Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Ключевые меры на ближайшую перспективу

06 Сентября 2011 0:00

31 августа в Сочи под председательством Президента России Дмитрия Медведева состоялось заседание комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященное вопросам развития школьного образования. Обсуждение было активным и многоаспектным.  Предлагаем вниманию наших читателей его некоторые наиболее содержательные фрагменты.

Ключевые меры на ближайшую перспективу
В экспертном обсуждении участвовали (в том числе по интернету) губернаторы и профильные министры, директора школ и учителя, другие специалисты в области образования.  Оценив достигнутые  результаты реализации национального проекта «Образование» как «неплохой задел для создания современной школы», Президент Д.Медведев отметил, что с этого года начался второй этап реализации национальной инициативы «Наша новая школа»  – программа  модернизации региональных систем образования – и  перечислил  «самые неотложные, самые ключевые меры»: 
1. Создание условий для получения всеми детьми качественного образования во всех школах независимо от их вида. Причем «работа любой из них должна оцениваться по конкретным результатам, по качеству программ, по их сложности». 
2. «Кроме того, – особо подчеркнул Президент, – необходимо сформировать механизм, который позволит учитывать достижения ученика, которые он накопил не только в старших классах, как это было у нас традиционно, но и на второй ступени образования.  Это в лучшей степени должно мотивировать учащихся к учёбе в течение всех школьных лет, а не только перед непосредственной сдачей единого госэкзамена».
3. Совершенствования системы единого госэкзамена. Проведение и учет результатов общественного обсуждения по этой теме. «При всех существующих сегодня проблемах и издержках единый госэкзамен всё-таки расширяет доступность высшего образования и должен оставаться основным способом проверки качества образования – основным, но, как я неоднократно говорил, не единственным».
4. Привлекать к преподаванию в старших классах аспирантов, молодых специалистов для участия в профильной подготовке учеников по соответствующим специальностям. 
5. Обновление учительского корпуса. Новые меры по повышению социального статуса учителей, зарплаты педагогов призваны мотивировать их к высокому качеству работы, освоению  новых педагогических технологий, к творческому труду.
6. Модернизация сети педагогических вузов. «Учителя должны иметь возможность повышать свою квалификацию по новым, в том числе так называемым индивидуальным моделям, а также стажироваться в ведущих российских и иностранных центрах».
7. Подготовка менеджеров – то  есть директоров и руководящего состава школ. «Наиболее перспективных из них надо включать в кадровый резерв руководителей системы образования. Кстати, хорошо бы, чтобы такой кадровый резерв был в каждом регионе». 
8. Важнейшее направление работы – это модернизация школьной инфраструктуры. «Эта тема остаётся, может быть, одной из самых сложных, потому что инфраструктура запущена, школ у нас очень много, и они находятся в очень разных регионах. Тем не менее, активное внедрение новых стандартов проектирования школ и оснащения учебных классов, медицинских пунктов, пищеблоков, спортивной базы остаётся насущной задачей».
9. «Главное требование к современной школе заключается в умении выявить и развить способности детей. Эти способности должны быть, естественно, конвертированы впоследствии в жизненные успехи. От этого зависит и, в конечном счёте, наша конкурентоспособность, наша возможность решать насущные проблемы экономического и социального развития нашего государства и в масштабах всей страны, и, естественно, в отдельных регионах».
10. «Проведен был конкурс на лучший проект школьного здания, было всего 62 проекта, победили – 20. Интересно было бы узнать, где эти проекты внедряются, сделали хоть одну школу по такому проекту или нет».
 
Яма подростковой школы
Обсуждение этой проблемы начал министр образования и науки А.Фурсенко, сказав, что  «в начальной школе по качеству чтения российские четвероклассники – первые, пятые – по естествознанию, шестые – по математике. А когда мы проводим очень известное международное исследование PISA, то к 8-му, 9-му классу по этим позициям мы находимся в пятом десятке». Президент Д. Медведев попросил участников высказать свои экспертные суждения и предложения на этот счет. 
Ефим Рачевский, директор центра образования «Царицыно» №548: «Наши десятилетние оказались мировыми лидерами в чтении, естествознании и математике. Наши 15-летние оказались аутсайдерами в чтении, математике и естествознании. Возникает вопрос: куда это всё девается? Яма, куда всё это пропадает, – та самая подростковая школа.. В чём проблема? Первое. У младших школьников учебная деятельность является ведущей, у  подростков интересы множатся, а школа использует ту же самую дидактику, какую использовали учителя начальной школы. Значит, учителей, работающих в подростковой школе, надо переучивать. И туда надо отправлять лучших учителей, а не как делают в некоторых регионах – лучших учителей отправляют в 10–11-е, чтобы отчитаться за успешную сдачу ЕГЭ. Поэтому, если мы быстренько уберём такой индикатор для регионов, как успешность ЕГЭ, это будет очень большим благом для школы. Второе.. Сама дидактическая система в подростковой школе, которая построена сегодня традиционно, предрасполагает уход подростков в девиантность, наркотики и всё дурное. Если мы их возьмём в этом возрасте, точно говорю, снизится колоссальным образом и преступность, и неустроенность, и многие другие вещи. Детям этого возраста несвойственно впитывать и воспроизводить, им многое надо делать руками. Им нужны лаборатории, мастерские, работа в группах, множественные практики… Предлагаю предусмотреть подпрограмму «Подросток» или «Подростковая школа». Концентрация ресурсов в этом направлении вытянет старшую школу…». 
 
Главное – социальные  и образовательные результаты
Исак Фрумин, научный руководитель института развития образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: «Мы рассматриваем инициативу «Наша новая школа» как исключительно важную базу для повышения конкурентоспособности нашего образования в целом. Но важно, и мы видим такой риск, чтобы забота об инфраструктуре (тем более что она очень понятна: было 4 процента новых условий, стало 16, потом 52) не стала самоцелью. Всё-таки перспективной задачей являются социальные и образовательные результаты, и нам кажется, что их можно сегодня, уже на этом этапе инициативы, сформулировать более определённо и более требовательно. Вы, Дмитрий Анатольевич,  сейчас сказали, что современные знания должны давать все школы независимо от того, гимназии они или маленькие сельские школы. У нас действительно образовалась группа школ, которые не дают сегодня достаточного качества образования. Но мы обнаружили, что часто это не вина этих школ – они работают в сложных социальных контекстах, в экономически депрессивных районах, и те дети, которые неважно сдают ЕГЭ, двоечники, дети трудовых мигрантов – именно в этих школах концентрируются. И нам представляется, что на новом этапе инициативы, если мы хотим не просто средний уровень поднять, а добиться, чтобы каждый ребёнок выходил на определённый базовый уровень, то эта группа школ должна получить целевую поддержку.
И второе, пожалуй, что нам кажется очень важным для развития нашей национальной инициативы «Наша новая школа»,  – это вопросы самостоятельности школ. Самостоятельность школ, и Вы в своё время это подчеркнули, когда представляли инициативу, является ключевым механизмом дальнейшего развития системы, но она парадоксальным образом вступает в противоречие со всей инициативой, потому что где же проявить эту самостоятельность, когда сверху идёт такой вал инициатив, который требует отчёта? Нам представляется, что есть два варианта решения. О первом Вы сегодня сказали – это подготовка менеджеров образования. На новом этапе инициативы следовало бы в каждом направлении – и  про талантливых детей, и про инфраструктуру, и про повышение квалификации – выделить  сегмент  поддержки инициатив самих школ. Тогда «Наша новая школа» сядет уже не на управленцев регионального или муниципального уровня, а на школы, на их руководителей. 
 
О медиабезопасности  школьников
Эту тему поднял Павел Астахов, отметивший,  что «сегодня более 10 миллионов детей до 14 лет активно осваивают интернет-пространство, но при этом во многих регионах в школах принимаются недостаточные меры для того, чтобы не только детей обезопасить от вредного контента в интернете, но и просто разъяснить, как себя вести в этом сложном пространстве».
Комментируя этот тезис, Д.Медведев согласился, что это – важная тема, и добавил: «Единственное, на что я хотел бы также обратить внимание: тот, кто будет всё-таки разъяснять каноны этой информационной безопасности, он должен быть: а) подготовленный; и б) умный. Потому что нет ничего хуже, чем если это всё сведётся просто к тупым запретам: «не лазьте туда», «не лазьте сюда». Ну что делает в этом случае школьник, что бы я сделал на месте школьника? Я бы только туда и полез. Поэтому это должно быть тонко, умно, и в этом случае должна быть стопроцентная готовность педагогов, а это тоже одна из довольно существенных тем. Потому что я помню, когда я начинал, собственно, работать в Правительстве над этим национальным проектом по образованию, и начинали мы внедрять компьютеризацию, подключение к Интернету, действительно учителя просто были не готовы к этому. А в результате сегодня, конечно, уровень подготовленности учителей принципиально другой. Но то, о чём вы говорите, это ещё более тонкие вещи: это не просто, куда мышкой «кликать», а объяснение того, что нужно делать, а чего делать не следует, потому что это бессмысленно, потому что это ничего не принесёт, это, так сказать, скорее, может испортить представление о жизни». 
 
Поручения Президента:
«В рамках того, что мы сегодня с вами обсуждали, даю поручение Правительству Российской Федерации обеспечить обязательный учёт различных достижений учащихся в период обучения и при итоговой аттестации. Чтобы всё, что делает ученик в первые годы обучения, с пятого по девятый классы, входило в конечном итоге в его образование и учитывалось при итоговой аттестации.
Также поручаю подготовить изменения в законодательство, которые должны определить единые подходы и критерии государственной аккредитации программ независимо от вида общеобразовательного учреждения. И то, и другое – к 1 февраля следующего года.
Необходимо, как я и сказал, подтягивать аспирантов, молодых специалистов к преподаванию профильных предметов, бизнес ещё предложили подтягивать. Это всё неплохо. Есть тоже такое поручение Правительству.
По стажировкам. Надо разработать меры по проведению такого рода стажировок [преподавателей] в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах (здесь срок чуть более длинный, в течение года нужно будет сделать) и, соответственно, заняться привлечением специалистов к педагогическому образованию, высококвалифицированных специалистов, и иностранных, и наших, что тоже имеет значение.
И, наконец, по кадровому резерву. Хочу, чтобы Министерство образования и региональные руководители обеспечили формирование в в субъектах Федерации кадровый резерв руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных учреждений, чтобы лихорадочно не искать тех, кто может стать директором школы или завучем. Всё остальное из того, что обсуждалось, также войдёт в набор поручений по итогам нашей сегодняшней работы. Желаю всем хорошего старта нового учебного года».
 
Владимир Бацын
 
 



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100