Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

второй день




Во время посещения мы познакомились с детским садом. Жанна Сугак, научный руководитель площадки по программе «Золотой ключик» познакомила нас с детским садом, кратко изложила концептуальные основы и принципы построения программы. Она обратила внимание на авторский коллектив программы: Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Е.Л. Бережковская и отметила, что по программе «Золотой ключик» в детском саду работает две группы. Воспитательно-образовательный процесс – это последовательность событий в логике человеческого онтогенеза и логике событий. Программа строится на основе цикла выстроенных событий, рассчитана на 7 лет (детский сад, начальная школа). С группой работают два воспитателя. Группы разновозрастные. В одной группе находятся дети из одной семьи, есть дети школьного возраста. На первом году идет освоение пространства и времени. На втором – времени, на третьем – культура в ретроспективе, на четвертом – рефлексия. Это было показано это на примере работы с темой «Цирк». Работа начинает строиться с пространства помещения. Дети совместно с взрослым делают план группы, размечают расположение мебели, игрушек. Делают макет. Согласно плану, макету все расставляется. «Я сам это пространство конструирую» - один из важных моментов в построении работы с детьми.

Мы познакомились с развивающей средой группы, отметили, что пространство группы рационально организовано для различной деятельности детей. В группе более трех центров детской игровой деятельности. Везде присутствуют следы детской деятельности, которые свидетельствуют о теме, событии, которое проживается в данное время детьми. Игрушек на данный момент почти не было, что было связано опять же с событием, происходящим в группе. В группу «попали» лилипуты и им очень тяжело среди множества больших игрушек. Вместе с тем, имеется материал для организации свободной, спонтанной игры (куски ткани, картон, коробки и др.).

Во время посещения группы отметили, что для педагогов главное – погружать ребенка в ситуацию, где он сам субъект; важна стадия исследования.

Во время музыкальной деятельности (пение) дети были привлечены к участию в планировании творческой деятельности. Хороший подбор репертуара, который очень нравится детям. Дети были привлечены к участию в планировании деятельности и ее реализации. Дети сами выбирали любимые ими для исполнения разученные песни. Эмоционально и с большим удовольствием их исполняли. Проявили творческую активность. Педагоги все, кто участвовал – креативные! Были созданы такая ситуация и условия, чтобы все дети (несмотря на разный возраст) освоили социальные приемы коллективной творческой деятельности.

Во время организации комплексной познавательной деятельности взрослый (в гости к детям пришел персонаж) организовывал обсуждение, в котором дети высказывали разные точки зрения, строил обсуждение с учетом детских реплик, вместе с детьми обсуждал решения, давал возможность детям выдать разные ответы на один и тот же вопрос. Педагоги учитывали опыт детей (с учетом возраста), интересы детей, использовали проблемные ситуации, использовали и прямые способы (показ, совет и др.), побуждали детей к анализу Понравилось и поразило общение и взаимодействие взрослых с детьми. Это и чувство такта, и демократичность во взаимоотношениях, а также использование способов общения на вербальном и невербальном уровнях. Во время включения в познавательную деятельность установлены позитивные отношения со всеми детьми. Дети были инициативны, проявляли любознательность.

Следующий этап нашей работы был построен на игровых командных тренингах, в процессе которых были разрешены проблемные ситуации в воспитании и обучении детей. На конкретных примерах были показаны существенные отличия программы «Золотой ключик» от других. Эта часть была очень эмоциональной, вместе с тем и напряженной. Взрослые были сами поставлены в такие ситуации, в которые мы – педагоги ставим детей. Жанна Сугак ярко показала нам на конкретных примерах, объяснила с психологической стороны использование вербальных и невербальных способов общения с детьми.

День, проведенный на стажировочной площадке, прошел насыщенно и плодотворно. Думаю, что все участники получили много информации для себя, вынесли много интересного, что можно использовать и в своих учреждениях. Этот материал очень актуален, в первую очередь, потому, что в переходный период освоения ФГОС ДО многие из нас испытывают трудности, сомнения: как организовать и построить работу в детском саду, какую программу взять на вооружение?

Маргарита Мурашова

Сегодня нам довелось наблюдать за деятельностью детского сада имени Тубельского. Когда приходишь к «тубельцам» тобой овладевает буря эмоций, меняется взгляд на систему дошкольного образования.

Хочется начать с замечательной работы с коллективом людей.

Светлые люди, которые не зажаты, свободны не боятся говорить о своей деятельности и достижениях в воспитании детей. И есть о чем говорить, ведь абсолютным плюсом их работы является взаимоотношения между взрослыми и детьми, абсолютный психологический комфорт. Также в этих взаимоотношениях хочется отметить работу над правилами. Как здорово дети их усваивают, как коллектив добивается саморегуляции детей. Причем не надо забывать, что и сами «тубельцы» говорят, что у них нет анархии.

Замечательно организована образовательная деятельность, где ее как таковой (привычной для нас) нет, но дети обучаются и развиваются играя. Это еще одна важная вещь, что коллектив не забывает о ведущей деятельности дошкольников.

Так же хочется отметить чудесную организацию предметно-пространственной среды. Как каждый сантиметр площади продуман и работает на ребенка. Где есть место для каждой потребности малыша, где всё работает на поддержание инициативы детей. Каждое событие детского сада находит отражение в среде и, наверное, самое главное, что во всем видны следы детей, в каждой работе в каждом проекте, которых очень много. Стоит обратить внимание на отсутствие игрушек, которые мы привыкли видеть в традиционных детских садах. Но взамен им огромное количество бросового материала, который заставляет думать и мыслить, напрямую работает на поддержание инициативы детей. В этом смысле хочется вспомнить Л.С. Выготского о том, что человек является именно тем, в какой среде он находится. «Тубельцы» растут в замечательной среде выбора, доброжелательности, сотрудничества, любви.

Однако, несмотря на все остаются вопросы: каким образом осуществляется контроль старшего воспитателя над работой воспитателей, воспитатели дают блок обучающей информации сами, выбирая ее по своим принципам обучения, то есть методика отсутствует однозначно, и как следствие вопрос о качестве получаемых знаний.

«Тубельцы» это особое государство с особой структурой и организацией. Не возможно прожить их жизнью и это некому не нужно, но увидеть плюсы и перенести их к себе в учреждение необходимо, поскольку именно они наиболее приближены к ФГОС.

Екатерина Рудковская, старший воспитател.

Наталья Суркова, замдиректора по дошкольному образованию

В множестве дошкольных организаций Москвы есть несколько оазисов – детских садов, существенно отличающихся от большинства. Отличия замечаются в момент, когда вы переступаете порог и входите в детский сад или помещение группы, если не весь детский сад живет по одной программе.

В детском саду №215, расположенном недалеко от Проспекта Вернадского, есть две группы, которые следуют логике программы «Золотой ключик». Программа построена на организации образовательных событий, и поскольку сама программа была разработана довольно давно, коллектив детского сада, под руководством Жанны Сугак (РГГУ) адаптирует события к современному контексту: учитывают интересы и особенности детей, посещающих группы.

Форма, в которой подается событие, провоцирует ребенка любопытствовать, проявлять смелость, брать на себя ответственность. Как правило, дети получают письмо, в котором некоторый персонаж обращается к ним с просьбой, предложением и т.п. А дальше завязывается длительная игра, в которой дети и обучаются: дети отправляются в экспедиции, в которых «по пути» знакомятся к географией страны, народами ее населяющими, традициями и обычаями: кухней, музыкой, танками, литературой. Каждое событие очень насыщено разнообразными составляющими культуры и дети знакомятся с ними играючи.

Необходимо отметить, что логика событий, способ организации событий строится на приоритете детского развития, поэтому все элементы жизни группы, на которых можно учиться используются для того, чтобы учиться. Например, накрывая на стол, дети замечают, что кому-то не досталось стакана или ложки, тогда появляется необходимость посчитать, количество детей, пришедших сегодня в группу, количество приборов, вычислить количество лишних или недостающих предметов. Или однажды дети приходят в группу после праздника, а там жуткий беспорядок, а также выясняется, что к ним заходили лилипуты, также дети открывают, что только разложив вещи по определенным местам и передав лилипутам карты расположения предметов, они помогут им оставаться в безопасности, потому что лилипуту может причинить вред даже лист бумаги – тогда дети заботятся о чистоте, тоже играя.

Взаимодействие с родителями осуществляется не потому, что нужно, а потому что жизнь дошкольника целостна и родители должны быть в курсе того, чем живут их дети, чтобы помогать сохранять целостность: родители получают письма о событиях, которыми живут дети, фотографии, примерные вопросы, которые можно задать, чтобы поддержать игру.

Еще один детский сад - сад при школе А.Н.Тубельского. Педагоги, посещавшие сад в рамках стажировки, в кулуарах говорили, что здесь как «у бабушки», отмечая тепло, душевность, комфорт, который пронизывает атмосферу в саду, не важно посещаете ли вы занятие или просто беседуете в коридоре с воспитателем сада.

В детском саду Тубельского много мастерских и педагогов-специалистов, таким образом дети знакомятся с разными занятиями в том числе и через специалистов, через ауру мастерской. В мастерских все «по-настоящему»: детям доверяют создавать настоящие поделки, настоящие опыты, предлагают настоящие испытания. Дети сами работают с молотком, забирают под потолок на спортивном комплексе, проводят опыты с огнем, водой. Даже описание того, что делают дети может напугать некоторых взрослых, конечно, многие педагоги на стажировке пугаются, когда видят занятия детей своими глазами. В этот момент они переживают когнитивный диссонанс: они видят своими глазами, что дети справляются с задачей, но в то же время знают, что детей надо оберегать от опасных предметов и действий, таким образом, педагоги сталкиваются с тем, что и приемлемо, и не приемлемо одновременно. Противоречие, как правило, стремится в разрешению. Как же разрешается противоречие между тем, что объективными подтверждениями о возможностях детей, и знаниями о том, что они могут?

Удивительно, каким гибким может быть мышление, если нужно обосновать необходимость ничего не менять. Педагоги говорят, про СЭС, про свой страх и объективную опасность, про неготовность руководства и коллег к необходимым изменениям в работе, если начать обучение ребенка умению самостоятельно действовать с разными объектами, в том числе потенциально опасными. Создается впечатление, что педагоги даже запрещают себе удивиться в полной мере тому, что встречают на стажировочных площадках, потому что даже удивляться опасно, ведь можно заразиться идеей…

Воспитатели детского сада Тубельского – удивительные люди, они помогают ребенку, сохраняя и обращая внимание на собственные особенности, органично вписываться в социальное пространство. Органично, значит, не ломая себя, но и не разрушая окружающую среду. Совершенно очевидно, что воспитатели видят смысл в своей работе, и их индивидуальный смысл находит объективное подтверждение: дети становятся самостоятельными, ответственными, творческими, сохраняют любознательность и инициативность.

У меня есть гипотеза, что с профессиональным выгоранием педагоги встречаются потому, что очень много усилий когнитивных направлено на оправдание действий, которые в глубине души они признают проблемными: подавление представлений об адекватности и органичности расходует много энергии, но не приносит удовлетворение, радость, поэтому постепенно силы окончательно истощаются, выгорают. Посещение оазисов может помочь восстановить баланс. Началом может быть разрешение себе удивляться в полной мере тому, что удивительно.

Елена Воробьева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100