Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Программа обучающего семинара 

Семинар в Республике Бурятия




12 июля 2018 года в Улан-Удэ прошел обучающий семинар в рамках реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации руководящих и педагогических работников, обеспечивающих формирование управленческих профессиональных компетенций, позволяющих реализовывать стратегические задачи системы образования.

В семинаре приняли участие руководящие работники Министерства образования Республики Бурятия, представители муниципальных органов управления образованием, директора школ и педагогические работники школ.


В целях формирования современного корпуса руководящих работников в системе образования, в том числе обеспечение сопровождения внедрения эффективных региональных моделей управления образовательными организациями, направленных на повышение качества предоставляемого ими образования в Республике Бурятия, г. Улан – Удэ прошел семинар в рамках программы повышения квалификации «Эффективные региональные модели управления образовательными организациями: стратегические задачи, условия реализации»

Во время семинара обсуждались вопросы управления системой образования, основные показатели эффективности существующих моделей. Участники семинара отметили , что отсутствие единства в качестве образования и уровне оплаты труда педагогов, которое существует между Субъектами Российской Федерации, переходит и на нижестоящий уровень: точно такая же дифференциация наблюдается между муниципальными образованиями. Жесткие границы между муниципалитетами не дают возможность выстраивать единое образовательное пространство, в том числе реализацию сетевого образования, эффективное использования общих ресурсов, осуществление контроля за единством принципов и уровнем системы оплаты труда педагогов.

Наблюдается потеря управляемости системы образования за последние годы, которая заключается в ограниченных возможностях прямого влияния федерального и регионального уровня на образовательные организации. Школа находится под влиянием трех институтов (федерального, регионального и муниципального уровня управления), чьи требования не всегда совпадают, а сигналы федерального центра трансформируются в ходе длинной управленческой цепочки.

Несмотря на то, что в системе образования Субъектом изменений является Министерство образования и науки РФ, которое задает стратегию развития, школы в своем повседневном функционировании в большей мере находятся в зависимости от муниципалитетов. Муниципалитет имеет несколько рычагов непосредственного влияния на школу: через финансирование, через механизм муниципального задания, который не имеет единой системы оценки качества выполнения, и через прямое административное влияние на деятельность школы посредством информационно-отчетного и контролирующего прессинга. В системе образования муниципалитеты едва ли не оказывают большее влияние на школу, чем все остальные уровни управления, при том, что целеполаганием и стратегией образования муниципалитет не занимается.

Сложившаяся длинная цепочка управления с концентрацией влияния на низовом уровне снижает маневренность, управляемость системы образования. Несогласованность позиций в органах управления Субъекта Российской Федерации и муниципалитета приводит к разбалансировке системы образования.

Наталья Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» в своей лекции «Проектирование эффективных региональных моделей управления образовательными организациями» отметила, что ключевой целью стабилизации системы образования в настоящее время становится нивелировать различия между регионами и муниципалитетами и создать единое образовательное пространство для усиления государственных гарантий доступного и качественного образования для всего населения Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо реализовать принципы единства в системе управления и финансирования образовательных организаций, в кадровой политике и системе оценки качества образования. Система мер по созданию единства и целостности системы образования должна стать основой долгосрочной программы развития, которая станет основой государственной поддержки образовательных инноваций, без которой невозможно построить инновационное образование, а значит и инновационную экономику.

В своей лекции «Организационно-содержательные условия реализации эффективных моделей управления образовательными организациями» Наталья Шадрина рассказала о том, что механизм реализации Стратегии развития системы образования предполагает внедрение изменений по следующим направлениям: усиление государственных гарантий граждан в системе образования; создание единого образовательного пространства; развитие кадрового потенциала; преобразование институтов оценки качества общего образования; расширение государственно-общественного управления.

Усиление государственных гарантий граждан в системе образования

С целью нивелировать существующие разрывы в качестве образования между Субъектами Российской Федерации, муниципалитетами, отдельными школами и обеспечить населению гарантии доступного и качественного образования, предлагается провести преобразование институтов управления в общем образовании. Речь идет об огосударствлении образовательных организаций посредством механизма перевода учредительства образовательных организаций с муниципального на уровень Субъекта Российской Федерации.

Региональное учредительство образовательных организаций позволит нивелировать различия между муниципальными образованиями, выровнять условия обучения, качество образования и кадровую политику во всех школах региона, независимо от муниципальной привязки. Этот шаг также повысит мобильность обучающихся, подтолкнет развитие дистанционного обучения, создаст условия для здоровой конкуренции между лучшими школами, что несомненно скажется на повышении качества образования. Тезис о доступном качественном образовании каждому ребенку действительно станет реальностью.

Елена Петряева, руководитель службы мониторинга АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» в лекции «Экспертные способы оценки эффективности управленческих моделей» раскрыла основную проблематику цифровых институтов, электронного мониторинга. Аналитика данных позволяет сделать вывод о том, что передача учредительства позволит более целенаправленно реализовывать государственную политику в системе образования и выступит как ресурс для формирования и развития сети горизонтальных связей и сетевого взаимодействия. Особенно важно это для сельских школ, поскольку сегодня сельское образование – это прежде всего управление именно сетью учреждений.

Для целей развития сетевых форм образования необходимо также сформировать нормативно – правовую базу, регламентирующую организационно-финансовые механизмы сетевой формы реализации образовательных программ (Статья 15 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), обеспечивающую возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кроме того, перевод управления на уровень Субъектов Российской Федерации позволит сделать более прозрачными финансовые потоки и оптимизировать использование материальных ресурсов в системе образования. В настоящее время происходит потеря объемов субвенции при перераспределении средств на уровне муниципалитета, который имеет возможность самостоятельно распределять конечное финансирование между образовательными организациями и статьями расходов. До школ исходный объем федерального финансирования доходит не в полном объеме, особенно это касается фонда оплаты труда педагогов, часть которого зачастую направляется на оплату труда обслуживающего персонала. Необходимо оздоровить систему финансирования с тем, чтобы все выделенные государством средства, в полном объеме доводились до каждой образовательной организации.

В отношении материально-технической базы в настоящее время существует ограничение возможности детей, проживающих на территории одного муниципалитета пользоваться ресурсами образовательных организаций, расположенных на территории другого муниципалитета ввиду закрытия муниципальных границ, что приводит к снижению доступности качественного общего образования для детей. Стирание границ между муниципалитетами позволит использовать материально-техническую базу более эффективно, создавать сетевые структуры и реализовывать сетевые проекты между школами в одном регионе.

Во время семинара была проведена работа в трех группах:

  1. Финансово-экономические аспекты управления образовательными организациями в регионе
  2. Организационно-содержательные условия реализации эффективных моделей управления образовательными организациями
  3. Мониторинговые исследования эффективности реализации региональных моделей управления образовательными организациями.

По результатам проведенного семинара участники определились с направлением своего проекта.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100