Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Первый день




Сегодня, 12 сентября, начала свою работу стажировка для педагогов русских школ за рубежом «Лучшие практики реализации российских образовательных технологий в условиях полилингвальной среды» на базе Российского центра науки и культуры на Кипре, в г. Никосия. В ходе интересных и насыщенных лекций и дискуссий эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика» и участники стажировки делились опытом и обсуждали насущные вопросы применения инновационных методов и форм образования, развития мышления и творческих способностей у детей.

Стажировка началась с приветственного слова Алексея Попова, заместителя руководителя Российского центра науки и культуры на Кипре. Алексей поприветствовал участников и подчеркнул важность таких мероприятий на базе центра. Вопросы образования, полилингвальных методов обучения и взаимодействия с соотечественниками за рубежом являются ключевыми в деятельности РЦНК, и работа в этом направлении должна проводиться постоянно.

Евгений Крашенинников, доцент РГГУ, кандидат психологических наук, начал свою лекцию с постановки основной задачи стажировки: провести плотную работу с местными образовательными площадками для дальнейшей самостоятельной реализации эффективных практик российского образования в полилингвальной среде. Евгений подчеркнул, что этап «лабораторного» взаимодействия в форме семинаров и конференций должен быть сведен к минимуму, чтобы дать возможность местным образовательным площадкам отрабатывать технологии на практике.

Об универсальных понятиях

В сегодняшней глобальной ситуации перманентного изменения и развития, меняющихся представлений об образовательном процессе, о потребностях детей, проектирование образовательных программ исходя из текущей ситуации является неэффективным. Эффективное проектирование должно исходить из основной цели, а затем корректироваться в соответствии с новыми условиями. Именно поэтому необходимо определение и универсальное понимание таких понятий как мышление и творчество. Проектирование образовательных программ должно быть выстроено на ключевых универсальных понятиях и критериях.

О полилингвальности

Многоязычное воспитание в контексте межкультурных отношений сегодня актуально. Многие родители говорят о полилингвальном воспитании, но сперва необходимо определиться, зачем ребенку нужно изучение языка. Здесь есть 3 разных направления:

- Изучение языка нужно, поскольку язык пригодится в будущем. Однако язык осваивается при существующей необходимости. Например, когда ребенок или взрослый погружается в другую языковую среду, он быстро осваивает язык.

- Воспитательный, личностный смысл. Через язык происходит освоение ребенком культуры. Но здесь принципиальный вопрос в различии культур и в том, носителем какой культуры в итоге должен стать ребенок?

- Изучение языка для развития. Изучение языка способствует развитию когнитивных и психологических способностей. Для иллюстрации: если мы осваиваем математику, значит, мы развиваем навыки анализа, и эти навыки, в свою очередь, могут быть применены в любой сфере. Так, образовательный процесс должен быть направлен на развитие способностей, которые могут быть применены в смежных областях.

О мышлении

Дальнейшая лекция Евгения Крашенинникова и обсуждение выстроились вокруг тем «Мышление». Что такое мышление? По каким критериям человека можно назвать «умным»? Как развивается мышление у детей и взрослых? На эти вопросы участники пытались найти ответ в ходе лекции.

Участники попытались определить, на основании каких критериев можно заявлять, что у человека высоко развито мышление. Для этого участники предложили свои варианты – великих деятелей истории, которые по общим представлениям считаются «умными». Чтобы ответить на вопрос «Является ли человек умным?» нужно ответить на вопрос: «Что умного он СДЕЛАЛ?». Участники пришли к выводу, что общие представления о мыслительных способностях людей расходятся с действительностью. Можно ли заявлять, что великий ученый является «умным»? Можно ли сказать то же самое о великом художнике или спортсмене? Ведь если мы говорим, что мышление не имеет отношения к искусству или спорту, имеем ли мы право заниматься обучением и развитием дошкольников?

В действительности мышление определяется как решение задачи. При этом, эту задачу действительно необходимо решить в данный момент, и решение должно быть правильным. Процесс мышления происходит, когда ответа на задачу нет, и человек не знает, как решить эту задачу в данный момент. Воспроизведение по памяти принципиально отличается от этого процесса. Также не является мышлением и переживание – когда самого процесса мышления не происходит, а есть только внешние проявления мыслительного процесса (суета, переживание, и т.д.).

Об эгоцентризме

В конце лекции Евгений Крашенинников рассказал об особенностях видения мира в дошкольном возрасте по теории Жана Пиаже. Так, в дошкольном возрасте ребенок эгоцентричен, то есть, во-первых, убежден в том, что все вокруг видят мир так же, как и он, во-вторых, воспринимает объект или событие через одно единственное свойство (например, «если он меня ударил, значит, он враг»). Для закрепления понимания участники выполнили упражнение на децентрацию, в рамках которого им было предложено взглянуть на ряд предметов со стороны и отобразить их правильный порядок и вид.

О театре

Программа «Театр» была представлена экспертом Института проблем образовательной политики «Эврика», режиссером и педагогом высшей категории Евгением Крайзелем.

Деятельность в направлении «Театр» и различные упражнения обладают очень богатым и глубоким содержанием, которое позволяет раскрывать и развивать различные навыки и способности детей. Театр идеально вписывается в концепцию обучения через игру, эмоциональное и творческое развитие ребенка. Евгений отметил, что реализация театральных программ не нацелена на выращивание из детей актеров. Театр предоставляет основу, необходимую для развития коммуникативных навыков, творческих способностей. При реализации программы необходимо понимать и удерживать эти цели.

Стажеры поучаствовали во множестве упражнений, позволяющих освоить инструменты и методы работы с детьми в данном направлении, участвовали в рефлексии, обсуждали практическое применение методов. Так, стажеры попробовали себя в разных ролях в ходе упражнений на чувство пространства, способность вжиться в роль, поведение актера на сцене, получили возможность попробовать себя в разных ролях.

В ходе первого дня стажировки участники получили ценные знания и опыт, необходимые для дальнейшей самостоятельной реализации образовательных программ в местных детских садах. Следующие два дня будут посвящены знакомству с образовательной средой детских садов Никосии и обмену опытом реализации российских образовательных технологий на местах. С нетерпением ждем новых интересных задач, открытий и, конечно, знакомств!

Анатолий Рамонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100