Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция "Эврика-Авангард-2018"> Панельная дискуссия «Московская стратегия развития образования»

Панельная дискуссия «Московская стратегия развития образования»




28 апреля 2018 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции «Эврика – Авангард-2018»: «Модернизация образования: диалог с обществом» состоялась панельная дискуссия «Московская стратегия развития образования».

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», открывая дискуссию, подчеркнул, что обсуждаемая сегодня московская стратегия развития образования является направлением развития образования Российской Федерации.

«Развитие этого проекта, его обсуждение и становление идут параллельно. Это не стратегия информирования, а стратегия вовлеченности. Ситуация непривычна, но, надеюсь, будет эффективна. Текста стратегии еще нет», - подчеркнул эксперт.

На данный момент идет выбор масштаба, чтобы этот шаг обеспечил, с одной стороны, системное развитие, а с другой – предотвращение запредельной ситуации.

Илья Новокрещенов, заместитель председателя ассоциации «Молодежная ассоциация руководителей образовательных организаций», директор ГБОУ г. Москвы «Школа №2095 «Покровский квартал», представил обзор идей Стратегии развития московского образования до 2025 года. Отправной точкой обсуждения стратегии стала эффективность существующих механизмов в системе образования Москвы, но вектор развития должен быть понятен и прозрачен. Школы Москвы получили экономическую и правовую самостоятельность в обмен на ответственность за результат своей работы. Как следствие, характеристиками системы образования Москвы сегодня являются: доступность, массовое качество, соответствие мировому уровню, создание условий для развития талантов каждого, технологичность, эффективность.

Илья Новокрещенов зафиксировал новые вызовы времени: цифровизация экономики и общественных отношений; быстрые трансформации рынка труда; эскалация ситуации неопределенности; затрудненность социальной самореализации; «наступление» искусственного интеллекта.

Исходя из прогнозного видения образа будущего, вызовов нового времени и возможных ответов образования на эти вызовы, цель развития столичной системы образования на ближайшие 7 лет формулируется как создание условий для обеспечения в условиях цифровой экономики конкурентоспособности выпускников школ Москвы при поступлении в московские вузы и колледжи на основе осознанного выбора будущей профессии.

Организационными механизмами развития системы образования являются:

  • ПОТОК - Персонализированная Образовательная Траектория в Открытых Коллективах;
  • РОСТ - Распределенное Оценивание в Системе Талантов;
  • Новое содержание предметных областей: «информатика» и «технология»;
  • Новая образовательная среда «Школы старшеклассников»;
  • Центры развития навыков XXI века – «бизнес-инкубаторы»;
  • Освоение метапредметных модулей (например, «Искусство и мультимедиа», «Мировая культура» «Техника», «Природа»);
  • Геймификация;
  • Предпрофессиональные экзамены в школе
  • Территория МРСД (Межрайонного совета директоров) - «Школа Большого Города» – Урбошкола;
  • Система сертификации образовательных программ всех участников образования ребенка;
  • Рейтинг вклада школ в массовое качественное образование зависит от результатов Урбошколы;
  • Новый учитель.

Финансовые механизмы развития московской системы образования:

  • Основополагающий принцип – формульность;
  • Норматив финансирования 10-11-х классов распространяется на 8-11-е классы;
  • Учитель школы старшеклассников имеет повышающий коэффициент к заработной плате;
  • Увеличение ежемесячной доплаты классному руководителю;
  • Норматив финансирования дошкольников 5-7 лет закрепляется на уровне финансирования школьников 1-4-х классов;
  • Система учета перемещений учителя и ученика в рамках Урбошколы – основа финансирования программ сетевого взаимодействия;
  • Ремонтные работы направлены на модернизацию образовательной среды;
  • Повышение заработной платы педагогов (в средних значениях – до 120 000 руб., при минимальной – 95 000 рублей);
  • Система оплаты труда – единая для Урбошколы (МРСД);
  • Расширение системы грантовой поддержки педагогов;
  • Система сертификатов на образование для наиболее успешных учеников.

Реализация Стратегии позволит не только сохранить позиции Москвы как мегаполиса, обеспечивающего москвичам массовое качество образования мирового уровня вне зависимости от социально-экономического статуса семей, но и вывести столичную систему образования на новый уровень, соответствующий требованиям завтрашнего дня.

Московские учителя сохранят свою ведущую роль в деле формирования и развития кадрового потенциала страны – интеллектуального, прикладного, предпринимательского; «вооруженные» цифровыми технологиями, предоставляющими мощный инструмент для анализа и принятия решений, повышения интереса учащихся к учебе, учителя смогут качественно реализовать функции мотиваторов, навигаторов, интеграторов, воспитателей для своих учеников.

Москвичи получат передовую систему образования, способную минимизировать социальные риски, связанные с активным наступлением нового технологического уклада. Образование Москвы станет одной из ведущих отраслей городского хозяйства в условиях цифровой экономики.

Москва не только создает многогранные возможности для развития своих жителей, для их полезности и востребованности в экономике. Москва обеспечивает москвичам равные условия доступа к качественному образованию, тем самым консолидируя городские сообщества вокруг Школы, и одновременно обеспечивая свое дальнейшее развитие.

В ходе обсуждения доклада был высказан тезис о том, что повышение конкурентоспособности школьников при поступлении в вузы не является педагогической целью. По мнению Александра Адамского, родителям и самим школьникам нужна осязаемая цель образования, позволяющая понять предметность и стратегии, и московского образования. Абстрактная педагогическая цель не может конкретизировать, например, материальные затраты на реализацию стратегии.

Для системы образования предметных стратегических задач педагогической семантики мы не находим, а конкурентоспособность претендует на целостность задачи, включающей в себя педагогические, экономические и социальные задачи, конкурентоспособность – универсальная ценность.

Исаак Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы зафиксировал, что действительно денег под абстракцию не дадут, да их брать и не надо. Необходимо найти единицу оценки результата труда. Учителя должны получать достойные деньги за достойные результаты, но они должны быть измеряемыми. В Москве результаты работы учителя – это результаты его ученика. Конкурентоспособность ученика – также измеряемый результат работы учителя.

«Менять работающие механизмы очень сложно, но лучше это делать заблаговременно, чем в последний момент. На мой взгляд, обсуждение стратегии московскими директорами – своевременный сюжет в развитии московского образования», – подытожил Исаак Калина.

Александр Адамский зафиксировал, что детские пробы должны быть направлены на поиск места успешности. Неуспех – положительный результат. Любое общество консервативно, и мы вступаем с ним в конфликт, формулируя перспективные прогнозы социализации детей. Стратегия показывает зону ближайшего развития – «послание городу и миру», и она призвана разрешить, сгладить этот конфликт.

Время изменений настолько спрессовано, что стало короче, чем образовательный цикл, поэтому необходимо вступать в диалог с обществом.

Экспертом зафиксирован школоцентризм стратегии, где институтом образования является школа. Уже сегодня школьники получают образование в городе, и школа не является единственным институтом образования.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100