Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация 

Конференция «Соотношение светского и религиозного в результатах образовании»

Модератор: Франсуа-Ксавье Клеман




Темой импульс-доклада Франсуа-Ксавье Клемана стало соотношение между светским и религиозным в образовании.

Для начала он предложил разобраться, как складывались отношения между религиозными конгрегациями и государством. Раньше священники открывали школы в католической конгрегации. Школа мыслилась как школа, созданная религиозным сообществом. Разговоров о том, должно ли образование быть светским, не было.

Франсуа-Ксавье Клеман рассказал историю, которая произошла в школе, где он был директором. В школе 90% учащихся были выходцы из Северной Африки и Турции. Он задал вопрос родителям, почему для своих детей они избрали именно католическую школу. Оказалось, что они знали школы, которые создавались в Северной Африке французами-католиками, и были уверены в том, что это лучшие школы для детей.

Церкви всегда занимались образованием и воспитанием детей. Но в 1882 году школа стала образовательным, публичным, светским учреждением.

Как в таком случае существовали и существуют католические учреждения? Почему они не закрываются?

Во-первых, потому, что религиозные католические школы всегда были бесплатными и для всех.

Публичные школы старались делать то же самое, но при этом вытянув из системы образования религиозный аспект.

По мнению Франсуа-Ксавье Клемана, это ни хорошо, ни плохо. Но именно здесь он видит напряжение между светским и религиозным в образовании.

В 2016 году во французских школах обучалось 12 млн 600 тыс. детей, 2 млн из них – в католических школах.

50 лет назад еще нельзя было представить, что 2 млн учащихся могут быть вовлечены в обучение в католических школах, таких финансов просто не было. Поэтому решили так: если школа частная, но работает по государственному контракту, государство должно оплачивать зарплату учителям, но школа при этому имеет перед государством обязательства осуществлять образовательную программу.

Для государства самое главное - научить. А церковь ставит другие задачи, более духовного порядка. Религиозные школы занимаются интегральным развитием, складыванием картинки мира. Причем, публичные школы не претендуют на то, что будут обучать становлению личности.

Слово "светский" произошло от греческого слово "народный, свойственный обществу". То, что противопоставляется греческому слову "клерикос" - религиозный. Светское не значит религиозное, но это и не антирелигиозное. А религиозное не значит светское.

В основе идеологии - Вольтер и эпоха Просвещения. Вольтер хотел уничтожить стабильное, "раздавить гадину". А этим стабильным как раз и была церковь.

В XIX веке произошел кризис между государством и церковью. Возникла задача – заменить все, что имеет отношение к религии, какими-то светскими аналогами. Появилось новое метафизическое восприятие мира. Именно в это время священника заменил учитель.

Существует две возможности, как отыскать истину через религию. Но тут же и напряжение: как познать истину через рациональное? Можно ли быть верующим и философом одновременно? Многие думают, что это невозможно, потому что какие-то вещи разумом постичь невозможно. Главная задача - найти путь между католическим и философским в поиске истины. Для ребенка - сложно несовместимые вещи предложить для сравнения, потому что для него они могут сосуществовать, не смешиваясь. Истина может проявляться через традиции. При этом, с точки зрения рационального, приходится все время переосмысливать истину и иногда искать новую. В представлении школьников истина эволюционирует.

В школьном образовании учитель - тот, кто знает, а ученик - тот, кто не знает. Современная педагогика заставляет иначе взглянуть на эту ситуацию.

Министерство образования Франции пришло к выводу, что надо обучать религии как таковой. И на это подтолкнуло большое количество мигрантов-мусульман. Но как тогда примирить светскость и религию?

Франсуа-Ксавье Клеман считает, что нужно просто принять, что религия существует. Сейчас можно изучать в школах религию, не будучи религиозным человеком. Цель - открыть детям глаза на факт существования разных религий и показать, чем отличается одна религия от другой.

Необходимо обсуждать в школе возможность духовного опыта, вне зависимости от того, что изучают дети с научной точки зрения на таких предметах, как физика. химия, биология. Детям рассказывают, что они столкнутся с соблазнами, и им придется делать выбор. И если эти ценности не крепкие, дети должны понимать, что им очень сложно будет не поддаться искушению. Учителя должны подсказать, как противостоять искушениям и как применять добродетели. "Ни один ребенок не может сам себя научить добродетелям и осознать те ценности, которые должны быть укоренены в его сердце, - уверен Франсуа-Ксавье Клеман. - Мы как учителя должны им помочь сделать это".

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100