Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Авторская школа "Эврика"- 2014"> Панельная дискуссия «Развивающая среда образовательной организации»

Панельная дискуссия «Развивающая среда образовательной организации»




18 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялась панельная дискуссия «Развивающая среда образовательной организации». Модератор: Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале панельной дискуссии Роман Селюков обозначил общую тему обсуждения – развивающая среда образовательной организации, которая будет рассматриваться применительно ко всем уровням образования.

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» обозначила основные вопросы обсуждения:

  • Когда развивающая среда становится образовательной?
  • Какие должны быть созданы условия для формирования субъектности детей?
  • В каких условиях появляется и проявляется инициатива ребенка?

Эти вопросы обозначают несколько проблемных точек обсуждения, применительно к дошкольному образованию:

  • что должно приобретаться в детских садах
  • какое место в среде отводится бросовым материалам, для реализации рукотворной деятельности
  • как должно изменяться взаимодействие между воспитателем и ребенком

В этом ряду приоритетным или основополагающим вопросом является вопрос о качестве кадров, определяющийся необходимостью изменения типа взаимодействия «педагог – ребенок». На практике обнаруживается разрыв между осознанием педагога своей деятельности и требованиями стандарта к осуществлению образовательного процесса. Применительно к системе общего образования обозначена проблематика реализации тьюторского сопровождения, требующей определенной среды.

Андрей Зоткин, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» подчеркнул, что среда открывается, когда:

  • у ребенка проявляется отношение к внешнему, как встреча с объектом;
  • реализуется сопровождение ребенка для обнаружения объекта.

Средой может быть все, что угодно: лес, улица, люди. Образовательной она становится тогда, когда обеспечивается не само окружение, а организация ее для проявления интереса и инициативы ребенка. В этом смысле, среда – это и особый способ сопровождения. Образовательная среда предполагает появление некой деятельности, которая в этой среде возникает. Тогда среда – это несколько объектов, взаимодействующих между собой.

Отвечая на вопрос - каковы необходимые и достаточные условия, превращающие среду в образовательную, эксперты отметили, что нельзя трактовать среду как набор объектов, среда это и определенный способ работы. Как структурируется средовое пространство? Важен момент структуры и организации пространства с точки зрения возможности реализации деятельности и возможности ее попробовать или осмыслить.

Поэтому важна работа педагога, когда при организации среды могут проявиться незапланированные цели. Работа со средой – это работа, когда еще цели нет.

Анастасия Меркулова, представитель Многопрофильного колледжа г.Тамбова подчеркнула, что образовательная среда – среда, обусловленная задачами образования. Развитие среды должно идти в контексте требований к системе среднего профессионального образования:

  • подготовка квалификационных кадров,
  • повышение квалификации и переподготовка взрослых.

Среда в профильном образовании должна давать возможность формировать профессиональную компетентность в реальных производственных условиях. В конечном итоге, среда должна выходить на развитие личности.

Роман Селюков в завершение дискуссии обозначил основные понятия, связанные со средой: объекты, связи, события, взаимодействие, сопровождение, пробы, деятельность. Деятельность сама может быть средой. Среда становится образовательной и при возникновении деятельности, но преимущественно, формируется до деятельности. Важна сама ситуация, когда у ребенка в этой среде проявляется деятельность. Важен мотивирующий функционал среды.

Экспертами подчеркнуто, что каждый ребенок приходит со своим содержанием, задача педагога – проявить это содержание, тогда среда является развивающей и образовательной.

Эржени БУДАЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100