Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция "Эврика-Авангард-2018"> Панельная дискуссия по итогам работы всех линий конференции «Сценарий развития образования»

Панельная дискуссия по итогам работы всех линий конференции «Сценарий развития образования»




28 апреля 2018 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции «Эврика – Авангард-2018»: «Модернизация образования: диалог с обществом» состоялась итоговая панельная дискуссия «Сценарии развития образования».

В рамках панельной дискуссии свои доклады по проектам «Повышения эффективности управления региональными системами образования» представили три субъекта Российской Федерации: Республика Тыва, Кировская и Воронежская области.

Ирина Хардикова, заместитель министра образования Республики Тыва, отметив особенности субъекта Российской Федерации (низкая плотность населения, большое количество школ в труднодоступных территориях, высокая доля малокомплектных школ, средний возраст жителей республики – 30 лет, высокая доля населения в возрасте от 0 до 18 лет), предъявила региональную модель, согласно которой в регионе будет создана сеть государственных школ и которая объединит статусные республиканские школы и малокомплектные школы республики. Данная модель позволит повысить управляемость сетью малокомплектных школ и обеспечит доступность качественного образования любому ребенку, проживающему в труднодоступной территории.

Ольга Рысева, министр образования Кировской области, рассказала о модели субъекта Российской Федерации, в рамках которой будет создана сеть государственных опорных школ (не менее, чем по одной в каждом муниципалитете), возглавивших территориальные образовательные округа. Фактически речь идёт о постепенной реструктуризации всей сети школ региона в качестве филиалов создаваемых государственных школ или самостоятельных государственных опорных школ. В комплексе мер предусмотрена централизация закупок, подвоза детей, а также создание нормативной возможности (включая финансовый норматив) для реализации сетевого обучения школьников.

Наталья Салогубова, заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, представила региональную модель повышения эффективности управления в сфере образования. В соответствии с моделью предполагается выстроить систему соглашений между региональной и муниципальной властью на основе электронных сервисов, аналитики данных и подключения финансовых механизмов мотивации неукоснительного соблюдения пунктов соглашений сторонами. Александр Митрофанов, первый проректор ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования», отметил, что пункты соглашения подкрепляются финансово-экономическими стимулами их реализации. Соглашениями задаются единые представления региональной и муниципальной власти о целевых показателях состояния сети образовательных организаций, регламенты назначения руководителей муниципальных органов управления образования и школ, обязательства по реализации рамочной региональной модели муниципальных заданий, доведению в полном объеме средств субвенции до школ в соответствии с региональной формулой.

Дискуссия по обсуждению докладов региональных управленцев концентрировались на тематике результатов и эффектов изменения моделей управления общим образованием, появления новых норм деятельности (например, сетевые школы, сетевые нормативы и т.п.).

Александр Адамский зафиксировал, что проекты по повышению эффективности управления региональными системами образования фактически:

  • предложили модели институционализации сетевого образования в общем образовании;
  • обнажили и доказательно продемонстрировали объемы недофинансирования системы образования;
  • предъявили широкий спектр вариантов институционализации эффективных управленческих стратегий: от соглашений регионов с муниципалитетами до полной передачи полномочий учредителя общеобразовательными организациями на региональный уровень (Еврейская автономная область, Сахалинская область, Камчатский край). Все эти варианты имеют право на существование.

Александр Адамский отметил, что точки разрыва внутри системы образования и вызовы извне обуславливают неминуемые изменения в системе образования и проектирование различными экспертными группами сценариев развития системы образования в Российской Федерации.

Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, отметил, что предложил бы обсуждать необходимость проектирования стратегий развития, а не сценариев развития системы образования. Центральный тезис – стратегия развития системы образования должна быть увязана со стратегией развития экономики страны. Мы понимаем, что стране необходим экономический прорыв, который невозможен без прорыва в развитии системы образования.

Какие прорывы в системе образования возможны? Можно зафиксировать ключевые проблемы, которые позволят совершить этот прорыв.

Какие параметры необходимо закладывать в стратегию развития системы образования, по мнению Олега Смолина:

  • объем недофинансирования системы образования (по оценкам Олега Смолина, этот объем в долевом выражении составляет не менее половины от необходимого объема);
  • статус педагогических работников. Внешне кажется, что сделано для этого много. Данные мониторинга ОНФ показывают, что в части зарплат педагогических работников сделано не так много (нагрузка учителя на сегодняшний день уже более 1,5 ставок, а средняя зарплата в большинстве регионов существенно меньше средней зарплаты в регионе). В качестве операционального параметра стратегии развития образования можно было бы предложить параметр «отклонение соотношения зарплаты учителя на ставку и средней зарплаты в регионе от единицы»;
  • объем отчетности образовательных организаций и педагогов. Проблема очень острая, сопоставима по важности с проблемами финансирования образовательных организаций. Государственная функция по контролю в сфере образования гипертрофирована и требует ревизии;
  • отдельная проблема – показатели, характеризующие развитие сети образовательных организаций. Серьезно уменьшается количество образовательных организаций, в частности, сельских малокомплектных школ. Существенно сократилась и сеть вузов и филиалов вузов. Насколько принципиально изменилось качество образования с принятием этих мер – требует детального анализа и обобщения;
  • развитие электронного обучения требует формирования необходимой нормативной базы, инфраструктуры и кадров на сегодняшний день. По мнению Олега Смолина, формула успеха создания модели электронного обучения: отечественные хорошие традиции + современные IT-технологии.

Олег Смолин отметил, что прорыв, который необходим стране в экономике, может быть обеспечен развитием образования. Необходимо вкладываться в развитие человеческого потенциала. В этом смысле система образования – полноценная производственная сфера, которая «производит» человеческий потенциал.

По вопросу реалистичности разворачивания сценария повышения объемов финансирования системы образования Олег Смолин отметил, что это может стать реальным в случае реализации бюджетного маневра или сокращения бюджетных расходов, а также в случае внесения изменений в налоговую систему.

Описывая вероятные сценарии развития образования Виктор Басюк, заместитель Президента РАО, отметил, что видит понятийный дрейф в обсуждении важных сущностей.

Например, от единого образовательного пространства к единой образовательной среде. С позиции управления единой образовательной средой, грядут существенные перемены: перевес управленческих полномочий в сфере общего образования с муниципального на региональный уровень. Это существенно поменяет отношения по вертикали власти и уровень осознания руководящими работниками общеобразовательных организаций характера стоящих перед ним государственных задач.

От единого содержания обучения к единому регулированию рамок, определяющих содержание обучения. Мы имеем на сегодняшний день фактически только 3 регулятора: ФГОС, примерная ООП и концепции, принимаемые на федеральном уровне. Наверняка должны появляться и другие регуляторы, которые необходимо проектировать.

Вадим Чеха, руководитель управления Россотрудничества, говоря о тренде усиления государственного регулирования содержания образования, отметил, что административная нагрузка на школы и учителя уже сегодня стала запредельной, что показывает высокие риски активных действий по государственному контролю содержания образования. Дальнейший тренд на госрегулирование содержания образования должен обустраивать решения, которые позволят снизить административную нагрузку на школы по предоставлению отчетности и прохождения проверки. Например, показатели аккредитации образования на сегодняшний день во многом дублируют показатели для прохождения лицензирования образовательной организацией. Можно ли это оптимизировать? Наверняка, да. Подобное регулирование станет в ближайшее время необходимыми действиями федеральной и региональной власти. Оптимизация различных контрольных действий со стороны власти – возможный сценарий развития системы управления образованием.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100