Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация мастерской «Сеть детских садов проекта «Школа Росатома» 
Презентация мастерской «Сеть школ проекта «Школа Росатома» 

Мастерские участников образовательных сетей





16 апреля 2016 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции «Эврика-Авангард '2016» состоялась работа мастерских Федеральных инновационных площадок (ФИП) и участников конференции:

  • Педагогические мастерские магистрантов «Образовательная политика». Развитие образовательных комплексов. Образовательные медиа. Данные и цифровая среда образовательной организации. Финансово-экономические инструменты управления качеством образования. Система оценки качества и индивидуализация образования;
  • «Хабаровский краевой центр психолого-педагогической помощи в судьбах своих выпускников» - КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Хабаровский краевой Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;
  • Сеть школ проекта «Школа Росатома» - МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск;МБОУ «Гимназия №2», г.Саров;
  • Сеть детских садов проекта «Школа Росатома» - МБДОУ Детский сад №32 «Страна Чудес», г.Зеленогорск;
  • «Качественные изменения электронной программы оценивания метапредметных результатов обучающихся за счет создания электронного модуля «Ресурсный банк» - МАОУ «Гимназия № 56» г. Ижевска;
  • «Инфраструктурные изменения как условие реализации инновационных моделей образования» - МАОУ «Лицей № 9 «Лидер» г. Красноярска;
  • «Трансляция инновационных образовательных технологий через сеть стажировочных площадок (на примере технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон)»;
  • «Переговорная площадка как важное условие реализации ФГОС» - МБОУ «СОШ №2» МБОУ «Лицей №1» г. Тырныауз Эльбрусского района КБР;
  • «Школьная лига «Роснано»;
  • Сетевое взаимодействие и реализация государственно-частного партнерства в Образовательном комплексе «Реутов». Опыт интеграции ФГОС и стандартов международного бакалавриата (IB PYP) - МАОУ «Гимназия» г. Реутов Московской области;
  • Полилингвальные детские сады «Эврика». Модельное событие «Путешествие в Африку»;
  • Сеть международных школ «BeautifulMinds» (г.Париж): международная школа для детей от 2 до 6 лет;
  • «Презентация стажировочных площадок ФИП Институт СДП по технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон».



Мастерская «Сеть детских садов «Школа Росатома».

В контексте общей идеи конференции задан один из векторов проблематики развития образования современности: «…эволюция образовательной деятельности происходит гораздо быстрее, чем эволюция образовательных институтов». Поиск путей изменений образовательных институтов на сегодняшний день и является одной из ключевых проблемных задач педагогов - «возмутителей спокойствия» «добровольно принявших принципы и идеи «Эврики», и вставших на путь поиска путей эволюционных изменений своего образовательного учреждения.

Аудитория, собравшаяся на мастерскую, проведенную Ларисой Огдиной и Еленой Непомнящей - работниками МБОУ Детский сад № 32 «Страна Чудес» г.Зеленогорска Красноярского края, представителя сети детских садов «Школа Росатома» с одной стороны, была ориентирована на знакомство с сетью детских садов «Школа Росатома», с другой стороны, на презентацию опыта работы команды сетевого детского сада, и знакомство с теми инновациями, которые происходят в развивающей предметно-пространственной и образовательной средах, позволяющие дошкольной организации эволюционировать и решать те образовательные задачи, которые выдвигает современная неопределенная, сложная и многообразная действительность.

Образовательная программа детского сада выстраивается на определенном философском и психологическом понимании природы человека и законов становления его сущности. Центральная психологическая теория, которая лежит в основании программы – это теория Л.С. Выготского, согласно которой существенная линия в развитии человека – это становление его сознания. Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы.

Четыре основных положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского определяют научную основу программы «Страны Чудес»:

  1. Закономерности в развитии детей дошкольного возраста, связаны, в первую очередь, с воображением-центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития, эмоциями-центральной психической функцией этого этапа и произвольностью –основным приобретением дошкольника, обеспечивающим психологическую и личностную готовность к школьному обучению. Психологическое новообразование – воображение появляется и созревает в игре, которая по мнению Д.Б. Эльконина является ведущим видом деятельности.
  2. Социальная ситуация развития. Общение со взрослыми и со сверстниками – это два компонента, которые создают по терминологии Л.С. Выготского «социальную ситуацию развития», в которой развивается и меняется сам ребенок. Согласно позиции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка с самого рождения определяется социальными закономерностями «ребенок с самого начала является социальным существом, что общение с окружающими у же с самого начала является основной формой его жизнедеятельности, что отношение ребенка к вещам уже с самого раннего возраста опосредовано общением со взрослым, и что все формирование психической деятельности происходит в процессе этого общения. Способы которого меняются, но которые всегда остаются движущей силой развития» (А.В. Лурия)
  3. Принцип единства аффекта и интеллекта. Л.С. Выготский писал «Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой часть единого целого – человеческого сознания». Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих частей друг на друга на всех ступенях психического развития. И во –вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся. Причем «всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта…» В педагогической практике принцип единства аффекта и интеллекта может быть теоретическим стержнем, который позволит объединить воспитание и обучение, личную жизнь ребенка и организованную деятельность, семью и школу.
  4. Проблема смысла и значения, предложенная Л.С. Выготским, а именно первичен многомерный личностный смысл. А значения производны от него. По формуле Л.С. Выготского «значение является только камнем в здании смысла». За внешним процессом усвоения знания всегда лежит более глубокий пласт движения от личностного смысла к нормативному значению. Педагогическая проекция проблемы смысла и значения выглядит как принципиальное решение о месте и роли взрослого, учителя и воспитателя в образовательном процессе «Не учить, не воспитывать, а жить с детьми интересной жизнью». Внутри этой интересной жизни, непосредственно интересной не только для детей, но и для взрослых. Всегда найдутся условия для решения конкретных учебных и воспитательных задач.

Лариса Огдина, заместитель заведующего детского сада, познакомила участников мастерской с сетевыми ориентирами, заложенными в основание образовательной программы детского сада. Участники мастерской смогли наглядно увидеть, как вносились изменения в развивающую предметно-пространственную среду, какие факторы стали решающими в преобразовании её в доступную, функциональную, вариативную и гибко меняющуюся под интересы ребенка. Идеи открытого пространства были представлены от уровня управленческой идеи до воплощенного замысла в реальных преобразованиях, произошедших в детском саду, через внесение изменений в первоначальный замысел взрослых по мере того, как дети осваивали пространство по их собственному замыслу.

Старший воспитатель Елена Непомнящая представила компоненты образовательной среды и те технологии, которые были отобраны педагогической командой на основе идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Разворачивание образовательных событий от задачи, лежащей в зоне ближайшего развития ребёнка, технологии моделирования, символизации, создание ситуаций потребности (и интереса) у ребёнка в коммуникации в билингвальной среде были представлены участникам мастерской как образовательные приоритеты «Страны чудес». Заинтересовала участников технология «Время выбора», которая была разработана и внедрена в образовательное пространство детского сада, как технология поддержки инициативных ситуаций развития ребенка и становления его самостоятельности. Именно вопросы поддержки инициативного, ответственного и самостоятельного ребенка при переходе в школу определили проблематику данной мастерской и стали предметом обсуждения. По окончании дискуссии участникам мастерской было предложено детально познакомиться с опытом работы педагогической и управленческой команды на странице группы «Страны чудес» в социальной сети Facebook.

Иван ТРИФОНОВ

Мастерская «Сеть школ проекта «Школа Росатома»

Педагогический и ученический коллектив МБОУ Гимназия № 2 г.Сарова Нижегородской области в течение 4-х лет является активным участником событий, проводимых в рамках проекта «Школа Росатома». Большой, интересный, меняющий содержание образования опыт, приобретенный в проекте, обеспечил попадание в сеть школ проекта «Школа Росатома».

В рамках мастерской Юлия Василкова, директор МБОУ Гимназия № 2 г.Сарова презентовала условия введения стандарта старшей школы, с опорой на реализацию стандартов сети школ проекта «Школа Росатома». Первый год участия в проекте проходит как проектный относительно условий.

Реализация стандартов сети школ проекта «Школа Росатома»:

  1. Переход с 1 сентября 2016 года на ФГОС среднего общего образования.
  2. Апробация ФГОС ООО в 8-9 классах.
  3. Наличие в учебном плане раздела, выделенного для реализации индивидуально-групповых форматов проектной, исследовательской, конструкторской, управленческой, коммуникативной деятельности учащихся по их собственному замыслу.
  4. Наличие модели, позволяющей реализовать часть часов учебного плана в смешанных группах учащихся разных школ-участниц сети с использованием ресурсов своей школы или с использованием ресурсов других школ-участниц сети.
  5. Высокотехнологическое свободное пространство «Оpen space» для реализации индивидуальных учебных планов.

Подготовительный период к введению стандарта в старшей школе в Гимназии начался с работы над формированием общественного мнения и расширением понимания о возможностях и задачах старшей школы, это работа в форме переговоров, дискуссий о содержании изменений при реализации стандарта. Отмечена значимость распространения и обсуждения условий участия в проекте, формирования «готовности» к изменениям у всех категорий участников образовательного процесса. Прошло две встречи с активными родителями учащихся 1-11 класса, во время которых столкнулись два мнения. Позиция родителей, которые только входят в школьную систему и им нужен «полный набор знаний и умений», который давала «советская школа», и тех, родителей, которые уже столкнулись с взрослым мнением своих детей и важности и целесообразности расстановки приоритетов в старшей школе, даже противоречащим мнению самих родителей. Признание права взрослого старшеклассника на осознанный выбор - это одна из центральных задач во взаимодействии педагогического коллектива и родителей.

В Гимназии появился модельный учебный план, в котором по договоренности с общественностью остается 5 часов изучения английского языка на углубленном уровне с делением на три группы (за счет дополнительного финансирования из местного бюджета). Педагоги Гимназии приняли участие в двух семинарах и находятся в творческом процессе разработки рабочих программ по предметам, курсам, рефлексивно относясь к содержанию внутри предмета и выделению компетентностных задач.

Юлия Василкова отметила: «В результате проектирования среды и условий старшей школы, мы невольно оглядываемся в целом на все уровни образования, включаем их в свои проектные замыслы, поскольку не может из логики построения образовательного пространства выпасть ни один из уровней и этапов. В каких формах и какие задачи должны решаться в Гимназии для перехода на другой уровень образования, для формирования готовности к самоопределению? Что должно являться переходом и как оформляться? Сейчас мы находимся в экспериментальном поиске ответов. Точно понимание, что в проектировании основной программы найдет место не сколько формальный вопрос преемственности, сколько вопрос содержания и видов деятельности, в том числе в разновозрастных группах. Поэтому программы уровней, как минимум, будут иметь гибкое сцепление».

Важным действием было оформление и принятие новых «Правил приема в МБОУ Гимназия № 2», и важным стал не столько документ, сколько процесс его создания и обсуждения. В обсуждении активное участие принимали девятиклассники и одиннадцатиклассники (так сложилась инициатива учащихся). Ключевая позиция была в том, что попасть могут не все, но выбирать и быть активным участником процесса (субъектом) хочется всем. Следующим этапом будет принятие Порядка отбора в 10 класс в 2016 году.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100