Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Авторская школа «Эврика» – 2017»> Панельная дискуссия «Механизмы реализации образовательных результатов 2030»

Панельная дискуссия «Механизмы реализации образовательных результатов 2030 (комплексные проекты стабилизации образования)»




27 октября 2017 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» – 2017» «Механизмы реализации образовательных результатов 2030 (комплексные проекты стабилизации образования)» состоялась панельная дискуссия «Механизмы реализации образовательных результатов 2030 (комплексные проекты стабилизации образования)».

Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» в начале дискуссии озвучил тезис о том, что дестабилизация или деинституционализация системы образования, несовершенность системы приводит к невыполнению поставленных задач.

Единица системы образования – школа, и важно проанализировать эффективность сигналов, которые падают на эту единицу. В первую очередь – федеральные инициативы. Регионы распределяют средства из федерального центра, «слабоокрашенных», и поэтому часть средств распределяется на определенные потребности на уровне региона и муниципалитетов.

Анализ действующих финансовых механизмов в образовании показывает, что институт нормативного финансирования не работает и носит формальный характер. Отсутствует прямое финансирование школы для реализации ООП, реализации задач и целей по достижению качественного и доступного образования. Одновременно с этим существует запутанная система правил, которая представляет огромные риски для школы.

Необходима стабилизация системы образования перед тем, как загрузить на нее новые инновации задачи.

Стабилизация должна выражаться в:

  • установлении прямых финансовых потоков до школы;
  • качественном кадровом обеспечении;
  • исчезновении наслоения отчетности и проверок, в первую очередь, за счет электронных мониторинговых систем.

Любовь Глебова, Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, говоря о стабилизации системы отметила, что нужно различать две категории существующих проблем: проблемы из-за того, что правила неправильно написаны или они неправильно реализуются. Вопрос может стоять не только об изменениях нормативной базы и структуры управления, но и о механизмах, которые существуют сейчас по обеспечению функционирования системы образования.

Говоря о передаче части полномочий по управлению школами на региональный уровень нужно понимать, какого рода проблемы будут решены данной мерой. В разрезе учреждений ресурс лежит либо в изменении практики, либо в разрезе кадрового обеспечения, но не имеет никакого отношения к передаче полномочий. К примеру, проблема избыточности отчетности, которая якобы определяется осуществлением контрольно-надзорных мероприятий не будет решена при передаче школ на региональный уровень.

Алдар Дамдинов, депутат Государственной Думы Российской Федерации в подтверждение основных тезисов дискуссии о необходимости качественного кадрового обеспечения системы образования, привел данные Рособрнадзора, согласно которым 24,7% учителей математики не справились с простейшими математическими примерами, 37% учителей русского языка не определили известный литературный текст по ключевым фразам. А повышение квалификации сегодня лежит в большей степени на муниципальном органе управления образованием. Также отмечены две опасности в реализации передачи части полномочий:

  • на уровне региона не везде есть условия для сохранения существующего уровня и развития школьной инфраструктуры, содержания зданий и оборудования, что сейчас обеспечивается муниципалитетами;
  • угроза переноса вопроса в политическую плоскость в связи с тем, что объем финансирования в большинстве идет из региональных бюджетов именно на систему образования.

Илья Новокрещенных, заместитель председателя ассоциации «Молодежная ассоциация руководителей образовательных организаций», раскрывая тезис об эффективности системы образования, заметил, что системой должны управлять формулы, а не эксклюзивные решения. Правила системы должны быть прозрачными и обязательными для исполнения всеми.

Эффективность системы напрямую зависит от прямых схем без посредников. Меньше посредников – больше эффективность.

Второй тезис в дискуссии обозначил три точки образовательной политики:

  • если правила не выполняются, то ищи причину в правилах. К примеру – практика по внедрению существующей системы оплаты труда педагогов;
  • если институциональные нормы не выполняются, то можно их «устрожать» или искать причины в них самих;
  • единое образовательное пространство – это единство в многообразии, а не в тотальности подчиненности единообразию. Но многообразие можно сохранить только при наличии общих правил.

Третий тезис – сметать муниципалитеты с «поляны» образовательной политики нельзя. Игрок «поляны» образовательной политики – он острее чувствует потребности граждан или держит руку на финансах?

При существующей сегодня ситуации, когда одни отвечают за реализацию ФГОС и содержание образования, а другие – за содержание зданий, территорий – и появляется синергия. Поэтому речь идет именно о передаче части полномочий, а не всего существующего их объема. Синергия муниципального и регионального уровней является более приемлемой и эффективной, при этом цифровое управление стирает проблему дальности управления.

Любовь Духанина, депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по образованию и науке подчеркнула, что передача части полномочий на региональный уровень – попытка найти способ более эффективного управления. Но любые апробации должны происходить планомерно, при сохранении такого же объема финансирования системы образования.

Вне зависимости от тех изменений, которые происходили и будут происходить в образовании, люди будут оценивать эффективность системы только по тем результатам, которые они получают. А не по источнику финансирования.

Организационные изменения точно не должны влиять на единство многообразия. Традиции российского образования таковы, что усреднение невозможно. При всех организационных изменениях нужно сохранять высокий уровень творчества в образовании. Муниципальный уровень всегда удерживает низовую планку развития территорий, и он очень важен.

Татьяна Синюгина, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, завершая дискуссию, отметила, что проблема повышения качества управления требует совместных, очень взвешенных решений и понимания того, каким образом система образования должна развиваться.

Татьяна Синюгина подчеркнула: «Все эти изменения мы ожидаем увидеть на уровне пилотных регионов. Наша главная цель – апробирование разных механизмов перевода учредительства, выбор наиболее эффективных. Возможность такой глубокой и всесторонней проработки каждого шага, позволит нам избежать ошибок и просчетов».

Нужен процесс совместного обсуждения тех моделей, которые были представлены по определенному графику. На основании данной работы, более серьезный подготовительный этап будет связан с работой на уровне регионов по оценке ситуации для готовности к переходу на следующий этап передачи полномочий.

Эржени БУДАЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100