Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Авторская школа "Эврика"- 2014"> Круглый стол: «Проектирование основных образовательных программ уровней общего образования»
Презентация к выступлению Игоря Реморенко 

Круглый стол: «Проектирование основных образовательных программ уровней общего образования»




18 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялся круглый стол «Проектирование основных образовательных программ уровней общего образования». Участники: Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета и Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого Института «Развивающее образование».

Игорь Реморенко, открывая круглый стол, обозначил задачу - подвести промежуточные итоги общественного обсуждения примерной ООП ступени основного общего образования. Примерная ООП – нетривиальный документ среди других нормативно-правовых актов и требует некоторого уточнения и разъяснения.

Модератором проведен анализ примерных программ и подходов их формирования в исторической ретроспективе, начиная со времен царской России. Первый исторический аналог примерных программ – программа «Юности честное зерцало» начала XVIII века, включающая 4 части («Арифметика», «Русский язык», «Слово божье», «Этика») как ориентир по содержанию образования. Системы контроля реализации программы не было, и программа носила рекомендательный характер.

В нынешней конструкции программа образовательного учреждения должна соответствовать ФГОС и учитывать примерные программы. В ходе обсуждения вносятся коррективы, к примеру, появился диапазонный учебный план, рассчитанный на определенное количество часов для основной школы.

В выступлении обозначены принципы обсуждения примерной ООП:

  • разделение программы на смысловые куски для проявления возможности обсуждения относительно конкретных вопросов;
  • заданы некоторые опции для обсуждения, предложена поляризация мнений;
  • учитывается рейтинг мнений;
  • предусмотрена система поощрения участников обсуждения, вплоть до поощрения стажировкой.

Обсуждение построено на возможности использовать и учитывать мнение всех заинтересованных лиц (краудсорсинг). К примеру, действует конструктор идеального учебного плана, каждый участник может предложить свой вариант такого плана. Анализ представленных конструктов поможет определить тренды и привнести изменения в обсуждаемый документ. Есть возможность рассмотреть программы разных элективных курсов.

Игорь Реморенко представил некоторые из мнений, оформленных в ходе обсуждения на сайте. Подчеркнул, что участников обсуждения более 50 тысяч, что в 10 раз больше, чем было при обсуждении законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».

Василий Буров, председатель совета директоров компании WikiVote! определил отличия этого общественного обсуждения от остальных:

  • массовость,
  • высокий уровень активности,
  • мотивация участников, указывающая важность документа для большого количества людей,
  • суммарный объем потраченного времени на обсуждение – более 3000 рабочих дней, учитывая, что обсуждение завершается 1 декабря 2014 г.

Подчеркнута важность понимания преимуществ такого обсуждения. В первую очередь - возможности интеграции идей и возможности их использования в своей практике.

Алексей Воронцов обозначил риски принятия примерной ООП. Примерная ООП может заменить ФГОС. По начальной школе внедрение ФГОС произошло без примерной ООП, что дало возможность обозначить несостоятельность образовательных организаций разработать свою ООП. При этом само обсуждение примерной ООП дает возможность обозначить уровень развития педагогического сообщества.

Примерная ООП может стать:

  • аналогом примерного содержания образования,
  • программой построения разных траекторий реализации стандарта,
  • комплексом отдельных модулей, из которых будет строиться ООП школы.

Примерная программа не имеет статуса обязательного, но действия Рособрнадзора ставят вопрос о статусности такой программы. В ходе обсуждения было подчеркнуто, что данный документ представляется как рамочный, в котором обозначены только результаты, при предоставлении свободы движения в предметном содержании.

Примерная ООП должна была:

  • расшифровать стандарт, к примеру - образовательные результаты,
  • задать рамочно систему оценки качества, к примеру - показать, что 5-балльное шкалирование - один из вариантов оценки,
  • задать рамочно содержание образования,
  • задать понимание внеурочной деятельности и ее организации.

Алексей Воронцов обозначил позицию - сделать примерную программу рамочной, и приложить множество вариантов ее реализации, подчеркнув, что примерная программа должна задавать только ориентиры.

Игорь Реморенко, продолжая дискуссию, заметил, что обсуждение разных проектов и программ направлено и на возможность купировать негативный вариант развития событий по их реализации. В ходе обсуждения были представлены также и разные мнения по вопросу о включении в примерную программу комплекса дидактических единиц.

Дальнейшее обсуждение касалось вопросов:

  • принципы включения в учебный план части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • объемы и содержание вариативной части учебного плана;
  • возможность формирования другой структуры построения учебного плана;
  • стимулирования обсуждения новых возможностей формирования Учебного плана в «часовой», содержательной составляющей.

Обозначена возможность самостоятельно формировать этот план школами, если будут показаны разные варианты учебного плана с разным процентным соотношением обязательной и вариативной части.

Были обсуждены варианты проведения контрольно-надзорных мероприятий, мониторинга образовательных результатов при наличии примерной программы и разных вариантов учебного плана.

В заключение Алексей Воронцов отметил, что есть комментарии к любому закону и по этому принципу необходимо составить такой комментарий к примерной программе, что даст возможность определенной доле школ формировать свою программу и данный комментарий будет определять основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Эржени БУДАЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100