Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад «Результаты апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования в части преобразования финансово-экономических институтов в общем образовании»




22 марта 2018 года в г. Ставрополе в рамках семинара «Экспертное обсуждение результатов апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования для создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» с докладом «Результаты апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования в части преобразования финансово-экономических институтов в общем образовании» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина напомнила всем собравшимся о ходе реализации проекта по разработке моделей создания единого образовательного пространства, обеспечивающего реализацию эффективных технологий обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в 20 пилотных регионах Российской Федерации, обозначила основную цель проекта - создание единого образовательного пространства для усиления государственных гарантий доступного и качественного образования всего населения Российской Федерации.

Планируемыми результатами реализации проекта являются: внедрение эффективной региональной модели управления образования, сохранение и развитие единого образовательного пространства, поддержка внедрения и распространения инноваций в области развития и модернизации образования, сетевое взаимодействие, повышение эффективности инструментов взаимодействия с общественными объединениями, некоммерческими организациями, обеспечение функционирования системы экспертного сопровождения программных мероприятий по развитию образования.

Говоря о результатах экспертизы нормативных документов, разработанных пилотными регионами и представленных в специализированной информационной системе, эксперт отметила следующие положительные моменты:

  • понимание всеми участниками проекта его ведущих ориентиров (повышение качества образования, создание единого образовательного пространства Российской Федерации и усиление государственных гарантий доступного образования);
  • ясное понимание участниками проекта высокой степени ответственности в части предполагаемых изменений региональных моделей управления образованием;
  • достаточная проработанность нормативно-правовой базы и необходимых инструктивно-методических материалов проекта;
  • стремление объективно оценить возможные риски проекта и описать стратегии управления рисками;
  • достаточное внимание вопросам увеличения охвата образовательных организаций сетевым обучением в целях создания единого образовательного пространства.

Тем не менее, отметила Н. Шадрина, существуют и проблемные места представленных НПА, на которые необходимо обратить внимание:

  • недостаточная проработанность экономического обоснования и финансовых механизмов реализации проектов;
  • недостаточное представление отдельными участниками качественных и количественных эффектов от реализации проекта, что свидетельствует о том, что возможные финансовые и управленческие результаты преобразований не детализированы;
  • недостаточно внимания уделено вопросам медиа-поддержки проекта (не сформировано проектное представление, каким образом планируется осуществлять профилактику напряжений общественных групп и управлять медиа-сопровождением реализации проекта в муниципальных образованиях).

Существует множество баз данных о состоянии региональных систем образования, в том числе статистика Росстат, открытые данные Министерства образования, портал Казначейства bus.gov.ru, Единая межведомственная информационно-статистическая система, региональные отделы статистики, региональные отделы оценки качества образования и прочие базы, агрегирующие данные с уровня школ, муниципалитетов, регионов.

При этом существующие базы статистических данных имеют ряд ограничений и проблемных областей:

  • Во многих системах представлены неактуальные сведения
  • Присутствует расхождение данных в разных официальных статистических источниках
  • Статистика зачастую не отражает реальное положение вещей
  • Есть случаи предоставления некорректных данных
  • В части систем нет возможности выгрузить обобщенные данные
  • Закрытость региональных систем образования в вопросе оценки качества
  • Отсутствие стандарта предоставления данных региональных систем
  • В статистическом подходе по умолчанию не учитываются общественные представления, ожидания и настроения

Эксперт представила 5 блоков разработанного в рамках реализации проекта информационного аналитического инструментария:

  1. Управление (ликвидация второй/третьей смены; демографический прогноз численности учащихся; развитие программ с использованием сетевой формы реализации);
  2. Финансы (доля внебюджетного финансирования; расходы на ФОТ);
  3. Экономика (состояние школьной инфраструктуры; заработная плата педагогов; основа СОТ);
  4. Кадры (система квалификационных категорий; возрастная структура педагогических работников);
  5. Качество образования (результаты независимой оценки знаний учащихся на разных ступенях образования – ЕГЭ, ОГЭ).

Говоря о результатах апробации информационного аналитического инструментария управления регионально-муниципальными системами образования, эксперт представила некоторые статистические данные по пилотным регионам. Так, по доле обучающихся, занимающихся во 2 смену, «лидирует» Кировская область, где таких школьников 18%, меньше всего их в Новгородской области – 3%.

Проблема необходимости капитального ремонта школьных зданий наиболее ярко выражена в Тверской области (17% зданий), Рязанской области (16%), Ставропольском крае (14%). Доля расходов на содержание имущества в среднем по 9 пилотным регионам составляет 2-4% в структуре расходов ОО. Доля коммунальных расходов составляет 4-13% (в среднем 8%) в структуре расходов ОО.

Показатель «Использование сетевой формы реализации программ по уровням образования» пока демонстрирует результаты менее 1% в Ставропольском крае, Рязанской, Самарской и Тверской областях, соответственно, это направление является точкой роста для проектов данных регионов.

Далее Наталья Шадрина рассказала о перспективах проекта - в следующем учебном году субъекты-участники будут представлять развитие региональных участников по следующим направлениям:

  • Разработка единой формулы расчета норматива на реализацию образовательной программы;
  • Введение формульного, прозрачного финансирования образовательных организаций;
  • Пересмотр подходов к аттестации и назначению руководителей образовательных организаций;
  • Обеспечение сетевых форм реализации образовательной программы;
  • Создание опорных школ.

Ольга Устюгова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100