Ливанова  (особенно, учитывая еще краткий срок нахождения в должности и необходимость сказать в преддверии нового учебного года обо всем наиболее актуальном) весьма широка. Но очевидно, что ведущими сюжетами всё-таки «внутриведомственные», школьные – новый стандарт для старшей школы, который «требует конкретизации» и обещание «избавить учителей от лишней бумажной работы», а при помощи  соцподдержки  учителей –  решить проблему дефицита педагогических кадров.

Кроме того, Минобрнауки заявляет о намерении   запустить  в России программу модернизации педагогического образования и обеспечить качественным Интернетом все российские школы (к слову – как  будто специально почти в тот же день глава правительства Д.Медведев напомнил, что «Интернет-образование никогда не сможет заменить полноценное обучение»). Всё это, безусловно, очень важные направления деятельности, но даже в публичной риторике министра «мир образования» и «мир социума» фактически не пересекаются.

Чем же жил в середине и второй половине августа наш «образовательный мир»? Последними отголосками завершившегося  абитуриентского  марафона (быть врачами в этом году вдруг стало престижно), и хотя в целом вузы набрали больше студентов, чем надеялись, специалисты предсказывают резкое сокращение финансирования бюджетных мест, а Минобрнауки уже в сентябре соберет данные о вузах для их реорганизации. Параллельно в Госдуме вместе с МВД продолжат бороться с поддельными дипломами.
И есть еще одна тема, на которой просто необходимо остановиться. Это – дошкольное образование. Наконец, оно стало звучать не только в связи с нехваткой мест в детских садах, ушедших в чужие руки во время «лихих девяностых». Кажется, наше «большое общество» начинает понимать значение раннего детства для будущего нации. Роль союза семьи и системы образования в период «нежного возраста» – предмет огромного специального разговора. Здесь же ограничимся упоминанием  материалов
«Медведев: будущее дошкольного образования заключается именно в его разнообразии, которого не надо бояться» и «Новые стандарты образования для дошкольников будут введены в 2015 году».
Как видим, две – в общем-то, случайные – недели действительно дают пищу для серьезных наблюдений. Продолжим их в надежде разглядеть  «в сутолке дел, лихорадке явлений»,  становление того  Большого образования, без которого России (и ее народу не удержаться в ансамбле великих цивилизаций современности.

Владимир Бацын



Все "Дежурный по стране"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100