Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Авторская школа "Эврика"- 2014"> Круглый стол «Модели и эффективные отечественные и зарубежные практики развития образования»

Круглый стол «Модели, механизмы и эффективные отечественные и зарубежные практики развития дошкольного и общего образования»




19 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялся круглый стол «Модели, механизмы и эффективные отечественные и зарубежные практики развития дошкольного и общего образования». Модератор: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика». Спикеры: Галина Доля, (Великобритания, Россия), руководитель программы «Key to learning», Билигма Будаева, ректор ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы», Татьяна Будаева, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования и науки Республики Бурятия, Анна Пустошкина, начальник отдела образования Ворошиловского района города Ростова-на-Дону и Галина Фомицкая, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики.

Открывая круглый стол, Александр Адамский обозначил цель: получить возможность обратной связи по итогам стажировке в Сингапуре, которую Институ проблем образовательной политики «Эврика» провел в августе и попытаться реконструировать зарубежные образовательные системы и сравнить с нашей системой в плане выделения возможных объектов заимствования. Хотя, по мнению эксперта, альтернативы просты: западно-европейский, азиатский, свой путь развития.

Татьяна Будаева в своем выступлении обозначила несколько позиций, раскрывающих секрет обустройства системы образования Сингапура, обеспечивший развитие от колонии до сверхуспешной страны. При абсолютном превалировании китайского населения – государственным языком является английский, что и стало отправной точкой формирования новых возможностей развития страны. При том, что создана возможность изучения литературного китайского и родного языка. По аналогии, в Республике Бурятия возможно использовать элементы этой системы для решения задачи сохранения и развития бурятского языка. В этом отношении, нужно формировать правильное понимание у родителей для возможности оказания дополнительных образовательных услуг, позволяющих создать необходимую языковую среду.

Также отмечен вопрос возможности карьерного роста педагога, предполагающего:

  • развитие мастерства учителя как «предметника»,
  • управленческую карьеру,
  • продвижение как методиста.

С этой точки зрения в нашей системе надо создать условия для вариативного роста педагога, что должно быть сопряжено с изменениями в подходах оценки деятельности педагога.

Акцент в выступлении был сделан и на обеспечении большей самостоятельности образовательных учреждений. Подчеркнуто, что в Сингапуре директор школы в течение 5 лет по контракту берет на себя ответственность за результаты школы. Учитывая, что полномочия муниципалитетов по обеспечению условий не всегда закреплены финансово, возможно обеспечить перевод всех учреждений в статус государственных, для обеспечения всех условий для современного образовательного процесса.

Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» комментируя выступление, подчеркнул, что в Сингапуре 100% школ - государственные, одновременно с этим всего 6 детских садов – государственные, остальные частные. Здесь работает принцип - в государственных организациях стандарт должен полностью обеспечиваться. Для остальных работает принцип саморегулируемости. При отработке саморегулируемых норм деятельности таких организаций данные нормы закрепляются на уровне государства. Стандарт здесь имеет несколько другую модальность, к примеру, школа не может располагаться в типовом здании.

В ходе обсуждения вопроса об огосударствлении образовательных учреждений замечено, что процесс механического огосударствления может иметь негативные последствия. Поставлен вопрос о масштабе управляемости и границах управляемости системы. На уровне муниципалитета и региона некоторые принципы могут работать хорошо, но на федеральном уровне не обеспечивают эффективность системы. Здесь необходимо рассматривать степень оптимальности проектов, реализуемых на федеральном уровне. Инновационные проекты на школах и регионах могут успешно реализовываться, при переносе на огромную страну начинаются процессы, которые «гасят» результат. Даже логически обоснованные схемы превращаются в свою противоположность.

Анна Пустошкина в своем выступлении заметила, что стажировка в Сингапуре показала, в первую очередь, разницу в понимании образовательной услуги у наших родителей и родителей в Сингапуре, где востребована именно образовательная услуга. У нас востребована, в первую очередь, услуга по присмотру и уходу.

Отмечены несколько особенностей системы образования Сингапура:

  • развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании,
  • управление сетью образовательных учреждений,
  • структура образовательной системы с оптимальными уровнями образования и структура министерства образования, где есть возможность включения в работу контингента руководителей учреждений.

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» отметила 3 важные позиции в системе образования Сингапура:

  • система управления с точки зрения ее интегральности,
  • технологии, в основу которых положена концепция Л.С.Выготского, дающие возможность существования разных пространств для социальных проб,
  • ценности, транслируемые всей системой.

Эксперт заметила, что переложить сингапурскую модель как норму не получится. Говоря о масштабности управления, именно на уровне образовательной организации могут проявиться положительные результаты использования данных практик.

Роман Селюков в продолжение обсуждения о масштабах норм подчеркнул, что чем мельче уровень - тем сложнее. В Сингапуре на уровне саморегуляции каждого человека обеспечивается управляемость системы. Не школа устанавливает границы, а ребенок сам может и должен устанавливать собственные границы в школе.

Александр Адамский, говоря о формировании саморегулияции заметил, что перед, до образования существуют ценности, культивируемые и сохраняемые в ментальности в рамах семьи и этноса. Образование не находится вне культуры, если изначально не «втаскивать» это в культуру, а работать с границами в семье, в школе – это единица проектирования. В этом смысле мультикультуризация – это то, на что надо направлять усилия.

Роман Селюков, продолжая обсуждение о переносе ценностных смыслов, считает, что некоторым вещам нужно давать созревать естественно, без подталкивания. Поэтому должны появиться группы, разделяющие новые нормы. В этом смысл, а не в искусственном переносе смыслов и практик. Здесь появляется угроза отставания. Либо мы даем время отстояться новой тенденции и вызреть, либо мы отстаем.

Татьяна Ковалева, профессор кафедры педагогики МПГУ, предложила рассматривать независимый сектор как фактор и силу, вытягивающей систему на рост, на примере американской системы. В каждом маленьком городке есть сообщества родителей, которые готовы взять на себя инициативу.

Билигма Будаева заметила, что система образования Сингапура очень чувствительна к изменениям, происходящим в мире. Особенное место отводится повешению квалификации педагогов, первой особенностью данной системы является то, что они не считают себя лучшими и готовы меняться. Мотивационный компонент именно в готовности меняться и совершенствоваться. Особая роль отведена руководителю, подготовка его – задача государственная. Очень высок престиж профессии учителя, высока конкурентность среди учителей, что является важным мотивационным фактором.

Галина Фомицкая в своем выступлении выделила три проблемы, специфично решаемые в сингапурской системе:

  • формирования компетентностей,
  • формирования среды,
  • организации повышения квалификации.

С уровня дошкольного образования формируются 4 ключевых компетенции, этому способствует образовательная среда. Образовательная среда и ее элементы – везде. В этом смысле, ценностные моменты формируются не только в стенах школы, но и во всем пространстве жизни ребенка. В нашей школе ценности декларируется, а внешняя среда не подтверждает эти ценности. В системе повышения квалификации организованы системы методического, организационного сопровождения учителей, от момента окончания вуза. Представлена возможность выбора пути развития педагога как: методиста, директора, профсоюзного лидера.

В нашей системе решение некоторых проблем может обеспечить выход на обеспечение связи аттестации педагогических работников и повышения квалификации, где аттестация может являться одним из уровней повышения квалификации.

В завершение круглого стола Александр Адамский подчеркнул, что в современной системе образования не осталось места для естественных вещей в связи с умощнением управленческого аппарата. Сегодня необходимо управлять поддержкой естественных процессов.

Эржени БУДАЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100