Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация импульс-группы 2 

Мини-конференции




29 апреля 2017 года в рамках конференции «Эврика-Авангард – 2017» прошли обсуждения представлений об образовательных результатах 2030.

Роман Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», модератор обсуждения, сформулировал следующее техническое задание каждой дискуссионной площадке (мини-конференции): задать каждому координатору конференции вопросы, которые помогут более детальному пониманию образовательных результатов, востребованных в 2030 году; разбить предложенные участниками конференций результаты на составляющие части.

Обсуждение проходило в формате четырех параллельных дискуссий, после чего состоялось представление результатов каждой дискуссии и совместное составление проекта общей матрицы образовательных результатов – 2030.

Предложение конференции образовательных организаций, реализующих сетевые стандарты «Школы Росатома»: в дополнение к делению результатов, заложенному во ФГОС (на предметные – метапредметные – личностные), зафиксировать кластеры результатов:

Опыт(то, что важно фиксировать, но не оценивается) – опыт синтезирования знаний (умений и навыков) и опыт их применения в практической личностно значимой и (или) социально значимой деятельности. Это опыт:

– разнообразной игровой деятельности;

– собственной учебной деятельности;

– организации и участия в коллективно-распределенной деятельности;

– разнообразных проб деятельности и самоопределения;

– деятельности по собственному замыслу;

– ответственного выбора;

– проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута;

– синтезирования нового знания;

– реализации проекта, исследования, эксперимента;

– предпрофессиональных и профессиональных проб;

– принятия решения в ситуации высокой степени неопределенности;

– определения для себя приоритетов деятельности;

– установления договоренностей с партнерами для реализации деятельности;

– оценки результатов деятельности (прежде всего собственной);

– активной и продуктивной коммуникации на 2-3 языках;

– проектирования нормы, действования в системе норм, выхода на границу нормы.

Фоновые ЗУН (то, что возникает внутри опыта ребенка):

– владение «ядерными» понятиями в различных областях знания;

– синтезирование нового знания на основе имеющихся;

– Умение продуктивно коммуницировать на 2– 3 языках;

– умения создавать и читать (смысловое чтение) связанные тексты;

Ценностные установки(не то же самое, что личностные результаты!):

– позитивное (конструктивное) отношение к себе, к окружающим и окружающему миру;

– право на избирательность в общении;

– неприкосновенность частной собственности и частной жизни;

– незыблемость личного пространства другого человека;

– баланс коллективного и личного (индивидуального);

– правовое самосознание;

– неизменность прошлого и трансформируемость настоящего и неопределенность будущего;

– родина, род, родня, семья, друзья, сообщества;

– жизни, жизненного времени и т.д.;

Основанием для выделения данных кластеров становятся технологии (высокий темп развития и смены технологий требует как от потребителей технологий, так и от их производителей умения постоянно синтезировать знания) и экономика (фактически сегодня мы фиксируем мировую конкуренцию национальных экономик в сфере разрабатываемых и внедряемых технологий).

Центральные результаты дошкольного образования:

– развитое воображение;

– способность ребенка жить в поле норм и правил, способность к нормотворчеству;

– коммуникативные способности как навигатор в мире неопределенности;

– способность к самостоятельному выбору;

– инициатива и самостоятельность.

Основаниями для выделения таких результатов являются вызовы: нарастание многообразия и неопределенности, бурное нарастание информационных потоков, развитие технологий и науки.

Механизмы: обеспечение получения детьми собственного опыта ребенка и развитие игровой деятельности. Институциональные механизмы: разработка нормативных актов (легализация игровой деятельности через должностные обязанности и т.д., включение категории «Опыт» в результаты дошкольного образования).

Конференция предлагает следующие механизмы, которые смогут обеспечить появление данных результатов:

Институциональные механизмы:

– Подзаконные акты: необходимо закрепить принцип самостоятельности школ;

– ФГОС дошкольного образования: необходимо обеспечить увязку целевых ориентиров и содержательных областей в контексте развития и поддержки игровой деятельности дошкольника;

– ФГОС уровней общего образования: необходимо рамочно описать уровневые требования к предметным результатам; более компактно классифицировать описание метапредметных результатов и явным образом показать их преемственность между уровнями общего образования;

– Сетевые стандарты: необходимо легализовать механизм реализации сетевых стандартов, не нарушающих требования ФГОС уровней общего образования (тогда можно обойтись и одной примерной ООП на уровень общего образования).

Кадровые механизмы:

– Школа: обеспечение возможности работы с детьми в школах специалистов, не имеющих педагогического образования, но способных обеспечить насыщение «клубного» пространства подростковой школы и пространства предпрофессионального и профессионального самоопределения старшеклассников;

– Дошкольное образование: массовая переподготовка педагогов технологиям поддержки и развития игровой деятельности дошкольников; формирование программ подготовки бакалавров – воспитателей детских садов, владеющих современными технологиями развития способностей дошкольников.

Предложения конференции «Учитель для России»: к основным образовательным результатам относятся компетенции (когнитивные навыки):

– навык внимательного чтения (анализ текста);

– навык работы и презентации ее результатов;

– навык исследовательской деятельности;

– анализ и синтез;

– навык организации публичных выступлений и участия в роли слушателя;

– навык грамотного письма;

– навык работы с источниками.

К школьным результатам относятся предметные, метапредметные, личностные. В рамках обсуждения группа попыталась сформулировать возможные конкретизации данных навыков в системе отношений «Человек-Человек» (участие в театральной постановке, …), «Человек-Техника» (разработка программного обеспечения…), «Человек-Природа» (участие в посадке огорода…), «Человек-Символ» (научился играть на скрипке, участие в конкурсе сочинений…). Данные «проявления навыков» можно фиксировать в портфолио обучающегося (инструменте фиксации приобретенного опыта).

Но для того, чтобы эти компетенции у детей возникли и развивались, необходимо создать условия для их появления. Поэтому основная задача учителя – сделать обучение собственной повесткой учащихся, найти каждому собственную зону успеха и возможность самовыражения. У детей должна быть возможность совершать ошибки, инициатива и любознательность должны поощряться, 50% школьной жизни должно проходить в совместной работе.

Необходимое условие – новые роли учителей (наставники, эксперты, фасилитаторы, коучи). Высшая цель – персонализированное обучение, индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка.

Представления о результатах образования – 2030 конференции издательства «Просвещение» связаны с:

– развитием человеческого капитала как основа благосостояния страны;

– гибким и индивидуальным подходом к каждому ребенку;

– переходом от hardskills («прикладных» навыков) к soft skills (социальным навыкам) – выпускник школы должен быть способен адаптироваться под стремительно меняющиеся условия, «уметь учиться»;

– духовные ценности (неформальные подходы, акцент на личностный контекст);

– эмоциональной безопасностью детей, особенно в дошкольном обществе;

– обучением и просвещением не только детей, но и родителей.

Основной результат образования 2030 – ребенок к концу 9-го и 11-го классов точно знает, кем он хочет стать. При этом у этого выпускника – другой уровень самостоятельности, он понимает, что он может самостоятельно двигаться по жизни, менять свои профессиональные траектории.

Механизмы:

– интернет – пространство неизвестного, по взаимодействию с которым нужно проводить отдельные занятия;

– Пересмотр роли института семьи и задачи по её интеграции в образовательный процесс;

– Воспитание как общая задача школы, семьи и общества;

– Профориентация как системная задача, с возможностью адаптации под интересы и личность конкретного ученика;

– Учебная литература с учетом адаптации к современным условиям («навигаторы»), вспомогательные цифровые ресурсы.

Школа 2030 – это ребенок, который, может быть, чего-то и не знает, но знает, где он может это узнать. Результаты школы 2030 формируются сейчас! Школа 2030 – это семья 2030 плюс общество 2030.

Представления участников Ленского образовательного форума об образовательных результатах – 2030: эти результаты могут лежать только в области компетенций, потому что надпредметные (межпредметные, метапредметные) результаты могут быть связаны с возможными запросами работодателей и определяться качественными характеристиками среды, неопределенность которой будет возрастать (причем с явными признаками ускорения). Важнейшее условие становления личности – формирование рефлексивной способности.

Механизмы:

Образование и аттестация могут происходить через образовательные программы, использующие методики игровых миров (освоение модуля как условие перехода на новый уровень) и образовательные программы, результатами которых становятся реальные изменения в окружающем мире («Мир своими руками» – через DIY– и Indie-лаборатории). Если речь идет о личностных результатах, то это могут быть игры, формирующие ценности личности.

Следовательно, «Учебник» должен стать «живым» – с постоянно обновляющимся содержанием…

Образ Школы будущего как ориентир на образовательные результаты – 2030 можно увидеть только через консолидацию разных институтов и развитие новых типов отношений.

Образование в Школе-2030 – это самодетерминация личности, возможная только в со-бытии всех участников образовательного пространства.

Мотивирующая предметно-пространственная среда может организовываться как совокупность разнообразных социокультурных (в т.ч. игровых) пространств, как многообразие «школ».

Ключевое слово организации образовательной деятельности – МУЛЬТИ– или ПОЛИ– (мультивозрастные учебные группы, полингвальное образование, организация сетевых образовательных модулей по разным способам деятельности и т.п.).

Региональные, муниципальные образовательные системы управляются через системные интеграторы, которые условно могут быть названы как «Education GPS».

Один из самых сложных вопросов: как облечь в нормативы тезис о том, что человек сам – институт образования, как финансировать индивидуальное образование?

Ольга Устюгова


Участникам мини-конференций «Сабуровские чтения», конференция Л.Г. Петерсон и Монтессори было предложено обсудить ряд вопросов.

1. Школа как институт будет ли являться по-прежнему ведущей формой обучения? Если нет, то почему?

Современные семьи выбирают разные стратегии в образовании. Для кого-то школа остается главным институтом, кто-то делает акцент на дополнительном образовании. Уже сегодня есть разные виды школ. Общее мнение таково, что предлагаемые форматы будут разнообразны и равноправны.

В то же время фиксируется конфликт между наличием разнообразных форматов образования и неготовностью современной массовой школы к их вариативности, неприятие ею необходимости реализации многообразных запросов, предъявляемых к результату образования. Если массовая школа сохраниться в том виде как есть, то все большее количество детей и родителей станут искать другие форматы.

Школа 2030 – пространство диалога педагогов и родителей по поводу результатов образования и вариативности программ и систем образования. Проблема в отсутствии компетентности ведения диалога. Пока стороны видят друг в друге скорее соперников, чем союзников.

Общность понимания образовательных результатов важно достичь не только внутри педагогического сообщества, но и внутри сообщества дети – родители. Нужны инструменты перевода. Существует конфликт между нежеланием педагогического сообщества допускать родителей в процесс обучения и желанием педагогов донести свое представление о результате образования. Тот же конфликт существует между детьми и родителями: родители навязывают свое видение результата, не желая в полной мере включиться в его достижение. Возможный выход – совместные родительско-учительские университеты.

Ключевая задача – формирование общей терминологии. Функция учителя – помощник и организатор процесса самоизменения ребенка, когда достигаемый результат не случаен, а прогнозируем.

2. Внутренняя среда школы: насколько она закрыта или открыта? Насколько она является повторением внешней среды? Должна ли она быть специально создана или открыта внешним воздействиям?

Ни один способ трансляции культуры не может не подкрепляться условиями для этой трансляции. В этом смысле образовательной средой для ребенка являются и семья, и школа. Но в отличие от семьи школа может содержать в себе несколько форматов условий, становясь пространством проб. Так ли важно для школы точное повторение внешних условий? Педагог применяет принципы внешней среды в образовательной деятельности, и эти принципы работают на развитие ребенка. Для достижения единства те же принципы должны работать и в семье.

3. Мы привыкли к тому, что для каждого уникального формата школы создается своя уникальная экосистема. Должен ли такой подход сохраниться к 2030 году? Какой должна быть образовательная среда школы?

Предмет обсуждения – возможно ли достичь какого-либо общего знаменателя для того, чтобы создать возможность перехода ребенка от одного формата образования к другому в целях развития? Можно ли достичь единого понимания в средовом оформлении?

В ходе дискуссии участники пришли к мнению, что важно идти за ребенком, даже если его желания сиюминутны. В этом смысле консолидация форматов для целей развития ребенка позволит достичь больших результатов, чем разобщенность. Конфликт в том, должна ли иметь место отсрочка выбора для обеспечения равенства возможностей, или более значимо равенство возможностей в том, чтобы сделать выбор здесь и сейчас сообразно актуальным целям развития ребенка. Инвариантным может быть общепринятый минимум содержания при разнообразии условий для саморазвития.

Школа как институт продолжает к 2030 году играть роль важного института, помогающего ребенку в формировании его личности, способности противостоять вызовам, гибко реагировать на имеющуюся ситуацию. Школа утрачивает функцию помещения в ребенка определенного количества знаний с заданным механизмом их оценки. Она становится концентратором ресурсов, который позволяет ребенку выбирать эти ресурсы самостоятельно, подталкивает к необходимости умения делать выбор. Предмет обсуждения -способность школы воспринимать разные способы достижения результатов, основанных на общих целях.

4. Общее и дополнительное образование – две разных составляющих одной программы или две разных программы?

Школа это пространство проб детей, пространство проб родителей. Однако в современных условиях пространство проб сильно смещено в сферу дополнительного образования. Дополнительное образование играет роль специально созданной, обучающей модели внешней среды. Общее образование содержит в себе формальные рамки общего минимума. Однако, по мнению ряда участников, имеет место целостность образования, интеграция программ, которая определяется представлениями о результате. И тогда дискуссия лежит не в поле разделения или интеграции программ, а в том, чтобы эти программы, реализуемые школой, стали пространством для самоорганизации ребенка, пространством его развития.

Важно понять, а какая программа для ребенка как субъекта образования является основной: общеобразовательная или дополнительная? В этом смысле обсуждение в ключе какая программа приоритетнее или результативнее становится обсуждением достижения новой модели образования устаревшими методами.

5. Должны ли быть образовательные результаты одинаковыми для всех, или их нужно расшивать на разные группы детей?

Государственный стандарт задает инвариант. Образовательная организация дополняет минимум исходя из реализуемых образовательных программ. Но тогда какие образовательные результаты не должны быть инвариантными? По мнению участников конференции по образовательной системе Монтессори – глубина достижения результата. К инварианту могут быть отнесены предметные и метапредметные результаты. Для участников конференции по образовательной системе Петерсон вариативность – в системах оценки, в возможностях достижения разноуровневых результатов в разных предметных областях в зависимости от целей развития. Инвариант призван обеспечить возможность для построения платформы роста ребенка как личности.

Общие выводы по итогам обсуждения:

В каждом затруднении есть возможность. Не все возможности осознаваемы, но право выбора целей и способов их достижения должно быть предоставлено каждому. Задача учителя – восприятие возможностей и готовность предоставить эти возможности ребенку.

Вариативность результатов предполагает вариативность средств их достижения: широкий спектр программ, учебников. Необходимо развивать сетевые формы программ, возможно, интегрировать общеобразовательные и дополнительные программы для достижения целей развития.

Нужна ли школа с возможностями выбора всем? И родителям, и учителям, и детям? Единого мнения нет, но наличие возможности выбора такой школы должно быть. Задача сетевого сообщества - продвижение инноваций в массовую школу. Педагог – помощник и организатор процесса образования. Для этого должно измениться его мировоззрение, важно пройти путь самоизменения педагога как субъекта и объекта образования.

Задача дискуссии – формирование субъектной позиции. Риск в том, что в педагогическом сообществе сохраняется тенденция к объектности, когда с большей готовностью воспринимаются шаблоны решений. Ситуация вариативности предполагает отсутствие всяких шаблонов. И тогда каждый участник образовательного процесса становится субъектом образовательной деятельности, находящимся в ситуации свободного выбора. Становится важным согласование представлений субъектов.

Наталья Цырендашиева

«GrapeSEEDEnglish»

На мини-конференции Рик Норман подчеркнул важность раннего изучение английского языка, сделав акцент на том, что для детей важно не столько разговаривать, но и думать на не родном языке… В связи с тем, что проблема билингвального образования нуждается в дополнительном разрешении, участники подтвердили необходимость повышения квалификации педагогов, проведения международной конференции по преподаванию языка в государственных образовательных организациях, организации летних лагерей по изучению языка.

«Альтернативное образовании России 2017»

Основным вопросом конференции «Альтернативное образовании России 2017» – стал поиск ответа на вопрос «Школа 2030-какая она?». В конференции приняли участие: основатель Ассоциации развития семейного обучения Алексей Семенычев, директор школы НОС Виктор Цатрян, представитель Центра детской культуры, Академии Тимей Ольга Цой, представители школы ГБОУ лицей № 1561 и директор Дмитрий Модель, заместитель директора по УВР Ольга Казакова, директор семейного клуба "Казуар класс" Иван Поветкин, представитель объединения родителей семейных школ Светлана Морзеева.

Итогом конференции стал поиск возможного ответа на непростой вопрос: какой же будет школа 2030. Две микро-группы попытались сформулировать свой ответ на современные вызовы к системе образования:

Было предложено (в первой микрогруппе), два возможных варианта ответа: принятие в качестве ключевого слова школы 2030 – «делаем вместе». Имеется ввиду некое пространство, которое надо архитектурно выстраивать, делая школу не только для детей, но и для взрослых.

Во второй группе обсуждался вопрос прозрачности выбора образовательной траектории ребенка для родителей. И здесь существует разрыв: запросы могут быть прямо противоположны, и непонятно, на какой из них ориентироваться – либо на традиционный «дайте нам знаний», либо на опережающий – сделайте так, чтобы ребенок после окончания школы смог сделать самостоятельный выбор…

Однозначного ответа на эти вопросы нет… Невозможно удовлетворить и один, и другой запрос. Это – профессионализм педагога, в одно и то же время, в одном и том же пространстве сделать так, чтобы все запросы родителей были удовлетворены.

Конференция «Московская школа 2025»

Следуя логике Ильи Владимировича (см. итоговую презентацию), на мини-конференции на потенциальные результаты школьного обучения влияют следующие факторы (которые не всегда учитываются в школьном образовании): зона ближайшего развития ребенка; создаваемая педагогом ситуация неопределенности, создание субъектных взаимоотношений, технологический уклад, доминирующий в школе (сопровождение психолого-педагогического процесса посредством Интернет-технологий).

Безусловно, это невозможно без изменения подготовки педагогов, без изменения системы руководства, без «векторов результативности».

В этом смысле особенно важным становится (см. итоговую презентацию) овладение понятийным (в логике В.В. Давыдова – теоретическим мышлением), умение управлять своими ресурсами (знать из возможности и ограничение), уметь управлять собственными «дефицитами и рисками», владеть различными языками (не только иностранными, но и профессиональными)…

В связи с этим уже сейчас можно, при действующем законодательстве поменять: действующие нормы ТК РФ, нормы СанПиН, систему подготовки педагогических кадров, пространства образовательной среды, интерактивного образовательного контента, некомпетентности педагогов, установки родителей на традиционное обучение.

«Конференция по развитию среднего профессионального образования»

Итогом работы мини конференции стало определение возможностей, для обучающегося: возможность в реальном времени оценить свою востребованность на рынке труда; для работодателей – возможность быстро набирать специалистов нужной квалификации, при минимальных временных затратах переобучать работников; для региона – кадровая обеспеченность перспективных направлений регионального развития, возможность управления изменением структуры кадрового обеспечения; социальная стабильность.

Для обеспечения данных возможностей были предложены следующие механизмы их реализации: разработка современных практик, профессиональной ориентации, направленной на формирование молодым человеком профессиональных траекторий на основе представления о динамическом развитии региональной экономики.

При этом важна позиция региона, который должен стать субъектом организации опережающей подготовки кадров под задачи развития региональной экономики.

Было предложено разработать систему измерения эффективности колледжей, позволяющую оценить деятельность работы колледжа в контексте задач экономики в целом, муниципалитета, региона, РФ.

К сожалению, следующий вопрос не зависит от системы образования – разработка цифровой платформы для размещения заказа на подготовку и переподготовку специалистов различных профилей. Но если система образования старается отвечать на современные вызовы, то без подобного ресурса по реанимированию среднего профессионального образования будет выстроена в другом направлении, то какие бы меры не были предприняты, они окажутся не эффективными.

Элла Алибекова, Елена Броиловская


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100