Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дневник образовательной стажировки представителей сети детских садов ШколаРосатома в Сингапуре

Рефлексия по итогам стажировки в Сингапуре


Азбука сингапурского образования. (заметки старшего воспитателя детского сада «Страна чудес» Зеленогорска Елены Непомнящий в ходе образовательной стажировки в Сингапуре)

А Авиаперелет:), который не просто перенёс нас из Российской образовательной системы в Сингапурскую, а пересек временнУю границу из настоящего в будущее. Ведь культурное пространство этой страны-фантастически технологично, экологично, гуманистично и толерантно по отношению к любому человеку планеты.

Глобализм, во всём своём позитиве, обволакивает тебя с порога этой страны и позволяет ощутить себя частицей этой системы, в которой тебе предстоит гармонично существовать в течение девяти нереально насыщенных дней. Образовательная система Сингапура построена так, что все содержание образования дошкольника несет важную смысловую нагрузку для него самого. Поэтому в образовании чётко просматриваются две линии-одна линия педагога, который удерживает задачи образования дошкольника, выдвинутые государством, вторая линия ребёнка (субъектная)- позволяющая ему действовать по собственному замыслу, реализовывать свои потребности, быть активным и свободным!

Б Бесплатным дошкольное образование в Сингапуре не является. Менталитет сингапурецев можно выразить русской поговоркой «бесплатный сыр только в мышеловке». Здесь считается, что «бесплатное развращает», человек не ценит то, что приобретено им без усилий. Поэтому государство продумывает сферы занятости для каждого слоя населения -от студента до зрелого человека, предоставляя возможность зарабатывать и оплачивать личные потребности и потребности членов семьи.

В Выбор предоставляется детям достаточно рано. Утро и вечер дошкольников, как правило, начинается с деятельности по выбору, когда ребёнок имеет право выбрать любую активность.

Г Гаджеты - это помощники педагогов, они применяются для того, что бы максимально упростить организационные вопросы. Другими словами, где у русского педагога журналы и тетради у сингапурского-электронное устройство. Гаджет, в большинстве детских садов, используется в образовательном взаимодействии с детьми минимально, приносить гаджет в некоторые детские сады запрещено. Однако, в одном из детских садов, который мы посетили, мы увидели, что детей вооружают приемами компьютерной грамотности, показывают возможности интернета, и даже предоставляют возможность пообщаться в сетевых сообществах.

Д Детская субкультура признаётся педагогами этой страны и детям предоставляемся возможность проживать своё дошкольное детство, исходя из собственных потребностей. Детям предоставляют право делать неуспешные пробы или, казалось бы, «негуманные» пробы (смотреть, как засыхают растения без полива и т.д.). Однако, выводы, к которым они приходят вместе с педагогами в процессе совместных обсуждений позволяют детям очень рано осознавать свою ответственность за процессы, происходящие в мире.

Е ЕАRLY CHILDHOOD- раннее образование в Сингапуре, финансируется государством и в 2017 году держалось на бюджете в 840 млн сингапурских долларов, к 2022 году бюджет возрастёт до 1,7 млрд сингапурских долларов и это вклад государства только в раннее образование дошкольников до шести лет.

Основная стратегия государства - это обеспечить условия для полноценной жизни сингапурцев независимо от возраста.

И даже если есть семьи, которые не могут приводить или привозить детей в детские сады или центры, существует специальная волонтерская служба, которая занимается «доставкой» детей в детский сад. Ранее обучение должно быть доступным для всех!

Ж Жаклин, вдохновитель центра St. James’Church kindergarden, уникальный педагог, создавшая уникальную систему трёхчасового детского сада. А ведь сколько за эти три часа успевают сделать педагоги! Создать билингвальную среду, понять и подхватить детскую инициативу по исследованию окружающего пространства, заниматься опытами и экспериментами в заданной проблематике, и недель через 5-7 завершить проект, да так, чтобы в памяти у ребят остался след.

Именно таким путём маленьких сингапурцев приучают понимать, что любое дело должно иметь пользу для места, где ты живёшь. В детском саду представлен веер разнообразнейших образовательных сред-бассейн, живой уголок, компьютерный класс, площадки с различной поверхностью, мини-сады, детская площадка по детскому замыслу и т.д. При чём все это- при минимуме игрушек, но максимуме всевозможных материалов.

З Задача- это то, с чем ребёнок в Сингапуре сталкивается ежедневно, и способам их решения детей целенаправлено обучают педагоги. И один из главных способов-это планирование собственной деятельности-наличие собственной цели и прогнозирование ходов для её реализации. Ребёнок это делает на листе бумаги, знаками фиксируя последовательность действий!

Дети садятся на расстоянии друг от друга, на полу, и углубляются в собственную деятельность (лишних вопросов не задают). Педагог в это время фиксирует (фото) деятельность каждого ребёнка, как он организует собственную деятельность и результат к которому он приходит. Это важная часть работы педагога, не только вооружить способом, но, прежде всего, понаблюдать, как ребёнок применяет этот способ! Результаты наблюдений за развитием ребёнка предоставляются родителям в ходе индивидуальной беседы, либо в письменном общение через дневник.

И Индивидуальность-главный фокус образования в Сингапуре. При всём внешнем порядке и, казалось бы, внешней одинаковости, педагоги занимают позицию фасилитаторов, которые лишь помогают, поддерживают и во многом обеспечивают условия и выбирают технологии для развития тех задатков, которые заложены в ребёнке природой. В образовательных программах детских садов, где проходила стажировка, встречается такое понятие «целостная индивидуальность», т.е. это, в некой степени, гармоничное развитие, в котором важное место имеет воспитание характера человека, культивирование ценностных человеческих качеств.

К Кодекс этики. Удивительно, но этот документ родился у волонтеров Associationforearlychildhoodeducatorsи был представлен педагогам детских садов, как некий ориентир взаимодействия с ребёнком, родителем и социальным партнером. Эффект от его применения превзошёл все ожидания и этот документ был принят государством, как закон, который теперь является обязательным для педагогов всех детских садов и центров Сингапура.

Л Лагерь, трёхдневный для 6-7 дошколят, которые, как бы проверяют на практике освоенные способы ориентировки в культуре - они готовят, обслуживают себя, проходят специально организованные препятствия, когнитивные трудности, некие ловушки «трудных жизненных ситуаций». Этот лагерь взбудоражил умы почти всех участников стажировки (впечатлил очень яркий ролик). Однако, лагерь это лишь форма, демонстрирующая все, сформированные в ходе реализации проектов, компетенции дошкольника. Чем отличается проект, инициируемый сингапурским педагогом (а таких половина в детских садах) он высоко мотивирован детским интересом к его проблематике! Дети что-то проверяют, исследуют, зачастую делая в ходе опытов много неуспешных проб! Все выводы фиксируются, а следы детской деятельности - это не бесконечное количество рисунков, а результаты собственных экспериментов в области кулинарии, экологии, правил, планирования собственной деятельности и многое другое.

М Марина-Бей - место наших встреч, экскурсий, лазерного шоу, общения, наблюдений, насыщения впечатлениями! И именно в этом месте, ты понимаешь, что для того чтобы создавать такие шедевры, как этот, необходимо по-другому мыслить, думать, видеть и прогнозировать. И эта компетенция - мыслить нестандартно закладывается с самого детства, ты живешь по правилам, при чем, строго их соблюдаешь, однако, это не мешает тебе в этом общем порядке строить свой собственный порядок мыслей. Поэтому и высится эта трёхмачтовая махина с лодкой наверху над всем миром, демонстрируя гениальный разум и замысел этой страны.

Н Национальности. В Сингапуре живут представители разных национальностей - китайцы, малазийцы, индусы, евроазиаты, филиппинцы, японцы и др. И государство учитывает интересы всех. Каждый детский сад поддерживает культуру тех стран, представители которых посещают детский сад, существует специальный праздник - день расовой гармонии. Пространство групп наполняемся костюмами, картинками, сувенирами, письменными текстами на различных языках. Родители-волонтеры представляют кулинарные рецепты разных стран мира. Праздник подчеркивает единство всего народа независимо от расовой принадлежности и воспитывает уважение друг к другу и признание разных культур.

О «Открытые двери-открытые сердца»- принцип жизнедеятельности St. James’Church kindergarden. И, наверно, это удивит любого, но кабинет лидера Жаклин -«проходной», т.е. педагоги в течение дня имеют возможность пробегая из одного административного помещения в другое, через кабинет Жаклин, переброситься с ней парой слов, посоветоваться, а она таким образом, всегда находиться в центре всех событий. Открытое сердце Жаклин и лидеров других детских центров и школ, в которых мы побывали, говорит о том, что для руководителя важно все знать о детях, и внимательно наблюдать, как проживают дети свое детство в детском саду.

П Позитив, Понимание , Принятие, Полицейские. Дети с позитивом относятся к любым событиям, происходящим в их жизни, безоговорочно принимают правила ситуации. В первый день мы смогли со стороны понаблюдать за репетицией предстоящего праздника- Дня независимости. Купить билет на праздник невозможно, можно лишь выиграть, поэтому те, кто попал на праздник считаются счастливчиками. А что бы неким образом «подогревать» интерес к предстоящему событию, гости и местные жители собираются на площади перед Марина-Бей понаблюдать за репетициями. (репитируется всё- даже фейерверк!)

В день нашего приезда огромное количество детей собрали на площадке стадиона. После репетиции их часа полтора выводили со стадиона к автобусам. Дети в форме, в сопровождении небольшого количества взрослых- примерно один взрослый на 20 детей, в двух колоннах «ручейками», с частыми остановками, организованно двигались к автобусам. За это время на было слышно ни одного крика, ссоры, окрика взрослого или другого какого-либо конфликта.

Паузы во время остановок заполнялись разными развлекалками, что-то показывали другу другу, общались, как между собой, так и с сопровождающими взрослыми. Полицейские в этой истории, помощники, с которыми, проходя мимо них, можно было обменяться шутливым хлопком, который не выходит за рамки уважения к взрослому. Все если и не улыбаются, то чрезвычайно позитивны и приветливы:) Никто не кричит, везде около Марина-Бэй звучит музыка, взрослые подают сигналы всевозможные яркими способами - свисток, светящиеся палочки, на полицейских жилеты со светоотражнтелями, на детях -нет. Все действия организаторов праздника и его участников прозрачны, происходят на глазах невероятного количества туристов, которые гуляют, общаются, но тем не менее вся ситуация построена так, что никто никому на мешает!!! Каждый имеет право реализовывать свои замыслы:)

С Соус, знаменитый, который входит в состав блюда, за которое повар Чан уже третий год подряд получает звезду Мишлена. Даже здесь у Сингапура прорыв - единственное блюдо уличной торговли, получившее известный знак отличия. В этой стране нет условностей, личных приоритетов, все построено на высоком качестве выполнения своей деятельности. И когда все в равных условиях и нет подделок, взяток, преступлений, когда нет угрозы твоему здоровью, семье, бизнесу и стране, то этот провоцирует успешность многих смелых решений в любой деятельности.

Т Тесла Николай -теперь запомню на всю жизнь, его открытия! Почему? Потому что в Сингапуре, мне, в числе посетитель Центра Науки доходчиво, с юмором показали, различные опыты с электричеством, беспроводную передачу электричества, «луч смерти» и т.д. -как это увлекательно и полезно для человечества. И ведь, не было 45 минут урока, мела, доски и других важных школьных аксессуаров! Более того, все объяснения давались на английском языке, которого глобально я не понимаю! Наука, представленная в Сингапуре, чем-то напомнила мне цирковое представление у нас в России. Может поменяем содержание и у нас?

У Условия, в которых работает педагог, это не только рабочее место, в котором выстраивается образовательное взаимодействие с детьми, это, прежде всего, условия его жизни, комфорт, удовлетворение личных потребностей. Поэтому в Сингапуре строиться государственное жильё с правом дальнейшего его выкупа, продумываются места для совместного досуга и общения жителей одного дома, микрорайона.

Ф Футбольный мяч, сделанный из листа смятой бумаги, вполне подходит для игры, в центре города. Пока взрослые, встретившись в центре города, обсуждают свои проблемы, ребята, ожидая их, быстро придумывают себе занятие, например, поиграть в футбол, изготавливают мяч из подручных средств, и не мешая взрослым, с пользой для себя организуют своё время, не теряя ни минутки для собственного развития.

Х Храм Цветов- удивительный оазис, где каждый может ощутить всю красоту цветов нашей планеты. Выстроенный на современных технологиях, он демонстрирует не только красоту различных видов цветущих растений, но главное, способы сохранения этой красоты в современном мире! Система построена так, что в одном пространстве уживаются и тропические, и пустынные, и евроазиатские растения.

Дети в детских садах изучают природу не по наслышке, они много путешествуют по окружающему социума и имеют возможность получать образование не только в детском саду, но и в ботанических садах, ближайших парках, лужайках. Сегодня фокус сингапурского образования заключается в выходе за пределы детского сада. Зачем рассматривать картинки и слушать рассказ взрослого, когда можно выйти on-side и понаблюдать самому. Конечно, для этого педагоги предварительно получают согласие родителей на выход из детского сада.

Ц Цифровизация, Центр науки в Сингапуре - это место, где можно творить науку свою собственную, своими силами- создавать землетрясения, цунами, изучать своё собственное тело, мозг, эмоции, строение планеты, атмосферу и т. д. Технологии, которыми поддерживается интерес к содержанию позволяют обеспечивать высокий уровень активности и размышлений человека любого возраста у симуляторов! Например, какой силы цунами, ты бы хотел запустить? Запустил! Увидел, как страшно! А теперь давай думать, как защитить людей от последствий этих природных явлений!

Ч Человек в центре всего происходящего в этой стране. И не только те, кто живут здесь, но и те, кто приезжают сюда и попадают в невероятную атмосферу комфорта. Здесь можно сидеть на деревянных помостах, лежать на асфальте, устраивать пикники на лужайках, скамейках. В субботу, воскресенье человек живет по принципу «и пусть весь мир подождёт», все смотрят шоу, гуляют, наслаждаются красотами урбанизированного города, и получают удовольствие. Когда ты улыбаешься, любой прохожий обязательно в ответ дарит улыбку... ведь мы же все- люди, независимо от места проживания, языка, пола и возраста.

Ш Школа Росатома. Рывок в развитии современного дошкольного образования нашей страны делают команды детских садов городов присутствия госкорпорации Росатом, которые имеют возможность проживать образовательные стажировки в разных странах мира. Ведь только практическое погружение в культуру стран, их образовательное пространство позволяет сформировать свои собственные замыслы грядущих и уже происходящих изменений в наших учреждениях. Мы как бы вносим в «образовательный портрет» своих детских садов линии, штрихи, мазки различных мировых образовательных брендов, составляя собственные индивидуальные композиции и щедро раскрашивая портреты самыми разнообразными красками.

Поэтому и портреты все разные! У кого - то ещё лишь оформляется композиционное решение, а кому-то уже пришла пора вставлять написанный портрет в рамку!

Щ Щепетильность- (ст.слав. – до щепочки) – нравственно-этическое качество личности, характеризующее человека, следящего за своей одеждой, словами, действиями, за их соответствие принятым нормам до мелочей, до каждой «щепы». Это качество безусловно сформировано у подавляющего большинства сингапурцев. Они удерживают сбалансированный порядок, где главное, не устранение последствий беспорядка, а создание и неукоснительная поддержка правил, принятых в обществе. Поэтому и в детских садах много знаков и картинок, демонстрирующих принятые в обществе культурные нормы.

Э Экватор- место расположения страны. Поэтому здесь вечное лето, и у воспитанников детского сада возникают сложности с ориентировкой во временах года. Культурное представление о смене времён года даётся, но в целом - это теоретические представления, это то немногое, что ребёнку необходимо просто запомнить.

Ю Юмор. Его наличие характеризует умного человека, способность смотреть на сложные вещи через ироничную призму -удел одаренных людей. Интересно, что лидеры детских садов, презентуя нам свою деятельность умудрялись делать это легко, с юмором, по ходу пошутить!

А наш руководитель стажировки Ольга Логачева - поддержать шутливый диалог и перевести для нас суть шутки так, что бы мы поняли её скрытый смысл. Таким образом, мы увидели, что сингапурцам свойственно наличие чувства юмора и над своими трудностями - они не стесняются шутить а, порой, рассказывают и о своих достижениях, с юмором и легкой смешинкой в глазах. Это добавляет сингапурцам позитива, а в купе с улыбкой ты наблюдаешь легких, позитивных и удивительно отзывчивых людей.

Я Я, а я ли это? Новая страна подарила мне новые представления о дошкольных технологиях, профессиональных компетентностях, о комфорте, человеке, уровнях цивилизации. Я убедилась, что выбранная мною профессиональная дорога- имеет верное направление, то чему я посвящаю все своё время - это будущее, но рождение его происходит уже сегодня в детском саду, где я работаю, и опыт, приобретённый в ходе стажировки поможет мне написать новые слова в российском образовании воспитанников сибирского детского сада «Страна чудес», сложив их из азбуки сингапурского образования, которую мне удалось понять в этой удивительной стране за стремительных девять дней стажировки.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100