Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация "Школы Росатома" 
Презентация. Издательство "Просвещение" 
Презентация. Ленский образовательный форум 
Презентация. Учитель для России 

Образовательных организаций «Школы Росатома»

«Учитель для России»
Издательство «Просвещение»
Ленский образовательный форум

Модератор: Селюков Роман Викторович




29 апреля 2017 года в рамках конференции «Эврика-Авангард – 2017» прошли импульс-доклады координаторов конференции образовательных организаций, реализующих сетевые стандарты «Школы Росатома»; конференции «Учитель для России»; конференции издательства «Просвещение»; «Ленский образовательный форум».

Роман Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», координатор конференции образовательных организаций, реализующих сетевые стандарты «Школы Росатома», презентуя представления конференции об образовательных результатах 2030, предложил сначала зафиксировать некоторые основные проблемы, существующие сейчас в системе образования России.

Проблемы школьного образования:

  1. Предметные результаты артикулируются педагогами в только формате ЗУН по перечню учебных дисциплин.
  2. Описания метапредметных результатов не компактизированы для операционального использования педагогами.
  3. Личностные результаты не воспринимаются педагогами операционально.
  4. Реальность 2017: попытка обеспечения формирования образовательных результатов учащихся на каждом уровне образования без видения образовательных результатов на следующем уровне.
  5. Ключевая проблема: документально зафиксированное разделение образовательных результатов на три типа создаёт массовую иллюзию, что формируются эти результаты отдельно друг от друга.

Проблемы дошкольного образования:

  1. Реальность 2017: пять содержательных областей и целевые ориентиры не увязаны друг с другом;
  2. Готовность к школе как комплексный результат дошкольного образования не обсуждается совместно сообществами педагогов дошкольных образовательных организаций и педагогов школ;
  3. Необходимость развития игровой деятельности дошкольника не связана ни с содержательными областями, ни с целевыми ориентирами.

Предложение конференции: в дополнение к делению результатов, заложенному во ФГОС (на предметные – метапредметные – личностные), зафиксировать кластеры результатов.

Опыт (то, что важно фиксировать, но не оценивается) - опыт синтезирования знаний (умений и навыков) и опыт их применения в практической личностно значимой и (или) социально значимой деятельности. Это опыт разнообразной игровой деятельности; собственной учебной деятельности; организации и участия в коллективно-распределенной деятельности; разнообразных проб деятельности и самоопределения; деятельности по собственному замыслу; ответственного выбора; проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута; синтезирования нового знания;реализации проекта, исследования, эксперимента; предпрофессиональных и профессиональных проб; принятия решения в ситуации высокой степени неопределенности; определения для себя приоритетов деятельности; установления договоренностей с партнерами для реализации деятельности; оценки результатов деятельности (прежде всего собственной); активной и продуктивной коммуникации на 2-3 языках; проектирования нормы, действования в системе норм, выхода на границу нормы.

Фоновые ЗУН (то, что возникает внутри опыта ребенка): владение «ядерными» понятиями в различных областях знания; синтезирование нового знания на основе имеющихся; умение продуктивно коммуницировать на 2-3 языках; умения создавать и читать (смысловое чтение) связанные тексты.

Ценностные установки (не то же самое, что личностные результаты!): позитивное (конструктивное) отношение к себе, к окружающим и окружающему миру; право на избирательность в общении; неприкосновенность частной собственности и частной жизни; незыблемость личного пространства другого человека; баланс коллективного и личного (индивидуального); правовое самосознание; неизменность прошлого и трансформируемость настоящего и неопределенность будущего; родина, род, родня, семья, друзья, сообщества; жизни, жизненного времени и т.д.

Обоснованием для выделения данных кластеров становятся технологии (высокий темп развития и смены технологий требует как от потребителей технологий, так и от их производителей умения постоянно синтезировать знания) и экономика (фактически сегодня мы фиксируем мировую конкуренцию национальных экономик в сфере разрабатываемых и внедряемых технологий).

Конференция предлагает следующие механизмы, которые смогут обеспечить появление данных результатов.

Институциональные механизмы

    Подзаконные акты: необходимо закрепить принцип самостоятельности школ;

    ФГОС дошкольного образования: необходимо обеспечить увязку целевых ориентиров и содержательных областей в контексте развития и поддержки игровой деятельности дошкольника;

    ФГОС уровней общего образования: необходимо рамочно описать уровневые требования к предметным результатам; более компактно классифицировать описание метапредметных результатов и явным образом показать их преемственность между уровнями общего образования;

    Сетевые стандарты: необходимо легализовать механизм реализации сетевых стандартов, не нарушающих требования ФГОС уровней общего образования (тогда можно обойтись и одной примерной ООП на уровень общего образования).

Кадровые механизмы

Школа: обеспечение возможности работы с детьми в школах специалистов, не имеющих педагогического образования, но способных обеспечить насыщение «клубного» пространства подростковой школы и пространства предпрофессионального и профессионального самоопределения старшеклассников;

Дошкольное образование: массовая переподготовка педагогов технологиям поддержки и развития игровой деятельности дошкольников; формирование программ подготовки бакалавров – воспитателей детских садов, владеющих современными технологиями развития способностей дошкольников.

Федор Шеберстов, презентуя представления об образовательных результатах конференции «Учитель для России», начал свой доклад с рассказа о самом проекте «Учитель для России», направленном на то, чтобы перспективные выпускники педагогических вузов ехали работать учителями в российскую глубинку.

Что есть результаты образования? Это то, к чему приходит ребенок по окончании школы: возможности реализации собственных жизненных амбиций (способность поступить в конкретный вуз, востребованность его на рынке труда, а также тот полезный опыт, который получен им в ходе обучения)?

По мнению докладчика, к основным образовательным результатам относятся компетенции (Education is about shaping pupils destines), а их оценить невозможно. Но для того, чтобы эти компетенции у детей возникли и развивались, необходимо создать условия для их появления.

По мнению участников конференции «Учитель для России», результатами можно считать следующие когнитивные навыки по всем предметам:

    - навык внимательного чтения (анализ текста);

    - навык работы и презентации ее результатов;

    - навык исследовательской деятельности;

    - анализ и синтез;

    - навык организации публичных выступлений и участия в роли слушателя;

    - навык грамотного письма;

    - навык работы с источниками.

Сергей Яньков, описывая представления о результатах образования – 2030 конференции издательства «Просвещение», остановился на господстве цифровых инструментов, свойственном нашему времени. Докладчиком были выделены и другие проблемы современности, которые можно перевести в образовательные задачи:

    - мир меняется значительнее быстрее, чем традиционная школа;

    - скорость и направление изменений сложно предсказать;

    - соответствие образовательного результата будущему миру;

    - образовательный результат;

    - фокус на адаптивности к внешним изменениям.

Поэтому к приоритетам школы будущего, по мнению участников конференции издательства «Просвещение», относятся:

    - развитие человеческого капитала;

    - гибкий и индивидуальный подход;

    - переход от hard skills («прикладных» навыков) к soft skills (социальным навыкам).

Школа 2030 – это ребенок, который, может быть, чего-то и не знает, но знает, где он может это узнать.

Николай Бугаев, рассказывая о представлениях участников Ленского образовательного форума об образовательных результатах 2030, совершил краткий экскурс в историю форума.

С 2003 г. ежегодно в Якутии проводилась Региональная педагогическая ярмарка «Сельская школа & Образовательная марка», участниками которой были образовательные организации, молодежные, родительские, детские и другие общественные организации, профессиональные сообщества, учреждения культуры, органы территориального самоуправления в лице комитетов, центров, средства массовой информации, физические и юридические лица, заинтересованные в образовании.

В 2016 г. ярмарка трансформировалась в межрегиональный Ленский образовательный форум «Открытая школа: человек – институт образования».

Участники – образовательные организации, органы управления образования из 11 субъектов РФ; эксперты ЮНЕСКО из 6 стран. Цель форума - привлечение внимания широкой общественности к инновационным процессам в образовании, определение перспектив развития системы образования в глобальном обществе знаний, запуск новых общественных инициатив через обсуждение механизмов формирования открытого образования, расширение межрегионального и международного сотрудничества.

По мнению участников форума, Школа-2030 – это множество форм обучения. И результаты могут лежать только в области компетенций. Ибо надпредметные (межпредметные, метапредметные) результаты могут быть связаны с возможными запросами работодателей и определяться качественными характеристиками среды, неопределенность которой будет возрастать (причем с явными признаками ускорения).

Мы не знаем, каким будет будущее, можем только предполагать и моделировать образ школы будущего. В любом случае – это будет школа в мире неопределенности. И главным результатом в такой школе, по словам А. Асмолова, может быть только «компетенция к изменению компетенций» (А.Г.Асмолов).

Главная область, в которой лежат результаты-2030, гуманитарна, и лежит она в производстве новых для ребенка смыслов, потому что в неопределенном мире можно и нужно не просто выживать, но и развиваться, если владеешь какими-то способами...

Механизмы

Образование и аттестация могут происходить через образовательные программы, использующие методики игровых миров (освоение модуля как условие перехода на новый уровень…) и образовательные программы, результатами которых становятся реальные изменения в окружающем мире («Мир своими руками» - через DIY- и Indie-лаборатории). Если речь идет о личностных результатах, то это могут быть игры, формирующие ценности личности.

Следовательно, «Учебник» должен стать «живым» - с постоянно обновляющимся содержанием…

Образ Школы будущего как ориентир на образовательные результаты - 2030 можно увидеть только через консолидацию разных институтов и развитие новых типов отношений.

Образование в Школе-2030 – это самодетерминация личности, возможная только в со-бытии всех участников образовательного пространства.

Мотивирующая предметно-пространственная среда может организовываться как совокупность разнообразных социокультурных (в т.ч. игровых) пространств, как многообразие «школ».

Например, самоорганизующаяся «Crowd-школа», учителя и ученики которой собираются по принципам краудсорсинга, «Сетевые песочницы» – сообщества обучающихся на основе научных и DIY-клубов. домашние образовательные DIY-лаборатории, «Внутриутробная школа» - образовательные программы для еще не родившихся детей, «Другие школы» - виртуальные образовательные культуры транснационального типа…

Ключевое слово организации образовательной деятельности – МУЛЬТИ- или ПОЛИ- (мультивозрастные учебные группы, полингвальное образование, организация сетевых образовательных модулей по разным способам деятельности и т.п.).

Региональные, муниципальные образовательные системы управлются через системные интеграторы, которые условно могут быть названы как «Education GPS».

Один из самых сложных вопросов: как облечь в нормативы тезис о том, что человек сам – институт образования, как финансировать индивидуальное образование? Участниками форума предложен проект финансово-экономических механизмов индивидуального образования («сетевой норматив на индивидуальное образование»).

Ольга Устюгова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100