Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Круглый стол «Школа без границ»




19 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялся Круглый стол «Школа без границ» (модератор: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»). Участники: Любовь Глебова (Россия), член Совета Федерации по международным делам, доктор Кристин Чен (Сингапур), Президент Ассоциации учителей дошкольных учреждений в Сингапуре, Галина Доля (Великобритания, Россия), руководитель программы «Key to learning», Мивако Ито (Япония), Университет Кобэ, преподаватель, Ph. D и Минэи Акико (Япония).

Александр Адамский акцентировал внимание на проблематике дискуссии: «Школа без границ – это тема и нашей дискуссии и VII Байкальского образовательного форума. Ее метафоричность начинает приобретать особое значение в условиях, когда то, чем дети живут уже давно, только становится темой для разговоров взрослых. «Эврика» пытается если не опередить, то хотя бы быть синхронной стремительному детскому развитию». Эта стремительность тем выше, чем больше современная наука, информационные потоки теряют свою территориальность. Существование в культуре обязывает нас удерживать разные ее слои. И образование – это предоставление человеку способов, средств удерживать всевозможные культурные пространства, родное и глобальное. «И если у образования как системы это получится, то надежда на прогрессивное совместное будущее есть у нас всех, - уверен Александр Адамский, – важно удерживать и тот факт, что в современном образовании акцент сместился на дошкольный возраст. Если мы что-то не дали ребенку в этом возрасте, компенсировать позднее практически невозможно. В этом смысле отличия ступеней образования также становятся несущественными. Необходим комплексный подход».

Продолжая обсуждение, Любовь Глебова отметила, что в рамках дискуссии хотелось бы поговорить о школе как месте, где происходят наиболее интенсивные процессы, влияющие на изменение нашего общего будущего и наиболее полно отвечающие настоящему. Одна из тенденций развития общества сегодня - это усиление миграционных процессов во всем мире. Их последствие – наличие разных культур в одном пространстве. «Нам кажется, что мы ведем диалог культур, - говорит Любовь Глебова, - но носители культур существуют не в отдельном пространстве, а на территории, где уже есть коренное население. И тогда говорить о равноправной ассимиляции культур уже сложно». Культуры равны, но не равноправны именно в силу объективного территориального преобладания носителей одной из них. В рамках школы нужно отработать модели отношений, которые позволят не только преодолевать это неравенство, но и действительно построить диалог культур. Форматы построения могут быть разными. Но их создание пока не воспринимается педагогическим сообществом как методическая задача. И в рамках дискуссии хотелось бы обсудить, как следует вести диалог культур внутри образовательной организации.

Комментируя выступление, Александр Адамский отметил, что история с коренным населением как источником языка образования достаточно сложна в силу различных причин. И решение о языке образования – это все же управленческое решение, когда языком обучения становится государственный язык. Вместе с тем, наряду с государственным языком в образовании могут сосуществовать иные языки. Проблема в том, чтобы сохранять свою культуру и язык в условиях, когда преобладающим является другой язык. Миссия образования – создать максимум условий для сохранения языковой и культурной идентичности для каждого, побуждая к тому, чтобы, выходя в глобальное пространство, каждый был способен говорить с другими на одном языке.

С этой точкой зрения согласна и Любовь Глебова: «Говоря о том, что государство должно создать условия для сохранения идентичности, мы все же имеем в виду не язык, а модель поведения внутри одного образовательного пространства».

«Проблема миграции является глобальной, общей для всех, - рассказывает Кристин Чен, - в дошкольных учреждениях Сингапура примерно 50% детей, не являющихся гражданами Сингапура. Недавно я была в Австрии, и заметила, что дети, носители разных культур, даже едят разную еду. В Вене я задала вопрос, каков процент детей мигрантов в дошкольных учреждениях, и получила ответ, что их почти 100%. В некоторые детские сады приглашают на работу переводчиков. На конференции в США много говорили о новых стандартах для учителей именно в связи с наличием задачи реализации мультикультурного образования. В Сингапуре мы говорим не о стандартах, а о результатах. Мы считаем, что дети - это наши инвестиции в будущее. Взрослые говорят о том, какими должны стать дети, но никогда не говорим о том, какими они могут быть здесь и сейчас. Мне кажется, что мы лишаем детей детства, предлагая им свои стандарты и результаты. Наша ассоциация дошкольных работников ставит ценности детства на вершину приоритетов, потому что детство - один из важнейших периодов жизни. Если у тебя счастливое детство, ты будешь успешен в будущем независимо от обстоятельств. Школа – это не только учебная программа, это пространство развития. Поэтому для работы с детьми мы привлекаем специалистов из других областей, мы называем это междисциплинарным (межведомственным) взаимодействием. Мы учим наших учителей общаться не только внутри профессионального сообщества, но и с представителями других сфер – социальной, экономической и другое. Другой важный аспект – экологическое образование. Ответственность за чистоту нашей планеты на себя должен принять каждый и быть честным с собой, признавая наличие проблем, чтобы решать их сообща. В этом смысле способность к сотрудничеству приобретает большое значение. Умение вести диалог в условиях наличия разных мнений - это большое искусство».

Дискуссия продолжилась выступлением Минэи Акико: «Я писала диплом о дошкольном образовании в советском союзе и занимаюсь исследованием системы образования Советского союза, России всю жизнь. Мы часто обсуждаем вопросы развития системы российского образования на различных семинарах и конференциях. Ключевая проблематика – возможности для сохранения лучших традиций и одновременно внедрение инноваций. Одно из выдающихся достижений – право всех детей независимо от статуса или национальности на получение образования. Сейчас во всем мире, к сожалению, нарастает тенденция, когда образование становится товаром, и более качественное образование стоит дороже, и не всегда доступно для всех».

«В истории Японии традиции и интернационализация успешно соединились, - рассказывает Мивако Ито, - сотрудничество стало ключевой идеей развития. Учитель, воспитатель не управляет обучением, а помогает осваивать знание. Все, что происходит в школе, делается сообща. И мы понимаем, что для общего развития важно, сохраняя свои традиции, изучать опыт других стран».

Анализируя выступления участников дискуссии, Александр Адамский отметил, что образовательному сообществу нужно решить, будет ли оно ожидать управленческих решений или возьмет роль лидера на себя в решении вопроса о том, как выстроить диалог культур. Нужно менять подходы к формированию формального образования, в качестве приоритетов выбрав естественный образ жизни ребенка. «В этом смысле, - говорит Александр Адамский, - я согласен с мнением, что формальное образование лишает ребенка детства. Педагогическое образование должно стать поликультурным и полинациональным. Это сложный процесс, который не может быть решен простым смешиванием лучших образовательных традиций».

Эту точку зрения разделяет и Галина Доля: «Для меня школа без границ - это не просто обмен педагогическими технологиями. Это, прежде всего, трансформация общества, культуры, образования и в конечном итоге самого человека через обмен лучшими педагогическими практиками. Например, программа «Keytolearning» реализуется во многих странах мира и идеи Льва Выготского, трансформируясь сообразно культурным традициям страны, принимаются в каждой из этих стран. Универсальность программы в том, что она направлена на раскрытие личности ребенка, его способностей к общению, преодоление трудностей в развитии. В этом смысле педагогические технологии могут и должны быть универсальными именно для того, чтобы раскрывать лучшее в каждом из детей и научить их выстраивать общение и совместную деятельность, взаимодействовать между собой».

Завершая дискуссию, Любовь Глебова отметила, что тема дискуссии имеет столько граней воспроизводства и областей, внутри которых возможно раскрыть понимание того, что такое школа без границ как в смысле внешней и внутренней политики, так и с позиции диссеминации педагогических технологий, что ее обсуждение может быть очень внушительным по времени. Опыт школы без границ показывает, что педагогика не является исполнителем какой - то установки, она не инструмент, а скорее носитель политики. Кажется невозможным соотношение, когда указание дают политики, а педагоги только реализуют. Более вероятна ситуация, когда педагоги через имеющийся набор методов, технологий и практик могут влиять на формирующие тенденции политики, изменяя человека и общество в целом. «Осознание ответственности за то, что мы, педагоги, другие участники образовательного процесса делаем, дает понимание того, готовим ли мы детей к жизни сегодня или помогаем им прожить детство, - говорит Любовь Глебова. Дискуссия выходит на понимание того, что результат образования, оставаясь разным для каждой из стран и культур, может быть общим, единым в глобальном смысле. Очевидно, что мы должны для себя определить не сам результат образования как таковой, приемлемый только для российской системы образования, а найти различные вариативные способы достижения именно общего результата, который будет признан во всем мире и приемлем для каждой из культур. А готовы ли мы к этому – уже предмет отдельного разговора».

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100