Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Авторская школа "Эврика"- 2014"> Мастерские российских и зарубежных участников конференции

Мастерские российских и зарубежных участников конференции




18 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялись мастерские российских и зарубежных участников конференции: мастерская «Английская группа развития в российском детском саду», Галина Доля (Великобритания, Россия), руководитель программы «Key to learning», мастерская «О работе Ассоциации учителей дошкольных учреждений Сингапура по повышению квалификации», Кристин Чен (Сингапур), Президент Ассоциации учителей дошкольных учреждений в Сингапуре и мастерская Мивако Ито (Япония), Университет Кобэ, преподаватель, Ph. D.

В рамках мастерской «Английская группа развития в российском детском саду» сотоялась презентация проекта «Английская группа развития в российском детском саду». Александр Адамский рассказал об организационной идее проекта. В рамках проекта планируется организация сети групп дополнительного образования (ежедневное 3-х часовое занятие с детьми) на английском языке. Реализация проекта позволит использовать дополнительное образование как модель разработки образовательной программы организации. Проект предполагает также создание модели сетевой подготовки педагогов.

В рамках презентации Елена Воробьева, доцент кафедры социальной психологии развития МГППУ рассказала об актуальности проекта через презентацию данных лонгитюдных исследований, которые показывают, что дошкольное образование существенно влияет на последующие этапы жизни.

По ее словам, введение ФГОС дошкольного образования выявило как определенные достижения отечественной системы дошкольного образования (массовый характер системы образования, традиция систематического обучения детей, методики обучения чтения и счету), так и существенные дефициты (большое количество заданий репродуктивного содержания - направленность на знания, а не на овладение средствами; «занятия» как главный формат обучения детей; отсутствие вариативности и ситуаций самоопределения для детей; недостаточность традиций и технологий для поддержки детской инициативы).

Татьяна Морозова, эксперт-аналитик Института проблем образовательной политики «Эврика» отметила необходимость изменения содержания деятельности и профессиональной подготовки педагогов, связанную с освоением компетентностей по созданию ситуаций поддержки детских замыслов, созданию коммуникативной языковой среды, созданию проблемных ситуаций.

Реализация проекта требует от воспитателей создания коммуникативных ситуаций для освоения языка, умения работать в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенка, предлагая ему задачи и наглядные средства для их решения, создания ситуаций поддержки детской инициативы.

Галина Доля в своем выступлении осветила образовательные технологии, лежащие в основе проекта: Happy English (Г.Н.Доля), Key to learning: Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.Е.Веракса, Г.Н.Доля, проектная деятельность.

В рамках мастерской Мивако Ито (Япония) отмечено, что несмотря на общемировую тенденцию к глобализации, внутри систем образования каждой страны остаются свои особенности. В рамках мастерской участникам предложено выделить и обсудить отличия по видеоматериалам с уроков в российских школах. Например, фрагмент урока математики, где учитель и ученики устно решают задачу. Принципиальное отличие заключается в том, что в японской школе эту задачу решали бы только письменно. Для культурной традиции страны нехарактерно публичное выражение своих чувств, поэтому сейчас одной из задач для системы образования Японии является развитие устной речи, отход от приоритета письменной.

Следующий фрагмент – защита проектов. Учитель одобряет текстовое выступление, но категорически не приемлет выступление с большим количеством иллюстративного материала. У ребенка нет права на выбор способа представления результатов своей работы. Для подавляющего пока большинства российских школ в силу сложившихся культурно- исторических традиций выступление учителя с позиции лидера, который лучше знает «как надо», достаточно привычно. Для учителя в японской школе более привычным является сотрудничество: не «сделай», а «давай сделаем».

Та же тенденция повторяется и в другом видеофрагменте, на уроке английского языка учитель предлагает детям рассказать стихотворение и показать действием то, что написано в стихотворении. Учитель снова лидер, «хозяин ситуации». С внедрением новых ФГОС ситуация начинает изменяться. Акцент смещается в сторону самостоятельного действия ребенка, создания условий для того, чтобы он нашел решение самостоятельно. У коллег из Японии в центре внимания оказалась организация занятия. Приветствуется, что во время урока каждый учащийся имеет возможность говорить на английском языке, а само занятие проводится в группе.

В ходе обсуждения участники мастерской пришли к единому выводу о том, что важным аспектом в обучении является не столько форма организации занятия, а то, зачем применяется та или иная образовательная технология, на какую конечную цель обучения ориентировано его содержание. Необходимо анализировать опыт и образовательные традиции других стран для того, чтобы сохраняя традиции перенимать лучшие идеи для инновационного развития.

В ходе мастерской «О работе Ассоциации учителей дошкольных учреждений Сингапура по повышению квалификации» под руководством Кристин Чен (Сингапур) участники конференции узнали, что министерстваСингапура, ведающие проблемами семьи и экономики, провели параллельные исследования с привлечением ведущих мировых экспертов, показавшие, что развитие человеческого потенциала в раннем детстве стало глобальной тенденцией и что инвестиции в дошкольное образование (и государственное, и частное) могли бы значительно пополнить рынок труда высококвалифицированными кадрами:

  • за счет мам, которые вынужденно не работают или работают неполный день, так как не могут оставить своего ребенка без присмотра и воспитания (и это могли бы быть достаточно короткие инвестиции);
  • за счет компетенций, которые, будучи приобретенными своевременно (именно в дошкольном возрасте), способны значительно омолодить профессионалов, занятых в экономике, благодаря более раннему и эффективному старту;
  • за счет роста предпринимательской и инвестиционной активности населения в сфере дошкольного образования при условии обеспечения доступной профессиональной подготовки соответствующих специалистов.

С учетом результатов исследований государство приняло некоторые нормы, которые не просто оживили сектор дошкольного образования, но фактически превратили его в динамичный институт развития человеческих ресурсов Сингапура. Среди этих норм:

  • субсидирование граждан на получение дошкольного образования (семья, приводящая в детский сад детей до шести лет, получает 300 синга-долларов на каждого ребенка);
  • установление аккредитационных правил, в которых зафиксированы ключевые требования к организации и качеству дошкольного образования. Аккредитация не дает доступа к государственному финансированию, а является своеобразным знаком качества для граждан. Пройдя эту процедуру по желанию один раз в три года, образовательная организация получает сертификат и символический денежный бонус в 3 тыс. синга-долларов;
  • аккредитацией образовательных организаций занимается объединенный профсоюз Сингапура, который проводит исследования в социальной и экономической сферах, ведет работу с различными фокус-группами населения, а о результатах информирует напрямую председателя правительства Сингапура (в кабинете премьер-министра даже специально поставили рабочий стол для председателя профсоюза).
  • все дошкольные образовательные организации Сингапура проходят лицензирование.

Особое внимание Кристин Чен уделила системе повышения профессионализма дошкольных педагогов, которая опирается непосредственно на нужды и дефициты конкретного педагога, реализуется через широкий набор готовых кейсов для каждого конкретного учителя.

Татьяна МОРОЗОВА, Иван ТРИФОНОВ, Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100