Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация. Тьюторская конференция 
Презентация. Современные проектно-исследовательские технологии формального и неформального образования 

Тьюторская конференция

Global Education Leaders Partnership

Симпозиум «Образование и социальная дифференциация» (ВШЭ)

Современные проектно-исследовательские технологии формального и неформального образования

Модератор: Чередилина Мария Юрьевна




Тьюторская конференция

Елена Суханова начала доклад с определения позиции тьюторства. Тьюторская ассоциация - это корпорация, которая пытается сформировать профессиональный стандарт тьютора и содержание тьюторской деятельности.

Для тьюторов важно соединение человека с его реальной и будущей жизнью. Его движение в образовании - это задача тьюторства. Человек должен осознавать свои личные качества и результаты. "Тьютор работает с настоящим человеком (не с будущим), и мы против формирования у него результатов на всякий случай", - уточнила Елена Суханова. Есть ли какое-то различие в понимании образовательных результатов у разных целевых групп: родители, учителя-предметники, тьютор и пр.?

Говоря о результатах индивидуализации образования, эксперт отметила связку индивидуализации образования с условиями, которые для этого были созданы: среда, сопровождение, организационно-управленческие условия.

Анализ требований к образовательным результатам во ФГОС дошкольного и общего образования говорит о том, что тьютор работает с метапредметными результатами, но Тьюторская ассоциация считает структурирование результатов на личностные, метапредметные и предметные неверным. Поэтому были зафиксированы две группы результатов: результаты индивидуализации образования и результаты особые и была поставлена цель - проблематизировать новую задачу для образования.

Международная конференция ВШЭ. Симпозиум "Образование и социальная дифференциация"

Андрей Захаров представил презентацию "Образование и социальное неравенство". По его мнению, сегодня есть несколько моментов, требующих внимания. Это необходимость высоких результатов для ребёнка и школы, высоких результатов обучающихся в целом, в международных мониторингах и пр. При этом упускается вопрос неравного социального контекста деятельности школ. Точки напряжения возникают, исходя из необходимости работать, ориентируясь на среднего ученика. Нельзя поднять результаты в среднем, нет "среднего" ученика, со "средним" полом, проживающего в "среднем" регионе России. Доступность образования не гарантирует равенства образовательных возможностей.

Что даст снижение неравенства образовательных возможностей? Люди с высоким уровнем образования более продуктивны социально, экономически. Важно говорить о множестве аспектов обеспечения равенства образовательных возможностей.

Вопросы: сохранится ли к 2030 году позиция, связанная с тем, что люди с высоким уровнем образования будут давать высокие показатели активности экономической и социальной?

Ответ: в России высок удельный вес людей, имеющих высшее образование. Исследования международные показывают, что количество людей с высшим образованием растёт, но это не говорит о повышении их профессиональной компетентности и не отражается на развитии экономики. Поэтому важно понимание отличия уровня образования от содержания образования.

Конференция "Современные проектно-исследовательские технологии формального и неформального образования"

Татьяна Крупа пояснила, что для начала ставится задача - понять, какие ещё образовательные результаты могут быть и как можно их измерить.

Она обозначила фантазии и тренды, которые удалось проследить:

  • В экономике, на примере компании "Боинг" - нет ни одного производства, который работает в одном месте. Современный тренд - made in world. Ни одна из стран мира не обладает правом на конечный продукт. Наукоемкость технологии заключается в том, чтобы собрать воедино всю эту сеть разных производств.
  • В развитии технологий. Простые операции заменяются роботами. Тренд - развитие искусственного интеллекта в разных сферах жизнедеятельности: медицина, юриспруденция (робот- юрист). Запрос от работодателей - решение сложных проблем, как целый комплекс предметных, метапредметных и личностных результатов. Наши исследования показывают, что здесь приоритетны метапредметные результаты. Поэтому необходимо научить действовать в ситуации неопределённости. Доминирование традиционных форм мало способствует формированию данных результатов.

Вопрос: как различаются межпредметные и метапредметные результаты?

Татьяна Крупа: межпредметные результаты - это компетенция, а метапредметные результаты - это компетенция компетенций.

Вопрос: если учитель не будет понимать все тенденциb, то будет сложно двигаться вперёд. Но что должен сделать средний учитель, чтобы попасть на тот рынок труда, который вы прогнозируете?

Ответ: учитель должен прослеживать динамику развития экономики и смотреть в ту строну, где формируются тренды развития.

Конференция развивающего обучения

Алексей Воронцов начал с обсуждения четырех тезисов.

Тезис первый: деление образовательных результатов по их структуре на личностные, метапредеметные, предметные результаты - это риск ухода от содержания.

Второй: пора уйти от портрета выпускника к личности ребёнка. Нужно делать разные образовательные результаты.

Третий: 2030 год - слишком маленький отрезок, не будет принципиальных изменений к этому времени. Необходимо понимать, какие результаты мы обеспечили по стратегии развития образования 2020. Что мешает получить все эти результаты в массовой школе?

И, наконец, важно понимать, что образовательные результаты необходимо технологизировать, задав операциональный характер их описания. Для этого нужно задать общую рамку. Что может быть такой рамкой? Какова структура результатов, если отойти от заданной структуры?

Необходимо развести образовательные результаты и результаты образования.

Есть угроза ухода в примитивизм, нужно возвращаться к психолого-педагогической науке.

Все, что делалось с финансированием, не связывалось с результатами, введение нормативно-подушевого финансирования не привело ни к индивидуализации образования, ни к формированию новых результатов.

Эржени Будаева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100