Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Открытый университет «Эврика»:




19 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика»состоялась работа Открытого университета «Эврика», где с продолжением доклада «Как работают и почему не работают институты в образовании» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале доклада Александр Адамский провел небольшой социологический эксперимент, в котором приняли участие представители профессионального педагогического сообщества – участники конференции:

  • магистрант,
  • педагог с 10-летним стажем работы,
  • педагог с 17-летним стажем работы.

Первое задание было направлено на возможность узнать на фотографии 1986 года педагогов-новаторов, которыми были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества». Вторая часть эксперимента была направлена на воспроизведение участниками основных положений педагогики сотрудничества. На завершающем этапе было предложено ответить на вопрос: в альтернативу чему появилась педагогика сотрудничества? В ходе обсуждения участники конференции пришли к выводу, что эти идеи появились в альтернативу единообразию.

Эксперт предложил оценить по 10-балльной шкале ситуацию реализации этих идей в реальной педагогической деятельности за последние годы по самоощущениям участников. Пиком развития и проявления в педагогической деятельности педагогики сотрудничества были обозначены: начало и середина 1990-х гг, начало 2000-х гг. По общему мнению, к 2010-м гг. отмечается спад в развитии системы.

Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» отметил, что те, кто смог «встать на ноги» до 1996 г. – получили наибольший потенциал развития с 1986 по 1996 гг. и сохраняют свою инновационность по сей день. Татьяна Ковалева, профессор кафедры педагогики МПГУ отметила, что инновационный характер деятельности, в целом, сохранился у 30 % школ, которые изначально начинали это движение. Андрей Зоткин, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» подчеркнул, что отмечался рост инновационного развития до появления «допоташниковского периода», когда появляется инструмент инноваций «не про ребенка».

Александр Адамский подводя итоги обсуждения, отметил, что конечно, нужно избегать универсальных периодизаций. Деятельность педагога определяется внутренними импульсами и личностно. Говоря о результатах эксперимента, эксперт отметил, что все участники практически не читали текст, но правильно его реконструировали, потому что эти идеи «разлиты» в пространстве, есть «следы» в коммуникационной среде.

Проект, начавшийся в образовательной политике в середине 80-х гг., и определявшийся исключительно педагогическим характером идей, закончился. «Мы прошли путь к комплексности, когда в большей степени образовательная политика становится педагогикой. Необходимо либо комплексно представить это взаимопроникновение, либо понимать, что если этого не случится – то эти течения гасят друг друга. Задача: эти институты связать в общие нормы. Если они не связаны, то сами по себе они правильны, выстроены, а совместно – гасят друг друга, к примеру: управление гасит инициативу, экономика гасит управление» - заметил Александр Адамский.

Эксперты фиксируют резкий сдвиг в финансировании системы образования – государство перестанет быть основным источником финансирования. Изменение источника финансирования связано с тем, что рефлексия потребности и заказа на высоком уровне формализации не может быть осуществлена на уровне государства. Это возможно пока только на уровне образовательной организации, поэтому деньги нужно распределять на уровне учреждения.

Возвращаясь к инновациям, эксперт предложил обсудить вопрос - Какие инновации мы обсуждаем сейчас? Все инновации, по сути, являются содержательно педагогическими. Сегодня инновационность может быть обеспечена только обогащением педагогических идей чем-то другим: например, технологиями.

В завершение лекции были рассмотрены технологические тренды, влияющие не только на развитие системы образования. В данном ракурсе был рассмотрен вопрос о подготовке учителя. Роль учителя в будущем непонятная и неясная. Та среда, относительно которой учитель действует – это большие данные, как неструктурированное пространство действия.

Большие данные - социальное пространство, в котором отношения учителя и ребенка приводят к результату. При этом большие данные были всегда и есть, они не возникают, а проявляются. Появилась только возможность их оцифровать. Это дает возможность не работать со средними показателями, и именно это должно обеспечить индивидуализацию, индивидуальную деятельность.

Сегодня бессмысленно выстраивать абсолютные рейтинги, необходима кристаллизация отдельных объектов. Удержание всех показателей и их корреляция возможна только в пространстве больших данных - подчеркнул Александр Адамский.

Эржени БУДАЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100