Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция "Эврика-Авангард-2018"> Панельная дискуссия «Регионализация образования: выгоды и риски»

Панельная дискуссия «Регионализация образования: выгоды и риски»




28 апреля 2018 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции «Эврика – Авангард-2018»: «Модернизация образования: диалог с обществом» состоялась панельная дискуссия «Регионализация образования: выгоды и риски».

Начиная дискуссию, Татьяна Синюгина, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, рассказала о результатах первого этапа реализации пилотного проекта по апробации эффективных моделей управления образованием в регионах. Для всех очевидно, что вопрос, связанный с поиском эффективных механизмов управления системой образования, сейчас выходит на первый план. Среди этих механизмов: финансирование системы образования, создание необходимых условий для организации образовательного процесса и привлечение общественности к данной проблеме.

Татьяна Синюгина обратила внимание на основной принцип, лежащий в основе данного проекта, – принцип разумного сочетания централизации управления и самостоятельности субъектов образовательной деятельности.

Участие в проекте для всех 20 пилотных регионов – это их добровольное решение, но при этом все они взяли на себя обязательства внести изменения практически во все направления своей управленческой деятельности: преобразовать институты управления образованием, финансово-экономические институты и институты развития кадров.

На сегодня пилотными регионами предложены четыре модели изменения региональной модели управления образованием:

  • первая модель – передача полномочий учредительства образовательных организаций с муниципального на региональный уровень с передачей имущества;
  • вторая модель – передача полномочий учредительства образовательных организаций с муниципального на региональный уровень без передачи имущества;
  • третья модель – заключение соглашения с муниципалитетом, в котором детально прописываются условия выделения субвенций в муниципальное образование на реализацию образовательных стандартов;
  • четвертая модель – совместное учредительство образовательных организаций регионом и муниципалитетом (пока нормативно не закреплена).

Татьяна Синюгина напомнила, что в рамках проекта создается и развивается специализированный информационно-аналитический инструментарий, позволяющий пилотным регионам и не только им, видеть изменения, происходящие в системе образования. Не просто статистические данные, а данные в связках, которые бы показывали некоторые корреляции, наглядно демонстрирующие связь управленческих решений.

В заключение докладчик сообщила, что пилотный проект выйдет на новый уровень, войдет в режим функционирования во всех регионах уже с 1 сентября 2019 года.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», в начале своего выступления обозначил два вывода, связанных с финансированием системы образования:

  1. Увеличение финансирования не приводит к повышению результата;
  2. Увеличение финансирования приводит к появлению новых проблем (проблемные территории после увеличения финансирования не улучшили результаты).

Налицо неэффективное расходование средств и избыток средств по отношению к тому управленческому механизму, который ими распоряжается. Значит, системе образования нужно показать, в каких направлениях разумно и эффективно расходовать средства. Но при этом неоднородность регионов нельзя устранить, подогнав их под один шаблон. Единого рецепта для всех не существует.

В рамках реализации проекта по апробации эффективных моделей управления образованием в регионах встает вопрос о предметности школьного, муниципального и регионального управления. Дискутируется вопрос, детализировать ли на федеральном уровне эту предметность, либо сделать это на региональном уровне, сохранив самостоятельность самих образовательных организаций.

Одним из эффективных управленческих решений является переход на прямое финансирование школ с уровня региона (включая финансирование коммунальных расходов, так как отсутствие муниципальных нормативов финансирования в данный момент свело финансирование коммунальных расходов на некоторых территориях практически к нулю).

Для отслеживания всех происходящих в системе образования изменений, конечно, необходима система постоянно действующего мониторинга. Причем достоверность и актуальность данных мониторинга обеспечивается только их сбором с уровня образовательных организаций.

Сегодня данные мониторинга демонстрируют нам, что нагрузка сети образовательных организаций на пределе, и необходимо в ближайшее время осуществить инновационный проект по строительству новых школ.

Вопрос о недофинансировании образования необходимо рассматривать на основе соотношения расходов образовательной организации. Если отношение расходов на оплату труда и прочих расходов отличается от 70% на 30% в сторону увеличения расходов на оплату труда, то можно говорить о недофинансировании. А в некоторых школах эти расходы составляют практически 100%. Учебные расходы – это расходы на обеспечение реализации ФГОС. Их снижение говорит о том, что ФГОС не может реализоваться в полном объеме.

Данные мониторинга также свидетельствуют, что связи между повышением заработных плат педагогов и повышением качества образования нет или она незначительна. Готового решения, как использовать заработную плату для повышения качества образования, пока нет.

Для выстраивания системы управления на основе анализа баз данных, собираемых с уровня образовательных организаций, должна быть обеспечена тотальная цифровизация всех регламентов, которая позволит любое управленческое действие автоматически преобразовать в цифровой след. И, как дополнение к такой системе, предлагается система семантического анализа информационного поля образовательной системы (сайтов образовательных организаций, образовательных СМИ, социальных сетей).

Проведенный анализ интенсивности сигналов данного информационного поля позволяет сделать вывод, что активно освещаются вопросы открытости системы образования и результативности образования, но при этом система декларирует ценность таких результатов образования, как языковая грамотность, социальная компетентность, математическая и естественно-научная грамотность, а вопросы личностных и метапредметных результатов, социализации, образовательной самостоятельности не воспринимает как значимые.

Эксперт отметил, что любой сбор данных необходим прежде всего для прогнозирования ситуации, а не для поиска и наказания виновных.

Наталья Типенко, руководитель Центра универсальных программ, рассказала о модельных бюджетах и оптимизации бюджетных расходов. Проблема в том, что Минфин России вносит изменения в Порядок расчетов трансфертов выравнивания бюджетов, а этот Порядок позволял создавать схожие финансовые условия для разных регионов (регионов-доноров и регионов-реципиентов). Очень большое внимание сейчас будет уделяться учету неэффективных расходов, наличие которых будет влиять на величину трансферта выравнивания бюджетов. Все расходы, связанные с наличием малочисленных и малокомплектных сельских школ, считаются неэффективными, что вынуждает регионы проводить оптимизационные мероприятия, укрупнять и централизовывать сеть образовательных организаций.

Владимир Егоров, министр образования Республики Саха (Якутия), сообщил, что благодаря участию региона в проекте сами администраторы системы образования лучше поняли её проблемы, увидели, что централизация управления позволит быстрее оптимизировать сеть образовательных организаций всей республики, так как разрозненность управления тормозит данный процесс.

Ольга Рысева, министр образования Кировской области, рассказала, что создание сети государственных опорных школ, вокруг которых формируется школьный округ, позволит оказать реальную помощь сельским муниципальных школам. В регионе создается единая транспортная служба, библиотечная база, проводится конкурс среди кадрового резерва на должность директоров государственных школ.

Инна Каракчиева, ведущий советник управления научно-исследовательских работ аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, отметила, что в настоящий момент отстает нормативно-правовое регулирование системы образования: нужны документы, закрепляющие решения, принятые на основе анализа мониторинговых данных.

Алдар Дамдинов, депутат Государственной Думы Российской Федерации, поблагодарил представителей всех регионов – участников проекта, отметив, что каждый регион работает в рамках проекта в своем направлении, тем не менее все работают на создание единого образовательного пространства страны.

Завершая дискуссию, Александр Адамский заметил, что строить цифровые институты управления нужно принципиально другим образом, чем существующие реальные управленческие институты.

Ольга УСТЮГОВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100