Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2017"> Пленарное заседание. Формирование общей «картины» разнонаправленных конференций

Пленарное заседание. Формирование общей «картины» разнонаправленных конференций










29 апреля в рамках конференции «Эврика-Авангард – 2017» состоялось итоговое пленарное заседание, на котором были представлены итоги «сборки» представлений мини-конференций о результатах образования 2030.

Сергей Заир-Бек, модератор группы конференций «Сабуровские чтения», образовательной системы Л.Г. Петерсон и «Образовательной системы Монтессори-педагогики», рассказал о том, как шло обсуждение образовательных результатов будущего. Сначала участники группы определились, что есть два подхода к проектированию будущего:

1) проектирование будущего из будущего;

2) проектирование будущего из настоящего.

Для начала нужно определиться, в какой из позиций мы находимся.

К 2030 году, по мнению участников группы, сотрется разделение на общее и дополнительное образование. Скорее всего, для разных детей будут актуальны разные образовательные результаты.

В ходе работы выяснилось, что мы (представители разных педагогических сообществ) пока что говорим на разных языках, а нужно искать общий язык.

Людмила Петерсон дополнила, что в группе активно обсуждались возможности оценки в 2030 году не только предметных, но и метапредметных результатов, а Оксана Иванова, представитель Межрегиональной Монтессори-ассоциации, сказала, что сотрудничество разных педагогических подходов возможно, и это радует, так как в центре взаимодействий всегда ребенок.

Александр Адамский обратился к докладчикам с тезисом о том, что поиск единого языка – это, скорее всего, утопия. Но гораздо более важная задача, чем педагогам научиться говорить на одном языке, – это быть понятыми обществом, родителями.

Татьяна Васильева, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, предложила, чтобы все-таки появился не единый язык для всех педагогических сообществ, а хотя бы глоссарий тех терминов, которыми пользуются представителями данных сообществ, чтобы разъяснить их не только педагогам, но и родительскому сообществу.

Виктор Басюк, заместитель президента Российской академии образования, предположил, что для ребенка, выстраивающего собственную индивидуальную траекторию на основе сетевых принципов, действительно необходим такой глоссарий, чтобы осуществить выбор «учителей».

Илья Новокрещенов, модератор группы конференций «Московская школа – 2025», «Results of Early Childhood English Education Global Education Futures», «Альтернативное образование в России 2017» и конференции по развитию среднего профессионального образования, представил результаты обсуждения в группе.

По мнению участников обсуждения, на результаты влияют ЗБР, возрастные обязанности детей; ситуация неопределенности; технологический уклад; кадры; субъект-субъектные отношения.

Результаты в ходе обсуждения «приросли» понятийным мышлением, умением управлять собственными ресурсами и навыками самоопределения.

Результаты системы СПО были разделены на три группы «востребованности»: для обучающегося, для работодателя и для региона. Регион должен стать субъектом организации разносторонней системы подготовки кадров (в том числе и через профориентацию школьников).

Александр Адамский задал участникам группы вопрос: «А каковы механизмы включения родителей в образовательный процесс?».

Алексей Семенычев, координатор конференции «Альтернативное образование в России-2017» ответил, что это – прозрачность отношений, отсутствие стен между школой и родителями.

Мария Чередилина, модератор группы конференций «Современные проектно-исследовательские технологии формального и неформального образования», «Международная конференция ВШЭ», Тьюторской конференции и конференции развивающего обучения, сформулировала тезисы, подводящие итоги обсуждений в группе:

    1. Деление на три типа результатов во ФГОС не всегда оправдано.

    2. Для разных обучающихся одного возраста не обязательно предусматривать единые результаты, в том числе время их достижения.

    3. Предложение к оцениванию: фиксировать только позитивные результаты.

    4. Отдельную сложность представляет оценка результативности школы в современном социокультурном контексте.

Без изменения содержания образования сложно надеяться на то, что изменятся его результаты. Поэтому, по мнению части группы, одним из механизмов получения новых образовательных результатов является разработка новых КИМ и предъявление их педагогам для осознания того, что содержание должно измениться.

Роман Селюков, модератор группы конференций «Школа Росатома», «Учитель для России», издательство «Просвещение», Ленский образовательный форум, представил результаты рефлексии образовательных результатов – 2030. Сначала он рассказал об основаниях их выделения – вызовах 2030 года. Это нарастание неопределенности и многообразия, бурный рост информационных потоков, развитие технологий и науки.

Сами результаты обсуждались отдельно для дошкольного образования, отдельно для школы. Так, среди результатов дошкольников – 2030, по мнению участников группы, должны быть развитое воображение, способность ребенка жить в поле норм и правил, способность к нормотворчеству, коммуникативные способности как навигатор в мире неопределенности, способность к самостоятельному выбору, инициатива и самостоятельность.

К «школьным результатам» были отнесены опыт синтезирования знаний (умений и навыков) и опыт их применения в практической личностно значимой и (или) социально значимой деятельности, позитивное (конструктивное) отношение к себе, к окружающим и окружающему миру.

Среди механизмов, необходимых для появления таких результатов, был назван, например, «портфолио проявленных навыков» как инструмент фиксации приобретенного учеником опыта.

Франсуа-Ксавье Клеман, координатор конференции «Соотношение светского и религиозного в результатах образования», рассказал о дискуссии, состоявшейся в группе. Она была посвящена тому, с каким «багажом» должен приходить в школу учитель, что значит хороший учитель? На взгляд эксперта, одним из основных критериев является то, какие у учителя возникают отношения с учениками. Очень важно разделять процессы обучения и воспитания. Они должны и сосуществовать, и протекать параллельно.

Что касается использования информационных технологий на уроках, то это приветствуется во Франции, но есть лимит времени, которое может быть потрачено на использование техники.

Еще одним вопросом дискуссии были отношения родителей и школы. Родители не должны быть противопоставлены учителям, они должны сотрудничать в деле воспитания ребенка.

Подводя итоги сборки представлений об образовательных результатах 2030, Павел Лукша, руководитель проекта «Global Education Futures», рассказал о том, что тема прогнозирования будущего образования очень популярна. Показательно, что каждая из представленных конференций предъявляла свое понимание результатов, исходя из собственных интересов, поэтому сборка оказалась очень разносторонней: кто-то говорил о родителях, кто-то – об изучении английского языка, кто-то – о задачах конкретной региональной образовательной системы.

Нужно научиться разговаривать с обществом, чтобы «ловить» взгляды людей не из сферы образования, задавая им вопрос о том, а что для них есть вызов будущего, - здесь может появиться способ сборки картины образовательных результатов, востребованных в будущем.

В будущем будут востребованы люди-творцы и люди-предприниматели (это результаты аналитического исследования, которым проект «Global Education Futures» занимался в последнее время).

В принципе, консенсус взглядов экспертного сообщества на результаты будущего возможен, а дальше необходимо будет работать с преодолением тех вызовов, которые мы все чувствуем.

Виктор Басюк предложил обратить особое внимание на раннее дошкольное образование (с 1 года, а может, и более раннего) с участием не только родителей, но и медиков, и социальных служб. Также важно, по мнению эксперта, обновление содержание общего образования, обогащение его новыми сферами научного познания и новыми способами учебной деятельности, это повлияет на результаты учеников.

Илья Чукалин, генеральный директор Фонда президентских грантов, предложил участникам конференции принять участие в Конкурсе на получение президентских грантов.

Татьяна Васильева выразила надежду, что экспертное обсуждение образовательных результатов-2030 станет первым шагом к строительству Новой школы, школы будущего.

В заключение пленарного заседания Александр Адамский представил инфографику цифровых следов, оставленных пользователями мобильного приложения EurekaTouch при онлайн-обсуждении проблематики конференции. Инфографика демонстрирует, что для членов экспертного сообщества «Эврики» наиболее востребованным результатом образования является социальная компетентность учеников как необходимого результата образования.

Ольга Устюгова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100