Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация. Развивающее обучение 
Презентация. Образовательные результаты Монтессори-педагогики 
Презентация. Образовательная система Л.Г.Петерсон 
Презентация. EdCrunch St Petersburg 2017  
Презентация. Сабуровские чтения 

«Сабуровские чтения»

Образовательная система Л.Г.Петерсон

EdCrunch St Petersburg 2017
Образовательные результаты монтессори-педагогики
Развивающее обучение

Модератор: Заир-Бек Сергей Измаилович




Конференция «Сабуровские чтения»

Основные идеи обсуждения – стратегические вопросы развития системы образования на всех уровнях образования и управления образованием. По мнению сообщества, в линейке результатов личностные результаты к 2030 году будут более значимыми, чем предметные. Личностный результат базируется на личном опыте человека. В то время как область предметных результатов зависима от изменения технологий, изменения экономических и политических приоритетов, происходят стремительно. Например, представляется, что с развитием технологий виртуальный способ действия постепенно начнет превалировать, как следствие – снижение доли сырьевых отраслей в экономике и увеличение доли непроизводственных областей. «Мы с большей вероятностью могли прогнозировать образовательные результаты будущего 13 лет назад, чем в настоящем прогнозировать предметные результаты на 13 лет вперед, - отметил Сергей Заир-Бек. В этом смысле прогнозировать личностные результаты значительно легче, а говоря о предметных результатах, мы понимаем всю сложность их прогнозирования в современных условиях. В условиях ситуации высокой неопределенности в числе значимых личностных результатов – моральная ответственность за планирование собственного развития, поскольку способы и методы достижения быстро меняющихся целей и задач также могут меняться.

Необходимые нормативные акты, определяющие стратегию развития образования в этом ключе созданы. Сейчас важно не столько наличие самих норм, а их исполнение. В этой связи, нужно отметить, что существующие институты образования сохраняют черты 20-летней давности, и новые институты создавать будем не мы, а скорее наши дети. Создание разнообразных институтов предполагает создание разных механизмов финансирования. Будут созданы различные системы финансирования, получит развитие система целевого финансирования, включающая такие механизмы как индивидуальные гранты поддержки отдельных нужд и усилий.

Многообразие результатов предполагает распределенную систему подготовки кадров. При этом показатели качества подготовки кадров будут формировать сами педагоги.

Говоря о соотношение частного и государственного образования, участники пришли к общему мнению, что желаемый тренд – паритетное соотношение. Но в силу современной ментальности родительского сообщества частный сектор пока не может конкурировать с государственным. Однако будут отдельные очаги (преимущественно в городах), где это соотношение будет достигнуто.

Конференция Петерсон

Цели и ценности образования, являющиеся достаточно общими, теми или иными способами обсуждаются на всех конференциях. Это доказывает, что стратегии образования и его результаты в новых ФГОС заданы верно, хотя и могут изменяться и совершенствоваться. Важно понимать, что необходимо изменить, чтобы достичь заявленных результатов. До 2030 кардинальных резких изменений во ФГОС не произойдет, они задают верный вектор, но должны меняться с учетом задачи достижения заявленных результатов. Необходимые условия перехода к новой системе есть, но будут ли они соблюдены?

Мы пользуемся достижениями ММПК (традиции Щедровицкого, Выготского) и считаем возможным использовать их для достижения целей развития. Делать первостепенными личностные результаты без закрепления умения учиться рискованно. Личностные результаты нельзя нарезать, человек приобретает их с опытом. В этом смысле образовательный процесс является базовым, поскольку предполагает саморазвитие. Поэтому первостепенными являются метапредметные результаты, в то время как предметные и личностные результаты – это своего рода производные.

Кроме того, предметные результаты мы умеем измерять, а для личностных пока критериев нет. И здесь значительная роль отводится педагогу. Мы берем методологические инструменты общей теории деятельности, конкретизируем их для образовательного процесса и адаптируем для разных ступеней образования. Общая схема: переход от знания о способе действия к собственно действию, предполагающий подготовку мышления, пробное действие, преодоление затруднения, применение.

Такая схема позволяет учителю получить инструмент достижения метапредметных результатов. Достигнув метапредметных результатов, переходим к достижению предметных знаний. Методологический инструмент – структура образовательной деятельности, направленная на мотивацию к обучению. Современная система направлена на демотивацию. Сохраниться ли такой институт школы? Вряд ли, поскольку родители желали бы иного подхода. Знания - основа для открытий ребенка, развития его личности.

Конференция Монтессори

Работа над результатами – та деятельность, которую строят детско-родительское и педагогическое сообщество вместе. Внутри сообщества Монтессори создана образовательная программа «Детский сад по системе Монтессори», в которой изложены основные представления о результатах образования. Приоритетным мы считаем становление человека, способного к положительной самореализации. Задача педагога - помочь ребенку создать внутри себя некий фундамент развития. И прежде всего через такие свойства личности, как самостоятельность и самодисциплина. Эти сквозные результаты в системе Монтессори являются одними из наиболее значимых. Умение учиться становится следствием развития свойств личности. Обоснованием важности личностных результатов является неопределенность ситуации. Личностные качества становятся точками опоры, которые позволяют существовать в мире любых сред. Поскольку свойства личности неотъемлемы, функция педагогики – помогающая, а не формирующая. Образовательная деятельность становится полем для развития предметных и метапредметных результатов, исходя из развития свойств личности.

Этот подход нашел отражение в основных документах, в том числе в ФГОС, однако необходимы механизмы его реализации.

Как отмечают участники всех конференций, ключевой вызов – согласование представлений о результатах разных форматов школ, для формирования общего понимания минимума достижения результатов. При этом минимальный общий знаменатель не означает одинаковость подходов к подготовке педагогов и механизмам оплаты их труда.

Образование – процесс, в который вовлечены не только дети и педагоги, но и родители. Важно понимать, как донести до родителей вариативность форматов образования и вариативность результатов. Как привлечь родителей к мотивированию ребенка?

Задача школы – помочь родителям, вовлечь их в процесс саморазвития ребенка. Вовлеченность родителей – одно из основных условий достижения результатов. Школа становится все более прозрачной, но родители входят в нее не как сотрудники, а как проверяющие. Говоря, что нужен строгий учитель, они стремятся переложить часть своей ответственности на учителей. Равное образование –это предоставление равных возможностей для развития в условиях равной ответственности. На современном этапе, согласно данным исследований, только 30% родителей принимают участие в образовании детей. Но работать необходимо с остальными 70%, поскольку именно они обеспечивают успех. Возможные методы вовлечения – школа социальной активности родителей, совместная разработка индивидуальной программы обучения ребенка, вовлечение родителей в процесс мониторинга результативности программы.

Родителей нужно научить вариативности. Возможности выбора образования разнообразны, и необходимо научить родителей выбирать то, что возможно необщепринято, но подходит для ребенка.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100