Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дневник образовательной стажировки представителей сети детских садов ШколаРосатома в Сингапуре

Первый день. 20 июля. В ожидании чуда…



Елена Минеева, учитель-логопед детского сада №22 «Надежда», Новоуральск

Сегодня, посетив музей Science Centre Singapore (SCS) и прогулявшись по нему, я задумалась о том, что бы понравилось моей четырехлетней дочери здесь. С одной стороны в SCS много различных павильонов с загадочными «штуками», но для ребенка-дошкольника не все было бы интересно и понятно. Хотя им здесь, безусловно, есть чем заняться. Например, прокатиться на велосипеде с квадратными колесами, послушать, как стучит сердце, попробовать пускать пузыри в колбах с разной жидкостью, помочь кораблю удержаться на воде и др.

Прелесть такого интерактивного музея в том, что не надо ребенку объяснять «на пальцах», что будет, если, например, у велосипеда квадратные колеса, или почему шарик катится по дорожке и не падает с нее. У ребенка есть возможность самому попробовать, проанализировать и сделать элементарный вывод о происходящем. А еще такая ситуация спровоцирует его к «задаванию» вопросов взрослому, что является отличным способом в развитии коммуникативных навыков у дошкольников.

В идее SCS порадовало и то, что в нем не только можно «учится», но и получить эмоциональный заряд или, наоборот, разрядиться. Для этого есть капсула «крика». А кто из нас отказался бы покричать? Тем более дети, которым взрослые только и говорят «Не кричи…». Еще можно поплескаться в воде или поиграть на барабанах! В общем, с дочкой я могла бы сходить в SCS, несмотря на то, что половину экспозиций она пробежала бы мимо, в силу того что ей это здесь и сейчас не значимо. Если сказать в целом об эффективности SCS, то она, конечно, есть в работе со школьниками и взрослыми. А если говорить о детях-дошкольниках, то эффективности как таковой нет, хотя результат просветительской деятельности музея увидеть можно. Такая ситуация заставляет задуматься о том, к чему вообще сводится эффективность работы педагога?..

Татьяна Шевченко, старший воспитатель детского сада №22 «Надежда», Новоуральск

Сегодняшнее место обмена опытом - Science Centre Singapore (SCS). Все началось с самой обыкновенной экскурсии - билеты, UV-печати на руках и доступ в экспозиционные павильоны. Первое, что бросилось в глаза, это отсутствие экскурсоводов. Немногочисленные сотрудники в основном представлены административным персоналом, так что посетители по сути предоставлены сами себе. И мы получили отличную возможность познакомится с экспозиционными материалами, благо для этого не обязательно знать английский - экспонаты имеют "интуитивно понятный интерфейс". Правда, некоторые инсталляции казались безжизненными, однако позже выяснилось, что они предназначены для проведения естественнонаучных шоу-программ.

Мне удалось застать одну из них – «The Nicola Tesla's power generator». Электрические разряды в несколько миллионов вольт, соответствующий звук и даже мини-взрыв действительно держат внимание! А после старший научный сотрудник программ Галереи (перевод примерный, в оригинале эта должность называется senior science educator Gallery programmes) Шармин Тай Хассан Мохамед, которая вела Теста-шоу, любезно согласилась уделить мне время и поделиться опытом работы в музее.

Первый вопрос касался в большей степени философии SCS, тем целям, которые ставит перед собой организация. Далее со слов Шармин. "SCS - не образовательная организация и ориентирован в основном на детей от 10 лет. Это, в первую очередь, интерактивный музей, где каждый экспозиционный зал представляет собой специальное пространство, побуждающее ребенка к совершению собственных открытий". В оригинале Шармин использовала термин self-exploration, т.е. «самоисследование» (сразу стоит оговориться, что он не является синонимом self-education!). Таким образом, можно выделить первые два компонента, обеспечивающих эффективность просветительской работы музея - особым образом организованное пространство и использование деятельностного подхода. Специфика пространства заключается в двух ключевых характеристиках: дробность (большое количество "гротов" и "закутков" - несмотря на достаточно внушительное количество посетителей есть ощущение камерности и изолированности) и мерчандайзинг (нельзя просто так взять и дойти только до одной экспозиции, минуя другие, потому что пространство задает различные варианты маршрутов движения посетителей, предполагающие посещение как минимум трех экспозиций). Что касается деятельностного подхода, то он диктуется форматом экспонатов. Чтобы увидеть, как эти экспонаты "работают", ребенку обязательно нужно приложить определенные усилия - нажать кнопку, катнуть шарик, запустить видео и т.д.

Как непосредственно образовательный инструмент деятельностный подход в SCS имеет существенные отличия от известной нам модели ДОУ или школы. В первую очередь - отсутствие конкретных образовательных задач, только общепросветительский концепт. Во-вторых, полное отсутствие в процессе взрослого как педагога. Даже родители включаются в детские исследования только как «большие дети», эмоционально вовлекаясь в наиболее яркие моменты. В остальное время родители не вмешиваются (во всяком случае, так было в наблюдаемый период времени).

Кроме того, в SCS нет профессиональных педагогов. Функционально (в работе с детьми) они скорее работают как высоко квалифицированные аниматоры, которые могут весело и в формате шоу представить научную информацию, а также может ответить наразные вопросы по профилю своей деятельности (электромагнитное поле, работа мозга, формирование земли, морские глубины). Стоит также отметить, что нам не удалось увидеть корнер Kid Stop для детей младше 10 лет, т.к. в выходные дни он не работает. Однако Шармин рассказала, что именно этот корнер построен в формате мастерской, где дети выполняют различные виды ручной работы (handle work).

Вторая часть импровизированного «интервью» касалась непосредственно механики работы SCS. Далее я вновь приведу информацию, полученную от Шармин. «Вся работа SCS строится на интерактивности. Каждый посетитель взаимодействует напрямую или почти напрямую с экспонатом, может повторять понравившиеся опыты, пока не поймет их суть (речь о школьниках, как уже было отмечено раньше), а также читает информацию, размещенную на стендах возле экспонатов. Но это индивидуальный процесс для каждого ребенка, а SCS стремится охватить всю аудиторию. Для привнесения общих развлекательно-просветительских моментов в работу музея мы используем ролевую игру (role play) и научные шоу (show). Это позволяет максимально вовлекать наших посетителей в экспозиции и научное просвещение».

По сути, под ролевой игрой подразумевается скорее театрализованная игра с участием взрослых костюмированных персонажей, нежели возможность детей самостоятельно разворачивать сюжет. Однако, этот формат работы позволяет сотрудникам музея формировать у дошколят и младших школьников, для которых сложная научная мысль пока не доступна, элементарные представления о естественных науках от смешения цветов до взаимодействия протонов и нейтронов в атомном ядре. Кроме того, Шармин порекомендовала нам посетить специальный центр для детей дошкольного возраста «KidZania», где упор делается именно на когнитивное развитие малышей средствами образно-ролевой игры и простых сюжетно-ролевых игр.

Что касается шоу-программ галереи, таких, как Тесла-шоу, то они являются своеобразной версией образовательного события. «Шоу являются самым эффективным инструментом вовлечения посетителей в выставочную жизнь музея, потому что это – эмоции и удовольствие для всех!» - говорит Шармин. Обновление и расширение программ позволяет не только сделать процесс посещения SCS интерактивным, но и сформировать у участников шоу позитивный эмоциональный имидж научной деятельности в целом. Помимо шоу для старших школьников и заинтересованных учителей существует скрытый от посетителей третий этаж – центр дистанционного образования, где свои курсы (полноценные, с рабочими книгами и тетрадями) ведут преподаватели из разных стран мира.

Третья и заключительная часть моей беседы с Шармин была сконцентрирована на вопросах, касающихся специфики работы по научному просвещению конкретно с детьми дошкольного возраста. «Мы практически не ведем какую-либо специализированную работу в этом направлении, все-таки образование не является нашей основной сферой деятельности. К тому же работа с малышами, которые еще не могут понять, что такое атомы, электричество и прочие вещи, которые нельзя потрогать (untouchable) – это всегда большой риск. Мы ведь должны хорошо делать свою работу, так, чтобы наши посетители были довольны (за жалобы могут отобрать лицензию, т.к. качество «товара» в Сингапуре на первом месте – прим. авт.). Конечно, мы включаем в работу с такими ребятами большое количество аналитических моментов, чтобы дети понимали логику происходящих явлений, даже если это дружба между персонажами Протоном и Нейтроном. Дети учатся объяснять то, что они видят, когда ставят эксперименты, и делать элементарные выводы. Или просто веселятся, наблюдая за забавными экспериментами, мы их не заставляем учиться, для образования у нас есть третий этаж)))».

Конечно, этот вопрос оказался самым сложным в рамках беседы. Раскрыть систему работы с дошкольниками Шармин не смогла, так как системы как таковой действительно нет. Однако сама вовлеченность этой прекрасной девушки и отличного специалиста, глубокое понимание сути и эффективных механизмов научно-просветительской работы, а также психологических особенностей восприятия детей разного возраста (укрупненно, конечно) позволили нам содержательно коснуться очень важной мысли: эффективность именно научно-просветительской работы с дошкольниками зависит не столько от «спецэффектов», сколько от эмоциональной вовлеченности и личной заинтересованности детей в дружбе между Протоном и Нейтроном)))

В сухом остатке можно сказать, что в работе SCS есть определенные моменты, которые позволяют найти в ней «родственную связь» с реализацией Сетевых стандартов. Игра и образовательное событие для эмоционального погружения и непрямого обучения, особым образом организованная предметно-пространственная среда (правда, специфичная для музея и не похожая на Open Space), деятельностный подход к self-exploration, право на выбор (не считая некоторых аспектов коммерческой стороны мерчандайзинга) и отказ от исследования экспонатов. Кроме того, билингвальная среда является в Сингапуре практически естественным состоянием жизни – представители разных национальностей между собой общаются на родном языке, а друг с другом – на английском. Даже встретили в Garden By the Bay малыша-китайца, который пел знакомую нашим ребятам песенку «Hello, hello, hello! How are you?». Наши ребята непременно подпели бы)))


Наталья Ребрищева, корреспондент Новоуральской вещательной компании, Новоуральск

Программа участников образовательной стажировки насыщена событиями и мероприятиями. Они, безусловно, проходят за переделами отеля. Организаторы образовательной стажировки предоставили педагогам хорошую возможность изучить Сингапур не только по определенному плану, по заранее продуманному маршруту (вплоть до трансфера), но и самим посмотреть город, найти черты его уникальности и аутентичности. А что хотите посмотреть лично Вы (участники стажировки)? Время есть, возможность есть, желания и сил – хоть отбавляй! Тогда – поехали! Маршрут от точки А в точку Б может быть самым разным. Точка А - V-отель Bencoolen (наше место жительства в Сингапуре). А вот точка Б….. ваш выбор. У нас 22 июля маршрут пролегал через ресторан быстрого питания (оцени оригинальность восточной кухни), China Town (манящие ценой и разнообразием китайские сувениры), знаменитый парк в Garden by the Bay, ресторан быстрого питания («попробуй найди после 21ч где покушать») и обратно домой!

Самое главное, что мы сделали, когда приехали в Сингапур, твердо для себя решили: передвигаться по городу будем только пешком!!! За такое решение проголосовали единогласно. Выбор обусловлен несколькими доводами. Во-первых, здоровым образом жизни. Хороший отдых - это здоровый отдых. Во-вторых, возможность увидеть каждый элемент аутентичности Сингапура, который вносит свою неповторимую составляющую в единое целое города. Третье, хорошая ориентация на местности. Четвертое, экономия финансов (не самое главное). Пятое, возможность проверить свои знания в разных областях. Как? Об этом чуть позже!

Наше путешествие началось в полдень, когда трансфером нашу группу доставили в отель. Из точки А (из отеля) мы отправились в точку Б, но через фудкорт (природные инстинкты никто не отменял: кушать время от времени хочется). Ближайший фудкорт располагался в соседнем от отеля квартале. Первое, что удивило – разнообразие блюд и цен. На каждый кошелек и на любой вкус! Очереди практически нет. Ожидание заказанного блюда: 2 минуты и мы за столом – наслаждаемся тонким пряным привкусом восточной кухни. Еда действительно очень вкусная и сытная. Правда, немного расстроил сервис (отсутствие салфеток и зубочисток). Но, это мелочи, на которые можно закрыть глаза после изысканного обеда. Согласитесь? Салфетками обошлись своими. Далее наш пеший маршрут пролегал через разные улицы к китайскому кварталу. Безусловно, можно сесть на метро и доехать. Но, тогда: не посмотрите неповторимость каждого здания, не увидите достопримечательности, не поймете устрой сингапурской жизни. Идем по карте. Здесь важно, чтобы главный герой (вожатый) был один. Иначе, они быстро превращаются в Павликов Морозовых. Карта, к сожалению, не совсем точная, это сначала может вызвать вопросы. Но, это первые 2 минуты.

Потом начинаешь понимать своё место нахождения по отношению к выбранному маршруту. К китайскому кварталу пришли достаточно быстро. А вот главные красные ворота входа в рынок – вызвал вопрос. Пришлось обращаться к прохожим (помогли знания английского языка). Во время разговора поймали себя на мысли, что как же здорово искать выход из ситуации разными путями (карта, прохожие). Капля самоутверждения и гордости за себя и за своих друзей всё-таки капнула)))) Обратно из рынка вышли с полными пакетами сувениров. Впрочем, это привычная ситуация для русских женщин – по городу с пакетами). Получили огромное удовольствие от шопинга)))) Теперь настала пора зрелищ!

Некоторые коллеги из других городов отправились на такси, на метро… А мы, естественно, пошли пешком. От китайского квартала к знаменитому объекту Marina Bay Sands. Кстати, на первый взгляд пугающий расстоянием маршрут по карте оказался довольно-таки коротким по времени. На второй день пешего маршрута уже начали хитрить и искать короткие пути. Это радует))))) Как и сама достопримечательность: подвесной мост, шикарный вид на реку и удивительно тонкую атмосферу в самом парке. Тысячи людей из разных стран разместились в парке в ожидании чудо-представления. Это древесная симфония. Правда, ожидания оправдались не на все 100%, но релакс состоялся.

Чтобы не терять времени, раз уж мы в Marina Bay, решили получить два удовольствия в одном флаконе. Сразу после древесной симфонии отправились на шоу фонтанов. Через мост спустились к набережной. Сложно было только ждать. Час до начала представления. НО, это того стоит. Искрящее разноцветными струями воды вперемешку с 3D фигурами, пролетающими перед зрителями вдоль набережной от одной фигуры к другой. Лазерное шоу удивило, заворожило и вызвало бурю эмоций! Спасибо, Сингапур! Ну, а после, зрелищ, путь домой. Если вы подумаете, что он был нелегким после насыщенного дня и пеших прогулок – вы ошибаетесь. Воодушевленные и счастливые от перевыполненных на сегодняшний день планов и увиденного – мы шли домой.

И вновь природные инстинкты: а как же ужин? Ведь к 21.30 не успеваем. Решаем вопрос самостоятельно. Зашли в открытый фут корт и купили одну порцию. Хватило на четверых. Да-да! Порции в Сингапуре действительно большие. Спасибо поварам! Конечная точка в сегодняшнем маршруте – Отель. И вроде бы путь домой должен быть коротким, но не тут-то было! В этом прелесть пешей маршрутизации: короткий путь может легко перерасти в длинный. Правда, плутали недолго. С чувством собственного достоинства, гордые и счастливые, с удовольствием искупались в бассейне и вернулись в номер.

P.S. Эффективность пеших прогулок – налицо! Движение – жизнь, поэтому больше двигаемся. Худеем (для женщин особенно важно). Второе, посмотрели город, достопримечательности, людей, третье, теперь четко знаем район возле отеля и легко ориентируемся по карте во всем городе. Экономим финансы. И с гордостью применяем свои знания во внезапно появившихся ситуациях. Спасибо организаторам образовательной стажировки за возможность увидеть такой далекий от Урала город-государство Сингапур, за неповторимый личный опыт, за возможность собственной маршрутизации.

Проверено на себе! За всеми консультациями обращаться в номер 628! Welcome) Или, на здоровье, всегда рада помочь!



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100