Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад «Нормативно-правовое обеспечение эффективных моделей управления регионально-муниципальными системами образования»




Заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" Елена Осипова в своем втором докладе рассказала о развитии института анализа.

Основными источниками анализа данных, которые имеются в доступе у каждого управленца, являются структурированные данные образовательных организаций (статистика, региональная система мониторинга), структурированные данные по ведомствам (экономика, культура, здоровье, МВД), сетевой контент (информация, которая концентрируется в соцсетях, блогах, чатах - неформальная точка зрения о качестве предоставляемых услуг), международные данные.

Какие ограничения существуют у баз данных?

1. Во многих системах представлены неактуальные сведения

Например: на портале открытых данных Минобр выложены данные за 2016 год, на сайте ЕМИСС – 2009-2013 гг., на Росстате – 2016 год. База данных муниципальных показателей – 2015 год

2. Присутствуют расхождение данных об одной и той же организации.

Например, средняя заработная плата педагогических работников общего образования в Московской области за 2016 год, по данным Росстата, – 47 185 рублей. А по данным статистической формы ОО-2 Минобр – 45 525 рублей.

3. Иногда статистика не отражает реальное положение вещей

В качестве примера можно посмотреть заработную плату учителей в Белгородской области в 2016 году.

Статистика: 27 185 рублей (данные статформ Минобрнауки), 25 906 рублей (Росстат).

СМИ: реальная средняя зарплата - порядка 15 тысяч рублей по данным региональных СМИ.

Рынок труда: анализ вакансий учителей в Белгородской области за 2016 год также показывает значение от 15 тысяч рублей.

4. Мнение педагогов на основе анализа интервью, сетей.

5. Также есть случаи предоставления некорректных данных, а в части систем нет возможности выгрузить обобщенные данные. Например, на Государственном портале Федерального казначейства Bus.gov.ru для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях представлен значительный объем информации о финансах, управлении по отдельным организациям.

6. Закрытость региональных систем образования в вопросе оценки качества.

7. Нет стандарта предоставления региональных систем, не учитываются общественные представления, ожидания и настроения (сухую статистику должны дополнять семантический анализ информационного поля, контент-анализ СМИ, страницы соцсетей и пр.).

Три основных параметры системы edudata.ru:

  • Интегрировать данные из открытых источников
  • Визуализировать разные уровни от организации до федерального
  • Соотносить статистические данные и данные анализа сетевого контента

От данных к знаниям. Структурированные данные снимаются постфактум, выводы на основе данных уже ограничены составом снимаемых показателей.

Система образования не изолирована от внешнего мира, она взаимодействует с другими - социумом, региональными и муниципальными, федеральными органами власти, уровень информации и знаний.

Принципы анализа и прогноза включают в себя исследования на пересечениях, показатели деятельности и состояния школ, показатели деятельности смежных институтов, показатели отношения и состояния общества, что даст возможность увидеть горизонт и оценить ресурсы и готовность к будущему.

Эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Анатолий Рамонов представил доклад «Нормативно-правовое обеспечение эффективных моделей управления регионально-муниципальными системами образования".

Чтобы понять, что такое эффективная модель, эксперт предложил вспомнить, на каких ключевых проблемах модель строится. Это и дисбаланс системы, и отсутствие прямого влияния Министерства от школы, и несогласованность позиции субъекта РФ от муниципалитета, и нормативное финансирование не функционирует, и непрозрачность системы оплаты труда.

Эксперт перечислил направления разработки эффективных моделей: передача учредительства образовательных организаций на уровень субъекта РФ, оптимизация механизмов, формирование норматива на уровне субъекта, разработка «сетевого норматива», совершенствование системы оплаты труда, разработка методики на уровне региона, формирование механизмов повышения квалификации, переподготовки, аттестации и назначения руководителей образовательных организаций, разработка сетевых форм реализации образовательных программ, расширение межмуниципального взаимодействия.

На уровне федерации разрабатывается образовательная политика, стратегия, на уровне субъекта принимаются нормативно-правовые акты, муниципалитеты наделены полномочиями учредителя, которые формируют муниципальное задание.

Правовое поле реализации моделей:

  • Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, разграничение полномочий между ОМСУ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • Необходимости в государственном контроле и реализации нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, обеспечение государственных гарантий.

Анатолий Рамонов перечислил предлагаемые формы эффективных моделей.

Первая из них - перевод учредительство с передачей имущества в безвозмездное пользование - это самая распространенная модель. Есть позитивный опыт и она самая реализуемая.

Вторая - перевод учредительство с передачей имущества в собственность.

Причем, есть два варианта перевода в 1 и 2 модель: через ликвидацию муниципальной организации и через перевод муниципальной организации в статус организации субъекта.

Третья - соглашения о взаимодействии в сфере отбора и назначения кадров, включающие в себя выполнение региональных НПА, обеспечивающих разработку и реализацию эффективных моделей управления ОО, формирование единой кадровой политики в системе образования; согласование кадровой политики в системе образования, в том числе по вопросам назначения на должность, учета кандидатов на замещение должностей руководителей ОМСУ и руководителей муниципальных ОО; проведение процедуры аттестации руководителей муниципальных ОО; согласование муниципальных программных документов в сфере развития образования; оценка результативности и эффективности деятельности руководителей; переподготовка и повышения квалификации руководителей.

Четвертая - формирование образовательных округов и опорных школ.

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100