Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Конференция "Эврика-Авангард-2018"> Панельная дискуссия «Тенденции развития образования»

Панельная дискуссия «Тенденции развития образования»




27 апреля 2018 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции «Эврика – Авангард-2018»: «Модернизация образования: диалог с обществом» состоялась панельная дискуссия «Тенденции развития образования».

Сергей Кравцов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, руководитель Рособрнадзора, приветствуя участников конференции, задался вопросом – для чего нужны инновации? И сам же на него ответил: для того, чтобы повышалось качество образования, что сейчас иллюстрируется международными сопоставительными исследованиями. По результатам PIRLS, Россия по итогам прошлого года заняла первое место по начальной школе. Исследование PISA показывает одну из лучших динамик нашей страны.

Сергей Кравцов подчеркнул, что инновационный проект электронного мониторинга, реализованный Институтом проблем образовательной политики «Эврика», – яркая иллюстрация эффективности инноваций. Системные проекты направлены на конкретный результат, которым мы можем гордиться.

На данный момент фиксируются серьезные проблемы в профессиональном образовании, которое не соответствует реалиям современности. Эффективные механизмы школьного образования нужно переносить на уровень профессионального образования – в этом сегодня есть большая потребность.

По вопросу оценки качества образования зафиксирована проблема в оценке качества работы руководящих работников школ, наверное, инновационное движение в том числе «Эврики», может двигаться и в этом направлении, есть реальный спрос на инновации.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», заметил, что в силу разбалансированности системы образования, у Министерства образования и науки не так много механизмов влияния на школу, в Рособрнадзоре таких регуляторов гораздо больше. Либо Рособрнадзор, как действенный институт управления дрейфует в сторону оценки, либо стагнирует в сторону контроля и надзора – и это серьезная развилка сегодняшнего дня.

Эксперт подчеркнул, что система подготовки директорского корпуса сейчас отсутствует, и «Эврика» может сделать предложения по формированию Академии директоров.

Иннокентий Дементьев, заместитель генерального директора Фонда президентских грантов, приветствуя участников конференции, заметил, что тематика поддержки проектов в области образования и просвещения очень популярна и входит в ТОП-3 поддерживаемых Фондом президентских грантов.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ представил тезисы доклада «12 решений для нового образования», подготовленного Центром стратегических разработок и Высшей школой экономики с целью выявления возможности и предложения конкретных решений для радикального усиления вклада сферы образования в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную устойчивость и глобальную позицию России. Все это должно в конечном счете привести к росту качества жизни каждого гражданина России.

Исак Фрумин подчеркнул, что очень трудно думать о будущем, но нет других вариантов. Тем более, не думать о будущем значит отставать. Общепризнано и доказано, что человеческий капитал определяет экономический рост и социальное развитие страны. Образование является важной частью социальной мобильности, которая непосредственно влияет на социальное развитие. Россия – небогатая, но образованная страна, занимающая 4-е место в мире по охвату послешкольным образованием, одновременно с этим она на 89-м месте по доступности квалифицированных кадров, что иллюстрирует бесполезность человеческого потенциала. Между тем, у системы образования есть серьезный потенциал, чтобы снизить эту разбалансировку. Однако изменение экономических институтов - длительный процесс, он не сводится только к политическим действиям и изменению формальных норм. Как показывает мировой опыт, временной разрыв между перестройкой поведения большинства экономических агентов и институтов и получением соответствующих позитивных эффектов составляет порядка 10 лет. Изменения в образовании в целом ряде случаев дадут эффект быстрее: так, обновление высшего и профессионального образования скажется на экономических результатах России уже к 2022–2023 годам, а модернизация старшей ступени школы – к 2025 году.

Мы должны шире понимать «человеческий капитал» – это не только специфический капитал и не только традиционный «общий капитал», но и «активная самостоятельность», «предприимчивость в широком смысле» – и это изменение должно стать заслугой нового образования.

Игорь Реморенко, ректор МГПУ, продолжая дискуссию, выделил 4 блока действий, применимых к повышению качества высшего образования, в первую очередь, педагогического:

  1. Поиск инструментов работы учителя, позволяющих наиболее эффективно раскрывать человеческий потенциал. Одним из инструментов может стать появление огромного рынка методических пособий, ориентированных на определенную сетку образовательных результатов школьников;
  2. Идея использования во всех программах исследовательского отношения к жизни;
  3. Деление программ на бакалавриат и магистратуру;
  4. Сертификация квалификаций.

Виктор Басюк, заместитель президента РАО, заметил, что невозможно перестроить школу без изменений в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров – сейчас это центральная проблема на пути инновационного развития школы.

Александр Адамский, подводя промежуточный итог дискуссии, зафиксировал, что практически всегда концептуальные тексты встречают сопротивление, причиной этого являются язык (ключевой враг содержания), а также тот факт, что любые ориентиры необходимо довести до контроля и надзора. Но здесь ловушка: когда мы говорим о личностных результатах, человеческом потенциале, эти понятия вредно доводить до контроля и надзора.

Татьяна Ковалева, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», проблематизировала понятийную нестыковку в представленном докладе о 12 решениях о новом образовании. С точки зрения определения приоритетов развития общего образования, ставка на развитие человеческого капитала фактически сужает круг задач общего образования и образовательных результатов детей. Востребованы результаты те, которые употребимы с точки зрения блага для государства и общества. В этом смысле площадка общего образования рискует резко сузиться в смысле обеспечения ему пространств проб, наращивания его личного потенциала, который не обязательно капитализируется. Данный тезис активно дискутировался. По мнению Исака Фрумина, противоречия нет, так как самореализация человека - так же механизм реализации человеческого капитала. При этом можно откровенно сказать о том, что в представленных решениях для нового образования ставка делается на наращивание человеческого капитала, что не означает, что образование не должно позволять человеку наращивать свой потенциал и самореализоваться вне экономического контекста (например, внутри образования).

Александр Адамский выдвинул тезис о том, что меняющаяся структура занятости людей в технологически развитом обществе неминуемо превратит систему образования в производственную сферу, что фактически позволит разрешить естественным образом обозначенное Татьяной Ковалевой противоречие.

Иван ТРИФОНОВ





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100