Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Круглый стол «Электронная образовательная среда: принципы построения, проблемы и эффекты внедрения»




19 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялся круглый стол «Электронная образовательная среда: принципы построения, проблемы и эффекты внедрения». Участники: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», Людмила Бокова, член Совета Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Михаил Кушнир, советник компании «Новый диск» по образовательным проектам, Александр Молчанов, проректор по организации электронного обучения МЭСИ и представители сообщества операторов мониторинга (СОМ).

Обсуждение началось с фиксации ключевого противоречия: с одной стороны, имеет место бурный рост информационных технологий, с другой - крайне медленное вхождение системы образования в этот процесс. Электронная среда должна стать пространством обучения, но пока остается только инструментом, - отмечает Александр Адамский.

Вопрос внедрения информационных технологий в сферу образования приобретает все большую актуальность. Как пояснила Людмила Бокова, при Совете Федерации создана комиссия по развитию информационного общества, деятельность которой направлена на внедрение современных технологий, в том числе и в образовании. Одной из ключевых задач является обеспечение информационной безопасности. А это предполагает и обеспечение контент-фильтрации, и работу над методическими рекомендациями по работе с информационными ресурсами, которые не связаны с образованием. «Министерство связи работает над созданием мониторинговой системы, которая позволит фиксировать выход с образовательных сайтов на сайты, образовательным ресурсом не являющиеся, - говорит Людмила Бокова. Сейчас проект работает в пилотном режиме. В целях пропагандирования интернет-гигиены планируется провести всероссийское мероприятие – единый урок кибербезопасности».

Второй сегмент задач касается использования различных девайсов в образовательном процессе. Актуален вопрос целесообразности их применения, а также формат и наполнение содержания электронных учебников. Минобразования предложено проработать вопрос о возможностях и пределах насыщения образовательных учреждений оборудованием: каким может быть необходимый минимум, пределы его применения, потому что живое общение учителя и ученика невозможно полностью заменить.

Не менее важен по мнению сенатора и вопрос оптимизации и анализа эффективности использования в образовательных учреждениях различных электронных систем для исключения дополнительной загруженности педагогов. В этих целях комиссией ведется работа по изучению успешных IT-практик, в том числе зарубежом. Предварительный анализ показал, что на территории России часто наблюдается ситуация, когда имеют место быть достаточно продуктивные локальные прецеденты, которые в широкую практику не переходят.

Александр Адамский подчеркнул значение вопроса о наполнении электронной среды: «Что считать электронным учебником – закачанный текст, pdf-учебник или некий интерактив с возможностью обмена вопросами и задачами?

По мнению Михаила Кушнира, многое зависит от деятельности педагога, его умения эффективно использовать новые технологии. Проблематика обсуждения в этом вопросе лежит в плоскости определения задач, которые стоят перед образованием. И здесь актуальным является вопрос, должен ли учитель информатики становиться специалистом в области IT, то есть не только обучать, но и досконально разбираться в том, как и что работает. «Пока тенденция такого соединения сохраняется и выражается в централизации общих решений, - отмечает эксперт - не единства цели, под которой мы понимаем внедрение электронной среды, а общих решений в части приобретения одинакового для всех оборудования, применения одних и тех же технологий. Так, регионы зачастую идут по пути установки централизованных систем (мониторинга, управления), при отсутствии единых протоколов обмена данными между ними. В этом смысле централизованные системы фильтрации создают значительные затруднения для внедрения электронных сред. В то же время ограничительные мероприятия не являются панацей для интернет-гигиены. Важнее обучать способу отбора информации, а не закрывать доступ к тем или иным ресурсам».

Большой потенциал в этом смысле содержится в облачных технологиях, когда в одном киберпространстве сосредоточены все образовательные ресурсы и потребитель может выбрать те из них, которые ему необходимы, не сталкиваясь с проблемой обеспечения интернет-безопасности.

Как считает Александр Молчанов, внедрение инноваций и централизация реализации решений не всегда совместимы. Реализация программы централизованного приобретения компьютерного оборудования для школ привела к периодическому увеличению расходов бюджета в этом направлении при постепенном снижении эффективности затрат. Анализ результатов программы показал, что целесообразнее передать инициативу по решению подобных вопросов на места. Следующий сюжет. Учитель должен мотивировать ребенка к получению знаний, создать условия для сохранения и развития этой мотивации, но обеспечить три уровня профилизации обучения информатике один учитель не может. Нужны как минимум три учителя. Однако меры по массовой подготовке учителей также неэффективны. Результативнее будет изменение технологических и методологических подходов к организации образовательного процесса с использованием информационных технологий.

«Мы сейчас фиксируем поворотный момент,- говорит Артем Соловейчик, вице-президент издательства «Просвещение», - когда мы и законодательно, и управленчески, и технологически опаздываем от запросов школ. Школам нужны электронные учебники в планшете, хотя единого понимания того, каким этот учебник должен быть нет». Но должен ли этот учебник во всем повторять бумажный? Потому что в этом случае возникает риск сохранения старых методов работы, но с использованием новых технологий. Или же учебник должен быть интерактивным, с доступом к облачным технологиям, как своего рода самоучитель? И тогда возникает риск, что электронный самоучитель постепенно вытеснит педагога? Времени на принятие решения фактически не осталось, отмечает эксперт, поскольку есть решение Минобразования РФ о том, что если до 15 февраля 2015 года издательства не предоставят электронные версии учебников, эти учебники выпадут из федерального перечня.

Елена Петряева, руководитель службы мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика» зафиксировала еще одну проблематику: наблюдается тенденция возврата к сбору данных для мониторинговых систем в ручном режиме, часто в формате Excel. При этом объем собираемых данных возрастает. Возникает вопрос о целях, которые преследуются при такой организации мониторингов. По мнению эксперта, для принятия решений по отдельным вопросам избыточное количество данных не всегда необходимо, а усредненные данные часто недостоверны. С другой стороны затрудняется процесс обработки и анализа. Необходимо уйти от ручного принципа заполнения систем и разработать более эффективные алгоритмы их обработки.

Как отмечает Александр Буланкин, директор по развитию компании «Мифорс», важно прийти к единому пониманию того, что мы подразумеваем под электронными средами: это место где дети учатся, или это электронная библиотека, может быть, это системы для анализа и обработки данных? Потому что если все эти задачи реализуются в одной среде, то это потребует значительных усилий по разработке ее структуры. Если же под каждую задачу создается своя среда, то нужны единые протоколы обмена данными. Второй сюжет, кто действительно является заказчиком среды? Складывается впечатление, что среды в большей степени нужны родителям для обеспечения обратной связи и не информативны для системы управления, а для педагогов просто являются дополнительной нагрузкой.

В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу о том, что поскольку электронная среда – саморазвивающаяся система, любое централизованное вмешательство обречено на опоздание. Вопрос о том, нужна ли для системы образования собственная технологическая платформа условно можно считать открытым. Однако мнение о том, что необходимы мониторинговые системы с открытыми протоколами обмена данными, которые позволят агрегировать различные базы данных, получило поддержку в ходе обсуждения.

«Эволюционные процессы в сфере информатизации налицо, - отмечает Александр Адамский, - причем трансформация происходит прежде всего в сознании людей и сложности, связанные с восприятием электронных сред, заключаются именно в этом. Но электронные среды - это альтернатива, а не окончательное решение, вопрос в организации взаимодействия между учителем и учеником. Среда – это пространство взаимодействия, которое должно насыщаться совершенно разными вещами, быть полифункциональным». Трансформация традиционной учебной структуры в электронную среду принципиально меняет структуру взаимодействия. Привычные алгоритмы управления ломаются, поскольку способы взаимодействия приобретают все более сложную структуру. Управлять такой средой ведомственным способом невозможно, что вызывает сопротивление административной системы, поскольку управлять неструктурированной системой со сложными взаимодействиями сложно. В этом смысле сбор избыточных баз данных бессмыслен, поскольку средние показатели неинформативны и более того недостоверны. Проявилась тенденция появления данных не с пункта управления, а с места взаимодействия И сейчас ключевой вопрос обсуждения лежит не в технической плоскости, а скорее в решении управленческих проблем. «Мы автоматизируем архаику, - отмечает Александр Адамский, - усугубляя образовательную ситуацию. Прорывы в технологии становятся не способом развития образования, а инструментом консервирования архаичной ситуации».

По мнению Михаила Кушнира, информационная среда у многих сливается с понятием продукта. Именно поэтому, когда говорят о единой информационной образовательной среде, на места спускается единое централизованное решение. Но информационную среду каждое образовательное учреждение должно строить по своему. У каждого потребителя может и должен быть выбор продукта, отвечающего его ожиданиям. Преимущество информационных сред как раз и заключается в возможности построения их под конкретные задачи. Даже электронные дневники не могут быть едиными для всех, поскольку в школах применяются различные системы оценивания. Задача административной системы помогать в создании этого разнообразия. А для этого нужно четко понимать, какие сведения и с какого уровня нужны, понимая это, можно выстроить протоколы обмена не вмешиваясь в процесс построения самих сред.

Завершая работу круглого стола сенатор Людмила Бокова отметила, что сейчас мы переживаем период смарт-общества, когда запросы потребителя играют достаточно большое значение. Поэтому все решения должны оцениваться с точки зрения удобства и комфорта потребителя. Роль государства в том, чтобы регулировать процессы взаимодействия. С этой точки зрения важно достижение единого понимания терминов и понятий, которые будут приняты и потребителем, и разработчиком, и административной системой. «Да, отраслевая информационная система необходима, но какой она должна быть – предмет обсуждения и очевидных решений пока нет», - завершила Людмила Бокова.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100