Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Авторская школа «Эврика» – 2017»> Панельная дискуссия «Международные тенденции развития образования»

Панельная дискуссия «Международные тенденции развития образования»




27 октября 2017 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» – 2017» «Механизмы реализации образовательных результатов 2030 (комплексные проекты стабилизации образования)» состоялась панельная дискуссия «Международные тенденции развития образования».

В ходе панельной дискуссии представители органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций в сфере образования обсудили перспективы, тенденции и вызовы в сфере образования разных стран мира.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» открыл дискуссию постановкой общих международных тенденций в сфере образования. «Банально обсуждать, есть ли глобализация образования. Она уже есть» - заметил эксперт. На глобальном форуме образования в рамках форума «Город образования» обсуждались тенденции развития образования, общие для всех стран мира. Не сговариваясь, главы управлений образования стран обсуждали следующие единые тенденции:

  • Укрупнение школ вследствие удорожания образования;
  • Денационализация образования с одной стороны и опора на традиции – с другой;
  • Уходящее в прошлое монолингвальное образование. Имеется в виду не преподавание разных языков, а сам жизненный уклад на разных языках;
  • Прекращение восприятия цифровых технологий, как технического средства обучения. Мы переживаем период, когда дети, которые приходят в первый класс, компетентнее в сфере цифровых технологий, чем учителя. В связи с этим основной вопрос: Как институционализировать цифровые технологии в сфере образования? Из этой тенденции также следует переход неформального, сетевого образования в сферу основного.

Академический директор Института исследований развивающихся рынков СКОЛКОВО, Алексей Калинин, обозначил основную тенденцию в сфере взаимодействия бизнеса и систем образования: «Бизнес ищет своё место в гуманитарных трансформациях во всем мире». Здесь нет единого подхода, эта тенденция проявляется во многих различных моделях. И это касается не только образования, но всей гуманитарной сферы. «Компании перестают просто зарабатывать деньги, они становятся частью всеобщего процесса развития».

Недавно были приняты глобальные цели в сфере устойчивого развития. Они устанавливают обязательство стран и корпораций следовать целям устойчивого развития в своей деятельности. По свидетельству ООН, никаких государственных денег не хватит, чтобы решать задачи устойчивого развития, соответственно, такая деятельность должна вестись на всех уровнях бизнеса. На уровне транснациональных корпораций происходит активное внутреннее обсуждение и обмен лучшими практиками в сфере реализации целей устойчивого развития. Меняется ландшафт, самые крупные акторы меняют подходы к своей деятельности и задают глобальные тренды.

Основная задача бизнеса: окупаемость и получение прибыли. В этом смысле, сегодня перед глобальными компаниями стоит творческая задача: каким образом сделать гуманитарные проекты экономически выгодными? На сегодняшний день 80 млрд. долларов ежегодно вкладываются в образование во всем мире. При этом, 330 млрд. – это тот объём средств, который необходим на данном этапе ежегодно. Соответственно, 250 млрд. разницы – это возможность инвестиций со стороны бизнеса.

Почему компании вкладывают в образование? Здесь есть 4 основных причины:

  1. Образование – «bottom of the pyramid» – та основа, без которой невозможна продуктивная работа общественных институтов;
  2. Повышение имиджа бренда. Компании, ассоциирующие себя с вложениями в образование, получают лояльность населения;
  3. Кадровый потенциал – взращивание будущих кадров;
  4. Повышение общественной приемлемости продукции компании на рынке.

Александр Адамский отметил, что все эти тенденции свидетельствуют о том, что проблему развития образования без частных денег не решить. Компании по всему миру делают образование крупным направлением своих инвестиций. В связи с этим, уже сейчас на рынке труда необходимы специалисты по взаимодействию бизнеса и бюджетных образовательных структур с целью построения единого образовательного пространства.

Директор Центра изучения инноваций в образовании НИУ «ВШЭ», Диана Королева отметила, что тренды в образовании сейчас состоят из двух «слоёв»: инновации, которые спускаются сверху от представителей бизнеса и инновации в виде небольших инициатив, возникающих на местах.

По результатам проведенного мета-анализа, Институт образования ВШЭ выделил международные тенденции в сфере образования, которые подразделяются на пять больших блоков:

  • Взросление и размывание образования. Каналы получения образования размываются: образование это уже не только школа или образовательные курсы. Сейчас образование можно получать онлайн, по дороге на работу, в общественном транспорте;
  • Образование становится непрерывным. Оно происходит в течение всей жизни и не заканчивается в школе или вузе;
  • Неформальное образование становятся базовым образованием. Здесь также можно выделить новую роль университетов. Университеты «выходят в город», они становятся площадкой для появления новых идей, стартапов;
  • «Цифровизация» образования. Переход школ в «цифру» уже произошел, и дети, действительно, зачастую более подкованы в использовании информационных технологий;
  • Формирование новых навыков мышления: дизайн-мышление, креативное мышление, и так далее.

О мировых тенденциях в сфере образования с точки зрения Всемирного банка рассказал руководитель образовательных проектов Всемирного банка, Тигран Шмис. Всемирный банк выпустил доклад о тенденциях в сфере образования сразу после принятия глобальных целей устойчивого развития. Был объявлен кризис в образовании мира. Так, школы, которые принимают детей, не всегда занимаются обучением детей; дети не получают результатов в школе. Выяснилось также, что некоторые школьники в развивающихся странах не достигают функциональной грамотности. В этом смысле сегодня стоит глобальная задача в сфере образования: выстроить такие системы, которые бы позволили сделать школу эффективным институтом образования.

Целевые направления международной деятельности в сфере образования сегодня:

  • Необходимость эффективных инструментов измерения в образовании;
  • Помощь школам – организационная и финансовая;
  • Повышение эффективности систем образования посредством конструктивного диалога между образовательными институциями стран.

Особенности глобальных целей устойчивого развития в сфере образования:

  • «В целях устойчивого развития появился объём». Они стали нести содержание: под каждую цель есть множество задач с индикаторами. Соответственно, возникает вопрос о том, как определить правильные измерители. Этим, в частности, занимаются международные организации.
  • Появление дошкольного образования как цели устойчивого развития. В том числе есть глобальный запрос на измерение качества дошкольного образования.
  • Появление индикатора «обеспечение поддерживающей образовательной среды».
  • Появление «навыков 21 века» или социально-эмоциональных навыков. В том числе измерением таких навыков занимается Всемирный банк и ОЭСР.

Марк Калинин, начальник Управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества рассказал о деятельности в сфере образования зарубежом, а также о целях в сфере взаимодействия государственных и частных структур.

Россотрудничество – федеральное агентство, которое призвано, в частности, продвигать российское образование и русский язык зарубежом. Основная задача, которая стоит сегодня перед агентством: разработка механизмов повышения конкурентоспособности российских образовательных услуг на мировом рынке. В этом контексте наблюдается положительная динамика: если в середине 2000-х можно было уверенно говорить о том, что зарубежные образовательные технологии существенно превосходят российские, то сейчас ситуация полностью изменилась: российский опыт превосходит зарубежный по многим показателям, в частности, в сфере дошкольного и полилингвального образования. В России также огромное количество информационных платформ в сфере образования, и это тоже передовой опыт, который может быть транслирован зарубеж. Россотрудничество заинтересовано в продвижении российского образования в режиме государственно-частного партнёрства. Планируется также существенно увеличить количество иностранных студентов в России. Для этого необходимо создание конкурентоспособной инфраструктуры университетов в регионах, и это также является важной задачей на данный момент.

Со стороны Россотрудничества со своими тезисами по поводу глобальных тенденций в образовании выступил Вадим Чеха, руководитель Управления правового и кадрового обеспечения. Он выделил 2 основных направления задач в сфере международного развития образования:

С точки зрения образовательной организации как субъекта международного сотрудничества:

  • необходима разработка организационных форм взаимодействия образовательных организаций с иностранными партнерами;
  • необходима работа с кадрами, учитывающая современные требования к педагогу, обусловленные глобализацией (например, компетенции в работе с иностранными обучающимися);
  • поиск информации об образовании зарубежом, транслирование лучших практик в российский опыт;
  • коммуникационные формы: заключение договоров, организационные механизмы внедрения сетевых форм реализации образования. Необходима отработка этих механизмов, возможно, на уровне институтов дополнительного профессионального образования.

Необходима разработка институциональных форм инвестиций в образование и взаимодействия государства и бизнеса в сфере образования. В настоящий момент имеется нереализованная возможность частных инвестиций в российское образование, и первоочередная задача в этом смысле – разработка институциональных механизмов, например, формирование предложений в законодательство по расширению спектра организационно-правовых форм образовательных организаций.

В завершение дискуссии Александр Адамский отметил, что основная задача конференции в этом году – именно разработка институциональных механизмов обсуждаемых инноваций. Необходимо переходить от обсуждения и отношения к этим сферам к формированию реальной основы для их внедрения.

Анатолий РАМОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100