Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад «Нормативно-правовое обеспечение эффективных моделей управления регионально-муниципальными системами образования»




22 марта 2018 года в г. Ставрополе в рамках семинара «Экспертное обсуждение результатов апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования для создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» с докладом «Нормативно-правовое обеспечение эффективных моделей управления» выступила Ольга Добжинская, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Ольга Добжинская представила анализ нормативно-правовых документов, разработанных в рамках проекта Рязанской, Тверской, Новгородской, Самарской и Кировской областями,

Республикой Коми и Ставропольским краем. Экспертами определены следующие основные риски проекта в данных регионах:

  • недостаток квалифицированных специалистов для работы в условиях хозяйственной самостоятельности;
  • неоптимальная расстановка кадров;
  • необходимость обеспечения особого подхода к финансированию малокомплектных школ.

Далее эксперт представила модель управления системой образования г. Москвы и рассказала о возможностях ее использования в регионах Российской Федерации.

Трехкомпонентное бюджетное финансирование в Москве реализуется следующим образом:

  • финансирование по нормативам на одного учащегося/воспитанника - это «подушевые» нормативы на следующие расходы: оплата труда педагогических и иных работников, оплату услуг связи, транспорта и прочих услуг , затраты на приобретение игр, игрушек, расходных материалов, питание воспитанников/учащихся, мероприятия по обеспечению безопасности, оплату коммунальных услуг, проведение текущего ремонта и прочие расходы;
  • стимулирующее финансирование –национальные проекты; государственные работы;
  • программное финансирование-развитие материальной базы, информатизации, реструктуризации сетей и др.

Основными целями трехкомпонентного бюджетирования являются:

  • повышение эффективности оказания образовательных услуг жителям города Москвы;
  • стимулирование педагогических коллективов к созданию комфортных, здоровьесберегающих условий в интересах жителей столицы;
  • увеличение финансирования образовательных организаций в целях создания всех необходимых условий (кадровых, бытовых, санитарных, методических, организационных и т.д.) для обеспечения возможности и заинтересованности детей в посещении образовательных организаций.

Ольга Добжинская озвучила 4 принципа формульного финансирования:

  • Формульность – «деньги следуют за учеником»
  • Равноценность каждого ученика для города;
  • Создание необходимых условий для детей-инвалидов (повышающий коэффициент);
  • Поощрение школ за вклад в развитие Города и консолидацию городского сообщества (система грантов).

Формульное финансирование помогает решить следующие задачи:

Задача №1 - Выровнять финансирование школ в расчете на 1 ученика; избавиться от избыточного административно-управленческого персонала (формула расчета субсидии на выполнение государственного задания строится на численности учащихся (а не на статусе школы и штатном расписании):

  • Объем субсидии=Контингент*Норматив

Возможность реализации формульного принципа есть в любом регионе, но с различной структурой норматива (с включением или не включением расходов на содержание имущества).

Задача №2 - Увеличить оплату труда педагогических работников (Величина заработной платы директора формульно зависит от средней заработной платы педагогических работников). Возможность реализации: любой регион).

Задача №3 - Сократить избыточную дифференциацию оплаты труда учителей при высокой средней заработной плате (Величина заработной платы директора формульно зависит от средней величины заработной платы 50% пед. Работников с наименьшей заработной платой. Возможность реализации: любой регион).

Задача №4 - Увеличить долю выпускников, демонстрирующих при сдаче ЕГЭ очень высокие (250 и выше баллов), высокие (220-249 баллов) и близкие к высоким (190-219 баллов) результаты (В итоговый расчет рейтинговых баллов включены слагаемые, учитывающие работу школы по обеспечению качественного образования. Возможность реализации: любой регион, но с формированием своего рейтингового перечня).

Задача №5 - Создавать условия для развития максимального количества талантов в каждой школе (В итоговый расчет рейтинговых баллов включены слагаемые, учитывающие работу школы по развитию талантов максимального количества обучающихся. Возможность реализации: любой регион, но с формированием своего рейтингового перечня).

Задача №6 - Повысить объективность внутришкольной системы оценки качества знаний (В итоговый расчет рейтинговых баллов включены слагаемые, учитывающие работу школы по обеспечению качественного образования. Возможность реализации: любой регион, но с формированием своего рейтингового перечня).

Задача №7 - Повысить заинтересованность школы в работе с детьми-инвалидами, ОВЗ и в результативности такой работы (Финансирование школы выделяется с повышающим коэффициентом 2 или 3 на детей-инвалидов, дополнительное нормативное финансирование на детей ОВЗ; В итоговый расчет рейтинговых баллов включены слагаемые, учитывающие работу школы с детьми-инвалидами. Возможность реализации: любой регион в полнокомплектных школах).

Задача №8 - Обеспечить улучшение качества дошкольного образования, преемственность программ дошкольного и начального общего образования (В итоговый расчет рейтинговых баллов включены слагаемые, учитывающие результативность работы дошкольных групп. Например, за каждого воспитанника, перешедшего из дошкольной группы в 1 класс той же образовательной организации, начисляется 0,1 балла. Пример параметра актуален в местности, где возможен выбор перехода детей в различные учреждения.

Задача №9 - Создать условия для реализации образовательной программы школы с использованием социокультурной среды города (В итоговый расчет рейтинговых баллов включены коэффициенты, учитывающие результативность работы школы по использованию социокультурных ресурсов города. Возможность реализации: любой регион).

Задача №10 - Расширить спектр предоставляемых школами программ формирования профессиональных умений и профессионального мастерства (В итоговый расчет рейтинговых баллов включены слагаемые, учитывающие результативность работы школы по развитию профессиональных умений и профессионального мастерства. Возможность реализации: любой регион).

Задача №11 - Обеспечить возможность жителям города получения необходимых им дополнительных платных услуг по месту жительства (Величина заработной платы директора формульно зависит, в том числе, от объема оказанных школой дополнительных платных услуг. Пример параметра актуален в регионе с наличием материально-технической базы)

Задача №12 - Обеспечить высокий уровень качества образования (Равный норматив для всех школ; Грантовая поддержка школ-лидеров рейтинга; Использование рейтинга при определении заработной платы директора).

Эксперт отметила, что как только директор начинает рассуждать о том, где взять еще учеников, он начинает думать, как изменить свои образовательные программы, сделав их более привлекательными. И это – способ ввести рычаг включения образования в систему рыночных отношений. Рынок – это способ организации конкуренции в системе образования.

Ольга Устюгова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100