Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Авторская школа «Эврика» – 2017»> Панельная дискуссия «Современные тенденции развития образования»

Панельная дискуссия «Современные тенденции развития образования»




28 октября 2017 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» – 2017» «Механизмы реализации образовательных результатов 2030 (комплексные проекты стабилизации образования)» состоялась панельная дискуссия «Современные тенденции развития образования».

Дискуссия началась с тезиса Александра Адамского, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» о том, что любые изменения, вносимые в систему, не является самоцелью, а являются способом реализации инновационных идей и тенденций, которые мы обнаруживаем. Важно увидеть и отрефлексировать, в чем эти тенденции, перспективы, какие задачи нужно решать инновационными способами и инновационным управлением.

Сегодня фиксируется:

  • эклективное понимание инноваций;
  • в инновационной практике нельзя спрогнозировать, что реализуется и что станет массовым.

При этом, нет задачи 100% диссеминации инновации, важна значимость прецедента, чем массовой практики.

Всегда ли инновационная практика становится нормой? Имманентное наличие будущей нормы в инновационной практике является ключевым показателем для поддержки данной практики.

Драйвером инновации, возможно и не напрямую, могут быть как и рефлексия авторов, так и технологии. Поддержка рефлексии авторов-инноваторов, возможно, главнее. Тем не менее, существуют процессы: демография, миграционные оттоки, технологии – на которые должна ответить система образования. Прозрачная нормативно-правовая база – адекватный ответ всем этим вызовам.

Экспертное определение тенденций развития образования должно дать возможность научиться институциональным изменениям на опережение. Но механизмов реализации опережающих институциональных изменений пока нет. Есть тенденции, которые мы признаем, которые являются существенно полезными. Тогда стоят задачи их институционально закрепить.

К примеру, если мы всерьез полагаем, что индивидуализация образования является ведущей тенденцией, то в чем это выражается нормативно и как это нормативно закреплено?

Все фиксируемые тенденции развития образования: индивидуальность, самостоятельность школы, открытость, мобильность, полилингвальность – сталкиваются со слабой способностью управленцев меняться и занимать другую роль, в связи с изменением задач.

Ключевой риск – оппортунизм к изменениям у управленцев, что является важнейшим условием демотивации педагогов.

Резюмируя, эксперт выделил несколько ключевых моментов:

  • экспертное выявление перспективных инновационных тенденций обязательно должно отражаться в изменениях в институциональном формате. Необходим перевод инноваций в институциональный план;
  • необходимо учитывать, каковы драйвейры инновации, хотя технологические драйверы более очевидны;
  • необходим прогноз способности к изменениям в системе образования, которую определяют изменение статуса и содержания дошкольного образования как ключевого фактора изменений.

В продолжение дискуссии, Татьяна Ковалева, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» определила проблемную точку – прямого перехода тенденции в норму нет. Нужно находить либо какую-либо педагогическую интерпретацию, педагогический механизм как «переходничок» для возможности институциональны шагов.

Можно выделить три тенденции:

  • развитие робототехники, изменения атласа профессий, одни массовые профессии исчезают, но появляются операционно-компьютерные массовые профессии. Педагогическая интерпретация может заключаться в необходимости развивать в массовой школе, к примеру, инженерные науки;
  • непрерывность образования проблематизирует рамку развития, потому что сегодня фиксируется проблема, что человек не может все время быть в развитии, то есть переживать стадии кризиса. Если мы растягиваем рамку развития, то человек всю свою жизнь будет заниматься только тем, что ему интересно. Педагогическая интерпретация будет заключаться в том, что в школу должны расширенно втягиваться «игра», «интерес».
  • тенденция индивидуализации ставит вопрос о вариативности. Сегодня «продвижка» в том, что если вы задаете вариативность, то убираете возможность опыта. Для выхода на индивидуальную образовательную программу нужен первичный опыт выбора без заданных вариантов.

Такие «переходнички» зададут институциональность инноваций.

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета начал выступление с определения варианта жизни нормы – образец, норма, образцы практики, которые, возможно, и искажают изначальный замысел.

Ситуация поиска правильного решения – чаще ошибаться, больше пробовать. В определении тенденций всегда присутствует вариантностный элемент. Элемент случайности присутствует в ситуации выделения трендов.

Путь к осознанности сам по себе является тенденцией. В образовании есть ситуации, когда мы лечим симптом и смотрим на внешние признаки. При этом, нужно фиксировать и влияние моды в образовании вследствие разного рода рекламы, медиавлияния, и здесь необходимо понимать, что из этого сущностно.

К примеру, цифровое образование – тренд, в который будут втянуты все.

Выделяются 3 массовых паттерна в образовании:

  • представление о содержании образование как причастие. Учебный материал – то, что дети должны изучить и образовательные результаты должны появиться автоматически. Данное представление об образовании основано на опыте церковно-приходской школы и перешло с предмета «Слово Божие»;
  • содержание образования, определяющееся как со-держание: совместное содержание, формируемое и учителем и учеником.
  • содержание образования как учебный материал. Производится отбор материала, который преобразуется в учебную задачу. Ценность робототехники не в том, что есть гаджеты, а в том, что это позволяет относиться к пространству культуры как к чему-то большому и отбирать из него нечто важное.

В продолжение дискуссии, Илья Новокрещенов, заместитель председателя ассоциации «Молодежная ассоциация руководителей образовательных организаций» отметил, что нужно изначально ответить на вопрос – где место инноваций? Нужно договариваться о стандартах качества работы. Понимая стандарт не как шаблон, а как минимально допустимую норму. Только при выполнении стандартов можно заниматься инновациями. Главное – единство, второстепенно – разномыслие. Разнообразие важно, но вторично, нужно изначально выполнять стандарт.

Важно понимать, школа – институт будет в будущем или нет? Вопрос не в том, стоит ли развиваться школе. Вопрос в том, насколько быстро она должна развиваться. Сегодня вызов к инновационности – способу познания мира через цифровые технологии, которые школа вообще не использует. Надо легализовать «цифру» в школе, учителям продумывать такие задачи, которые нельзя напрямую выгрузить из интернета.

Завершая дискуссию, Алексей Шаповалов, вице-президент по стратегического маркетингу АО «Издательство «Просвещение», отметил, что динамика изменений настолько велика, что готовиться к чему-либо бессмысленно. Технологии являются именно такими трендами, за которыми будет меняться образование. Технология первична по отношению ко всем остальным трендам.

Здесь есть варианты институционализации в образовании – либо принять эту тенденцию, либо ждать нормативного указания. Задача управленца – принимать или нет данную тенденцию.

Фиксируется позиция доминирования автоматических систем, если мы ее принимаем, то меняем не только систему нормативно, но и переворачиваем всю систему координат.

В заключение Александр Адамский подчеркнул основную идею – ни регионализация школ, ни один другой тренд – не являются самоцелью, а являются только способом повышения качества управления и образования.

Важные тренды:

  • доминирование автоматических систем и форматов,
  • паттерны поведения учителя и формат аттестационных процедур, как основа для изменения существующей системы.

Эржени БУДАЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100