Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад «Результаты апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования в части преобразования финансово-экономических институтов в общем образовании»




21 марта 2018 года в Якутске в рамках семинара «Экспертное обсуждение результатов апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования для создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» с докладом «Результаты апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования в части преобразования финансово-экономических институтов в общем образовании» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков подчеркнул, когда происходят серьезные изменения в системе, в первую очередь происходит анализ проблем, сопровождающих эти изменения. На втором шаге формируются проекты, которые эти проблемы помогают разрешить. После этого – апробация моделей самих изменений, а после этого уже институционализация изменений, которая позволяет действовать новой норме.

К сегодняшнему дню этап анализа актуальной проблематики развития системы образования в субъектах Российской Федерации-участниках проекта по разработке моделей создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования завершен и уже можно представить первые аналитические выводы.

Эксперт акцентировал внимание участников семинара, что данный проект реализуется с целью создания единого образовательного пространства для усиления государственных гарантий доступного и качественного образования всего населения Российской Федерации, а планируемые результаты его реализации: внедрение эффективной региональной модели управления образования, сохранение и развитие единого образовательного пространства, поддержка внедрения и распространения инноваций в области развития и модернизации образования, сетевое взаимодействие, повышение эффективности инструментов взаимодействия с общественными объединениями, некоммерческими организациями, обеспечение функционирования системы экспертного сопровождения программных мероприятий по развитию образования – именно в этом ключе необходимо обсуждать разрабатываемую проблематику.

Существует множество баз данных о состоянии региональных систем образования, в том числе статистика Росстат, открытые данные Министерства образования, портал Казначейства, Единая межведомственная информационно-статистическая система, региональные отделы статистики, региональные отделы оценки качества образования и прочие базы, агрегирующие данные с уровня школ, муниципалитетов, регионов.

При этом, существующие базы статистических данных имеют ряд ограничений и проблемных областей:

  • Во многих системах представлены неактуальные сведения
  • Присутствует расхождение данных в разных официальных статистических источниках
  • Статистика зачастую не отражает реальное положение вещей
  • Есть случаи предоставления некорректных данных
  • В части систем нет возможности выгрузить обобщенные данные
  • Закрытость региональных систем образования в вопросе оценки качества
  • Отсутствие стандарта предоставления данных региональных систем
  • В статистическом подходе по умолчанию не учитываются общественные представления, ожидания и настроения

Роман Селюков представил блоки информационного аналитического инструментария, разработанного экспертами Института проблем образовательной политики «Эврика»:

  1. Первый блок – управление, примеры данных: ликвидация второй/третьей смены; демографический прогноз численности учащихся; развитие программ с использованием сетевой формы.
  2. Второй блок – финансы, примеры данных: доля внебюджетного финансирования; расходы на ФОТ.
  3. Третий блок – экономика, примеры данных: состояние школьной инфраструктуры; заработная плата педагогов; основа СОТ.
  4. Четвертый блок – кадры, примеры данных: система квалификационных категорий; возрастная структура педагогических работников.
  5. Пятый блок – качество образования, примеры данных: результаты независимой оценки знаний учащихся на разных ступенях образования – ЕГЭ, ОГЭ.

Говоря о результатах апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования в части преобразования финансово-экономических институтов в общем образовании, экспертом представлены аналитические выводы. Например, говоря о состоянии школьной инфраструктуры, зафиксирована проблема необходимости капитального ремонта школьных зданий, которая наиболее ярко выражена в Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области. Доля коммунальных расходов минимальна в Республике Тыва и Сахалинской области, а доля школ со скоростным Интернетом крайне низка в 3 субъектах: Сахалинская область, Камчатский край, Еврейская автономная область.

Показатель Структура учащихся по ступеням школьного образования проиллюстрирован на примере Республики Тыва. К 2025 году число учащихся в школах Тывы вырастет на 20 350 человек и затем пойдет на спад в следующее десятилетие.

Текущее соотношение «учитель/ученик» в Тыве – 9,1 человек. При сохранении этого соотношения и росте численности детей - к 2025 году потребуется дополнительно 2 243 педагога. Средняя заработная плата педагогов в Тыве в 2017 году – 37 080 рублей. Объем необходимого дополнительного ФОТ в ближайшие 5 лет – 355 млн. рублей (с учетом ежегодной индексации зарплат минимум на 2%). Плюс ФОТ остального персонала, расходы на содержание инфраструктуры, питание и т.д.

Если число педагогов не увеличивать, соотношение «учитель-ученик» вырастет с 9 до 12 детей на 1 педагога. Но с учетом географических ограничений (низкая плотность населения), это сделать проблематично.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100