Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Открытие конференции. Вступительные и установочные сообщения







28 апреля состоялось открытие межрегиональной конференции "Эврика-Авангард-2017".

Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», пояснил: основная задача конференции – попытаться представить многообразие представлений о результатах образования, которые существуют сегодня. Причем чем «нерядоположеннее» будут эти представления, тем лучше. Ведь многообразие и неопределенность – две основные характеристики современного состояния образования.

Очень важно представить обществу, как вообще возможны разные образовательные результаты. Поэтому формат нынешней конференции не совсем привычный: это конференция конференций, здесь будут представлено видение результатов образования 2030 семнадцатью различными конференциями, а потом будет осуществлена общая «сборка» представлений об этих результатах.

На осенней конференции «Авторская школа "Эврика"» разговор пойдет уже о механизмах достижения этих результатов, возможности их институционализации. Здесь важнейшими механизмами становятся образовательные стандарты, надведомственный правительственный контроль. Александр Адамский представил развилки для будущего обсуждения институционального блока:

    1) сохранение структуры стандарта (раскладка результатов на личностные – метапредметные – предметные);

    2) система оплаты труда педагогов: остаться на принципах НСОТ или перейти на окладную систему с учетом всех видов выполняемых учителем работ;

    3) перевод учредительства школ на региональный уровень.

Докладчик остановился на фиксации нескольких важных положений:

    1) 2030 год – это уже завтра! Сейчас во многом девальвировалась традиционная школьная задача – готовить детей к будущей жизни. А какова новая задача школы?

    2) Мы остро ощущаем, что в школу начинают приходить дети, более компетентные во многих вопросах, чем учителя. Но потребность ребенка во взрослом человеке остается всегда. В чем тогда новая роль взрослого?

    3) У нас всех имеется огромный опыт создания концептуальных документов (будь то школьный уровень или федеральный). Разработчики хотят включить в эти документы представления о том, как все должно быть в самом идеальном варианте. Но, к сожалению, зачастую такое представление, положенное в документ, становится основанием для проверок учителей, детей, образовательных организаций и т.д., тем самым вызывая волну несогласий и протестов.

Александр Адамский представил участников дискуссии: Александра Асмолова, директора Федерального института развития образования, один из разработчиков ФГОС, Любовь Духанину, депутата Государственной Думы РФ, человека, очень много сделавшего для институционализации механизмов нормативно-подушевого финансирования образовательных организаций, новой системы оплаты труда; Ирину Каракчиеву, ведущего советника Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра при правительстве Российской Федерации.

Поскольку мы строим открытую систему образования, уточнил Александр Адамский, еще одним участником дискуссии станет генеральный директор учебного школьного комплекса «Сан-Жан-де-Пасси» Франсуа-Ксавье Клеман (Франция).

Любовь Духанина в своем выступлении коснулась вопроса институционального закрепления механизмов достижения образовательных результатов. Действительно очень серьезным вопросом является уровень закрепленности различных институций. В течение последних двух месяцев Комитет по образованию Государственной Думы РФ вместе с Минфином и Минэкономразвития обсуждает проект Закона о персонифицированном финансировании социальных услуг, который даст правовую возможность легального финансирования индивидуальных образовательных программ обучающихся.

«Пока у нас в стране единственным показателем образовательных результатов является ЕГЭ, вся страна будет стремиться только к высоким баллам ЕГЭ. Необходимо определить другие образовательные результаты – личностные, метапредметные – которые определяют успешность человека в жизни. Мне кажется, основным двигателем развития образования должны являться образовательные организации, территории, сообщества, ассоциации. Поэтому обращаюсь ко всем участникам Конференции с призывом активнее обсуждать все эти проблемы с точки зрения практиков, влиять на принятие решений», – сказала Любовь Духанина.

Александр Асмолов: «Мы так много говорили о будущем, что не заметили, как оно стало настоящим. Ключевым символом XX века была модель атома как модель познания. Сейчас этот символ меняется на символ мозга. Появляется большое количество «мозговедов». Но некоторые идут еще дальше и говорят, что уже не мозг, а разум, пластичный разум становится символом XXI века: появляется мир искусственных интеллектов, современный мир становится миром без возможности каких-либо предсказаний.

В современном мире учителя не знают, что будет завтра, не знают, какие профессии появятся завтра… Здесь не работают многие законы, этот мир перестал быть адаптивным, где главными результатами были предметные результаты, а стал преадаптивным, где координатами являются неопределенность, вариативность.

Нужно понять, что, в отличии от завода, для интеллектуальных организаций (к которым, несомненно, относится школа) всегда существует вариативность результатов, вариативность позиций. В чем смысл в неопределенном мире? В чем смысл школы в мире перемен и неопределенности? За последний месяц только предложено множество моделей образования будущего. Например, «Личность ХХI века – набор ключевых навыков», но это очень странно, потому что это не про Личность!

Существуют три модели образования:

    1) социализация (варианты адаптации, адаптивные картины мира) – стандарт как норма необходимого разнообразия. Результат - Модель личности адаптанта;

    2) профессионализация (личность профессионала, компетентность). Результат – Модель компетентного «молокососа», набор ключевых компетентностей, компетентный профессионал;

    3) индивидуализация, саморазвитие. Результат – Человек, готовый к изменениям. Системы оценки готовности к изменениям.

Все три стороны этого треугольника необходимы.

Когда мы говорим о разнообразии, мы говорим о движении к персонализации, к становлению Личности».

Франсуа-Ксавье Клеман рассказал об одной истории, произошедшей с одной из его дочерей: "Я попросил ее провести каникулы у моих друзей, но ей не хотелось. Ей 14 лет. Я ей сказал: «Либо ты работаешь, либо едешь»". Подумав, она согласилась. Ребенку важно задать цель, в том числе и образовательную.

Важно спросить и педагогов: «А какие цели вы перед собой ставите? Что делает вашу профессиональную жизнь успешной?» Возможен ли консенсус между полной независимостью и полной зависимостью? Я считаю, что решение этих вопросов лежит на духовном уровне.

Сейчас во Франции проходят выборы президента, во второй тур прошли два кандидата, у которых абсолютно противоположные позиции по поводу культурной идентичности. Результаты первого тура – разделение общества на два разных лагеря – отражают ситуацию, сложившуюся во французском обществе. А корни всего этого лежат в образовании.

Интегральное образования должно напоминать ситуацию роста цветной капусты: корень растения формирует возможность для каждого листа вырасти самостоятельной личностью, но к этому ребенка нужно подвести, привести.

Финансирование образования во Франции является постоянным объектом для дискуссий. Деньги спускаются с федерального уровня на региональный, распределяются на исследовательскую деятельность и на зарплату преподавателям. Но в данный момент идет перераспределение каналов финансирования с федерального уровня на региональный.

Ирина Каракчиева: "Когда мы говорим об образовательных результатах, мы должны понимать: а результаты для кого? Когда спрашиваем дошкольников, кем они будут во взрослой жизни, они, в основном, выбирают профессии родителей. Уже в начальной школе эта картина меняется, в средней школе – коренным образом. Поэтому начинать развивать способности, одаренности нужно с дошкольного возраста. И здесь важен вопрос с индивидуальными образовательными траекториями, которые проще будет реализовывать в условиях сетевого взаимодействия.

Говоря о результатах образования, нужно говорить о развитии культуры взаимодействия, культуры самоопределения, и здесь возникает вопрос о независимой оценке качества образования, где очень важна позиция общественности".

Ольга Устюгова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100