Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2017"> Панельная дискуссия «Образовательные результаты 2030»

Панельная дискуссия «Образовательные результаты 2030»







29 апреля в рамках конференции "Эврика-Авангард" состоялась панельная дискуссия, начавшаяся с фиксации двух ключевых обстоятельств, в которых сегодня протекает развитие системы образования:

  • принципиальная неопределённость, задачи, стоящие перед образованием, расплываются все больше и больше. Проблема цели образования в неопределённости того ресурса, который нужен выпускникам для его социализации, для его будущего. По умолчанию требуются от детей результаты традиционные, но необходимые для жизни в будущем.
  • грамотность детей начинает превышать грамотность учителей, от коммуникационной грамотности до цифровой. Когда мы говорим, что нужна новая функциональная грамотность, то это касается больше взрослых, чем детей. Институционализацияобразования началась с вопроса- нужно ли платить за образование? Вопрос - Как, чем и за что платить учителю? - не решён. Знание - это богочеловеческая институция. Раньше у нас был только один бог- наука, как ключевой фактор, определяющий предмет, цели образования. Сейчас значительно возросло количество факторов, влияющих на знание и это,в первую очередь,технологии.

Технологическая грамотность гасится старыми предметами. Электронная среда нужна для того, чтобы научится с ней взаимодействовать,и она является самоценностью.

По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики "Эврика" Александра Адамского, необходимость формирования личностных результатов говорит о том, что формализованная система преподавания отходит на второй план. Личностные результаты - результаты неформального образования, которое может вполне вписаться в формальные традиционные форматы. Но необходимы другие форматы формального образования, чтобы это произошло.

Образование перестало быть моноязычным, общение и уклад в образовании должны стать полилингвальными.

Алексей Семенов, академик РАН и РАО, отметил, что есть очень важная для всех перспектива. Человек живёт и работает в информационной среде, пользуясь информационными ресурсами и инструментами. Вопрос в том, что необходимо сделать для того, чтобы эти инструменты стали образовательными?

К примеру, сегодня учителя математики не пользуются калькуляторами, но современные устройства дают возможность в идеальном виде решать задачи школьного математического курса. Поэтому нужно радикально пересмотреть содержание образования и его результаты.

Образовательные результаты - это результаты не только ребёнка, но и всей системы образования.

Елена Хилтунен из ассоциации Монтессори-педагогики пояснила, что самым важным в Монтессори- педагогике является способность ребёнка учиться самостоятельно. Дети в любой среде должны получать привычку учиться. Внутренний человек - это тот результат нашего образования, который должен появиться и расти в каждом ребёнке.

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, определил ракурс рассмотрения образовательных результатов с точки зрения образовательной политики.

Кто начинает говорить про новые образовательные результаты? Не политики, не чиновники.

Первая версия - интервенция, сценарий заговора.

Вторая - версия глобального влияния. Само глобальное движение невозможно игнорировать. К примеру, международные мониторинги системы оценки качества образования (PISA) дают новое понимание того,какие результаты нужны сейчас. Ни через инстутуциональное лоббирование, ни через старые действующие механизмы это сделать невозможно.

На примере проведенного опроса школьников, студентов, педагогов, родителей о дефицитах школы (Чего вам сегодня не хватает из того, чему должна была научить школа?). Не хватает практики, школа учить запоминать материал, но не научила тому, как им пользоваться. Не хватает языкой грамотности, математических навыков.

Важно то, что эти ответы задавали реальность требования к образовательным результатам, но фиксируется разность позиций. Родители на вопросы о результатах образования выбрали:получение прочных знаний, но не социализация ребёнка. Учитель нужен требовательный,а не стремящийся понять. Тем не менее, ученик должен вырасти самостоятельный, инициативный. Позиция директоров московских школ в большинстве своём противоположна позиции родителей.

Франсуа-Ксавье Клеман, генеральный директор учебного школьного комплекса "Сан-Жан-де-Пассив", школы в которой более 3000 учеников. Отвечая на вопрос, каковы запросы на 2030 год к нашей школе, сделал несколько фиксаций.

Первая фиксация - это результаты поступления выпускников в вузы и человеческое вмешательство в жизнь общества. В данном разрезе, важна интеллектуальная включённость человека в жизнь общества.

Второй способ участия - культурный, говорящий о том, насколько ребёнок может найти себя с точки зрения культурной составляющей. Это касается и открытости к общению, к творчеству.

Во Франции остро чувствуется межкультурное напряжение, возможно, это станет контрапунктом дискуссии - развитие культуры не менее важно,чем развитие компетенций, уверен Франсуа-Ксавье Клеман.

Сторона социальной вовлечённости - это и политическая вовлечённость, как гражданская позиция, служение народу, своему городу.

Очень важна такая добродетель, как интеллектуальная щедрость, духовная.

Позиция духовности - это понимание в повседневной жизни той вершины, к которой необходимо идти.

Гуманизация - это все то, что мы можем дать ребёнку для его понимания мира.

Клеман обозначил три проблемы:

  • школа никогда не заменит роли родителей, но школа может помочь родителям найти своё место в жизни ребёнка;
  • погружение в электронную среду. Безусловно, необходимо уметь пользоваться электронной средой, но мы не должны забывать о живых людях;
  • потеря связи с природой, мы не соблюдаем своё природное предназначение -наказ. Растительный и животный мир - мы часть этого, но в человеке начинает преобладать чувство гордыни. И как раз тот. Внутренний человек должен помочь ему оставаться человеком при его погружении в электронную среду.

Алексей Воронцов пояснил: результаты проведённого и представленного выше исследования показывают, что большинство родителей консервативны, но мы обязаны отвечать на запросы родителей. Как быть в этом случае? Идти вперёд или работать на запросы родителей?

Игорь Реморенко считает, что нужно разговаривать и вести переговоры. Общественная позиция спутанная, родители хотят новых результатов, но старыми методами.

Александр Адамский уверен в необходимости признать право разных хотеть разного.

Алексей Семёнов отметил, что 50 лет назад была попытка привязать к школе производство через УПК. Сегодня формируется концепция образования в области "Технология" как модель практической деятельности для всех субъектов образования.

Елена Хилтунен, говоря о практической деятельности в школе, заметила, что в финской школе представлена возможность технологизации образования. Один этаж любой школы - это мастерские с современным оборудованием, где дети учатся, к примеру, готовить, изобретать 3D-конструкции. Ребёнок должен проделывать опыты в ходе своего обучения, и это ценно.

Франсуа-Ксавье Клеман: очень важно то, что человек делает своими руками. Интересен вопрос, до какой степени нужно развивать навыки, чтобы эти компетенции не "потонули" в технике? Не нужно забывать при погружении в практику, что учитель все-таки обучался науке, и прививать он должен ученику эту любовь к науке.

В завершение Александр Адамский отметил: если мы сейчас говорим о появлении роботов-учителей, существует большая ответственность при ведении подобного рода дискуссий о результатах и содержании образования. При обучении роботов в нейросети будут фиксироваться разные позиции. Если преобладают консервативные позиции, робот будет обучать в соответствии с ними.

Эржени Будаева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100